Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников - файл n1.doc

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Парциальная программа музыкального воспитания «Музыкальные шедевры» О.П.Радынова

2 слайд

Описание слайда:

Программа «Музыкальные шедевры» 1999 года. Автор программы Ольга Петровна Радынова. Цель программы - формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа «Музыкальные шедевры» ориентирована на возраст детей от трех до семи лет.

3 слайд

Описание слайда:

Основные задачи программы: - накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей; - вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства; - развивать музыкальное мышление детей; - развивать творческое воображение; - побуждать детей выражать свои музыкальные впечатлен в исполнительской, творческой деятельности; - вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте; - побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной) поддерживать проявления оценочного отношения.

4 слайд

Описание слайда:

Основной принцип построения программы - тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям. Принципы построения программы

5 слайд

Описание слайда:

Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определенное эмоциональное содержание. Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского. Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» дает представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Четвертая тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня. Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках. Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра.

6 слайд

Описание слайда:

Концентрический, спиралевидный принцип программы позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе музыкального и общего развития ребенка, побуждает обобщениям, фиксации оценок, запоминанию полюбившихся произведений, известных понятий, закреплению сформированных в различных видах музыкальной и художественной деятельности умений навыков, способствует творческому их применению.

7 слайд

Описание слайда:

Одним из основных принципов программы «Музыкальные шедевры» является принцип контрастного сопоставления репертуара. В каждой теме репертуар подобран в сравнении пьес с одинаковыми или близкими названиями. Такие сопоставления рождают проблемную познавательно-оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, заостряют внимание. Изучение репертуара в сравнениях способствует осознанности восприятия, постижению семантики музыкального языка.

8 слайд

Описание слайда:

Принцип адаптивности. Этот принцип допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы с учет опыта восприятия, возможностей усвоения произведений детьми времени, необходимого для достижения музыкального и общего развития ребенка. Кроме того, принцип адаптивности программы крайне важен в связи с особенностями выбора методов и приемов обучения в разных возрастных группах (в случае применения одного и того же репертуара), а также форм организации музыкальной деятельности детей.

9 слайд

Описание слайда:

Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности на занятиях при объединяющей роли восприятия, «творческого слушания» музыки.

10 слайд

Описание слайда:

Методы и приемы музыкального воспитания Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трех методов применяется с нарастанием проблемной: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Созданию проблемных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке.

11 слайд

Описание слайда:

Особые методы, разработанные О.П. Радыновой Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учетом возрастных особенностей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов.

12 слайд

Описание слайда:

Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребенка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте)

13 слайд

Описание слайда:

Моторно-двигательное уподобление эмоционально –образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков). Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.

14 слайд

Описание слайда:

Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по- разному. Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И.В.Груздова). Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта ее восприятия.

15 слайд

Описание слайда:

Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьезность крайне важно для ребенка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки. Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты. Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста.

16 слайд

Описание слайда:

Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений. Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия, выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств.

17 слайд

Описание слайда:

М.: Академия Москва, 1998. — 240 с.Пособие содержит теоретический, музыковедческий, методический материал, раскрывающий основы работы с детьми дошкольного возраста. Особое внимание уделено различным видам музыкальной деятельности дошкольников и формам их организации с учетом уровня развития способностей каждого ребенка.От Авторов : Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но в конечном счете успех дела зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.
Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.
Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это прежде всего классика и народные произведения. Но для этого педагог должен сам ее хорошо знать, любить, уметь преподнести детям, рассказать о ней.
В качестве напутствия читателям хотелось бы пожелать, чтобы они применяли рекомендуемый материал творчески, смелее искали новые пути раскрытия детям красоты музыки.
Мы надеемся, что книга поможет будущим педагогам подготовиться к работе с детьми, а музыкальным руководителям и воспитателям найти ответы на вопросы, возникающие в практике.Значение музыки в воспитании детей (О. П. Радынова)
Музыка как вид искусства и задачи музыкального воспитания детей
Характеристика музыкальных способностей
Развитие у детей музыкальных способностей
Развитие способностей в музыкальной деятельности
Контроль за развитием музыкальных способностей
Формирование основ музыкальной культуры детей (А. И. Катинене)
Методы и приемы музыкального воспитания детей (О. П. Радынова)
Педагогические методы
Характеристика методов и приемов музыкального воспитания
Музыкально-дидактические игры и пособия
Музыкальная деятельность детей
Виды музыкальной деятельности (О. П. Радынова)
Особенности музыкальной деятельности детей (О. П. Радынова, А. И. Катинене)
Развитие у детей музыкального восприятия (О. П. Радынова)
арактеристика музыкального репертуара
Методы и приемы развития у детей музыкального восприятия
Детское музыкальное исполнительство
Пение (А. И. Катинене)
Ритмика [музыкально-ритмические движения] (М. Л. Палавандишвили)
Игра на детских музыкальных инструментах (О. П. Радынова)
Детское музыкальное творчество
Песенное творчество
Музыкально-игровое и танцевальное творчество (М. Л. Палавандишвили)
Творчество детей в игре на музыкальных инструментах (О. П. Радынова)
Музыкально-образовательная деятельность (А. И. Катинене, О. П. Радынова)
Значение музыкально-образовательной деятельности в музыкальном воспитании детей
Методы и приемы формирования знаний о музыке
Формы организации музыкальной деятельности детей (О. П. Радынова)
Общая характеристика
Занятия (О. П. Радынова)
Виды музыкальных занятий
Занятия индивидуальные и по подгруппам
Фронтальные занятия
Музыка в повседневной жизни детского сада (М. Л. Палавандишвили)
Роль и место музыки в быту детского сада
Музыка и физкультура
Музыка и развлечения
Музыка и праздник в детском саду
Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей (О. П. Радынова)
Функции заведующего детским садом и старшего воспитателя
Функции музыкального руководителя и воспитателя
Словарь музыкальных терминов
Литература

Учебное пособие

Для студентов факультетов дошкольного воспитания средних и высших педагогических учебных заведений

Асяйет"д

1998

ББК 74.100.5я 723 Р 15

Издательская программа «Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей» Руководитель программы 3. А. Нефедова

Рецензенты: канд. пед. наук Е. А. Дубровская, канд. пед. наук М. А.Медведева

Радынова О. П. и др.

Р 15 Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. по­собие для студ. фак-ов дошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 240 с. ISBN 5-7695-0182-0

Пособие содержит теоретический, музыковедческий, ме­тодический материал, раскрывающий основы работы с деть­ми дошкольного возраста.

Особое внимание уделено различным видам музыкальной деятельности дошкольников и формам их организации с уче­том уровня развития способностей каждого ребенка.

ББК 74.100.5я 723

© Радынова О. П., Катинене А. И.,

УДК 373.21:78(075.32)
Палавандишвили М. Л., 1991! © Издательский центр «Академия», 1998
ОТ АВТОРОВ

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музы­кальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсут­ствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве ря­дом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть пе­ред ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздей­ствие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, со­вершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уров­ня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но в конечном счете успех дела за­висит от всего педагогического коллектива дошкольного учреж­дения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлени­ями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. По­добно процессу овладения речью, для которого необходима рече­вая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

Важно использовать в работе с детьми полноценную в художе­ственном отношении музыку: это прежде всего классика и народ­ные произведения. Но для этого педагог должен сам ее хорошо знать, любить, уметь преподнести детям, рассказать о ней.

В качестве напутствия читателям хотелось бы пожелать, что­бы они применяли рекомендуемый материал творчески, смелее искали новые пути раскрытия детям красоты музыки.

Мы надеемся, что книга поможет будущим педагогам подготовиться к работе с детьми, а музыкальным руководителям и воспитателям найти ответы на вопросы, возникающие в практике.

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

§ 1. МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Музыка возникла в глубокой древности. Об этом свидетель­ствует множество найденных предметов с изображениями музы­кальных инструментов, исполнителей, хотя сами музыкальные произведения далеких эпох до нас не дошли.

Издавна музыка признавалась важным и незаменимым сред­ством формирования личностных качеств человека, его духовно­го мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Дока­зывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стой­кость, другие же, наоборот, изнеживают.

В чем своеобразие музыки как искусства? Сравним ее с живо­писью, скульптурой, литературой.

Музыка не может с той же долей конкретности, как эти виды искусства, изобразить или описать жизненные явления (хотя не­которыми возможностями изобразительности она обладает).

Можно ли с помощью звуков передать определенное содержа­ние? Что мы называем содержанием музыки?

Видный психолог Б.М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». (Психология музыкальных способностей.- М.; Л., 1947. - С. 7.)

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состоя­ние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Благодаря тому что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, ди­намику эмоционально-психологических состояний. Каждое му­зыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувствен­ную программу» (термин психолога В.Г. Ражникова), разворачи­вающуюся во времени.

Музыка может и изображать какие-либо конкретные явления действительности - шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц-путем звукоподражания.

Существует так называемая программная музыка, в которой композитор либо указывает название произведения, т. е. подра­зумевает наличие некоторой обобщенной программы, либо пи­шет музыку на определенный литературный текст. В программ­ной музыке чаще встречаются различного рода изобразительные моменты, но важно отметить, что даже ярко изобразительные про­изведения всегда имеют эмоциональную окраску: чириканье птички может быть приветливым, веселым, а может быть встрево­женным; шум волн-умиротворенным или грозным.

Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение. Изобразительность присутствует далеко не в каждом произведе­нии, но даже ярко изобразительная музыка всегда выражает на­строения, эмоционально-психологические состояния.

Музыка, в том числе и не связанная со словом, выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Но возникают они посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель прослеживает развитие, столкновение характеров, тем, сопоставляет различные образы в частях произведения.

Еще одной особенностью музыки по сравнению с живописью, скульптурой является необходимость посредника для ее воспро­изведения.

Крупный ученый-музыковед композитор Б.В. Асафьев отме­чал, что музыка существует в триединстве процессов ее создания композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слу­шателем.

Исполнитель, будучи посредником композитора, должен ожи­вить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать автор.

В целом выразительные возможности музыки обладают доста­точным постоянством. Так, например, траурная музыка воспри­нимается всеми людьми как траурная, а нежная - как нежная. Но слушание музыки - это творческий процесс, так как одно и то же произведение рождает у разных людей различные музыкаль­ные и внемузыкальные представления в зависимости от жизнен­ного опыта, опыта восприятия музыки.

На чем же основала выразительность языка музыки? Каковы средства музыкальной выразительности?

К ним относятся теми динамика регистр, т ембр, ритм гармо­ния, лад, мелодия, интонация и т. д

Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Например грозный ха­рактер можно передать достаточно громкой динамикой, низким регистром в соединении сс сдержанным темпом. Нежный харак тер-спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным рит­мом Роль отдельных музыкальных средств в создании образа бывает неодинакова В каждом му?ыкальном образе доминиру­ют определенные средства выразительности

Выразительность языка музыки во многом сходна с вырази­тельностью речи Сущест вует гипотеза о происхождении музыки из речевых интонаций всегда эмоционально окрашенных.

Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передан тся эмоциональные состояния человека: смех плач, тре­вога, ра цооть нежность и т д Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладав т теми же гыра- зительными возможностям

Б В Асафьев научно обосновал взгляд на музыкальное искус­ство как интонационное искусство, специфика которого заключа етсяв том. «то оно воплощает эмоционально-смысловое содержа­ние мгзыки подобно тому, как внутреннее состояние человека воп­лощается в интонациях ре |т и Речева ч интонация выражает прежде всего чувства настроения, мысли говорящего, как и му зыкальная Так, взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, непрерывностью ити наличием небольших пауз, повышением вы соты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами Скорбная речь человека, как и скорб на я музыка (тихая медленная), прерываете" паузами, возгласами Б В Асафьев употреблял термин интонация в двух значениях Первое - наименьшая выразительно-смысловая частица, «зер­но-интонация», «клеточка» образа Например, интонация двух нисходящих звуков с акиентом на первом (интервал малой секун цы) оЬычно выражает боль, вздох, пчач, а восходящий скачок в мелодии на четыре звука (на кварту) с акцентом на втором зву­ке - активное начало.

Второе значение термина применяется в широком смысле: как интонирование равное протяженности музыкального произведе­ния В этом смысле музыка не сущест вует вне процесса интониро вания. Музыкальная форма есть процесс смены интонации.

Музыкальная форма в широком смысле - это совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание В более узком-строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей и разделов внутри части, т е. структура произ­ведения.

Времення я природа музыки позволяет переда знть процессы развития, всевозможные изменения. Чтобы попять смысл произ­ведения, прочувствовать его. чеобходимо прослецить за развитг- ем музыкальных образов.

В создании формы важное значение имеют три принципа по­втор, контраст, развитие (варьирование).

Повтор может быть различном Дважды пг.зтореппая под­ряд музыкальная фраза заменяет остановку, это помогает глубже ".слушаться, запомнить мелодию В другом случае между повто­рами зьучит контрастная тема. Роль таких псв^ороа очень вели­ка: они составляют основу музыкальной драматургии, так как позволяют утвердите главенство образа.

Если между повторяющимися разделами есть контрастный эпи­зод, образуется простая трехчастная форма. Схематично ее мож­но изобразить так АР А.

Выразительное значение повтора темы увеличивайся, если она после появления нового образа (В) сама изменяется Условно ее второе появление обозначается как А. 1 В этом случае трехчаст­ная форма может быть представлена схемой А В А".

Повтор связан с другим принципом-к о н т р а с т о м.ко торый и позволяет оттенить повторение. Контраст помогает вы­разить в музыке смену настроений может звучать как противопо­ставление Так, например, если первая часть была полна безз^ ^птности, зеселья, средняя часть вносит контрастный образ (тре­вога, зло и т.д). В третьей части в зависимости от того, будет п овтор точным или измененным, можно проследить за развитием оораза, за музыкальной Д1 аматургией.

Контраст связан с еще одним принципом формообразования - развитием. Если сама тема состоит из двух (или более) кон- 1 растных элементов или раздел фермы - из нескольких тем, это рождает конфликтность, возможность их столкновения, развития. Этот принцип имеет разновидность - - вариационное развитие, которое ведет начало от народных импровизаций.

Эти три принципа формообразования часто встречаются в со­вокупности Более сложные музыкальные ф эрмы образуются с I юмощью этих же принципов

Охарактеризуем некоторые разновидности музыки - музы­кальные жанры.

В широком плане музыка может быть разделена на вокальную и инструментальную Вокальная музыка связана со словом, по этическим текстом Ее разновидностями являются сольная, ан­самблевая и хоровая музыка. В инструментальной музыке содер­жание выражается более обобщенно. К ее разновидностям отно­сятся сольная, ансамблевая и оркестровая музыка.

Но деление музыки только на вокальную и инструментальную очень условно. Существует большое разнообразие жанров народ­ной и классической музыки.

Само слово «жанр» произошло от латинского genus - род и от французского genre-род, вид, манера, вкус, обычай. Жанр - это вид художественного творчества, определенным образом свя­занный с породившей его исторической действительностью, с жизнью и бытом.

На ранних этапах своего развития музыка была тесно связана с трудом людей. Отсюда берут начало трудовые песни. Военные походы породили маршевую музыку. Звучали также колыбель­ные песни, хороводные, свадебные, календарные, обрядовые и др. Эти так называемые первичные жанры, которые свя­заны с бытом людей, имеют прикладной характер.

Вторичные жанры возникли с появлением и разви­тием профессионального музыкального искусства, создава­емого композиторами. Каждая историческая эпоха рождает новые жанры музыки, которые образовываются под влиянием вкусов, обычаев, исторической обстановки, национальных тра­диций.

Постепенно складывались жанры хоровой музыки (хорал, мес­са, кантата, оратория), камерной -нецерковной, светской музы­ки для домашнего музицирования (трио, квартет, квинтет, романс, прелюдия, ноктюрн, экспромт, вальс и т. д.), симфонической - написанной для оркестра (симфония, увертюра, фантазия, кон­церт), театрально-драматической (опера, балет, оперетта).

Первичные жанры (песня, танец, марш) не исчезают в профес­сиональной музыке. Эту особенность использовал Д.Б. Кабалев­ский при построении своей программы по музыке для общеобра­зовательной школы. Начиная с простых первичных жанров Д.Б. Кабалевский ведет детей в мир более сложных музыкаль­ных произведений.

Музыка каждой эпохи не только создает новые жанры. Она несет в себе излюбленный круг музыкальных интонаций, тем, со­звучных времени. Музыка И.С. Баха, во многом связанная с куль­товыми обычаями, по языку значительно отличается от романти­ческой, взволнованной музыки Ф. Шопена йот заостренной, кон­фликтной современной классической музыки.

Б.В. Асафьев назвал круг интонаций, бытующий в музыке разных эпох и стилевых направлений, «интонационным слова­рем эпохи».

Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представление о различных способах выражения чувств и мыс- пси, существовавших в каждой эпохе. Поэтому мы можем гово­ри I ь о ее большом познавательном значении. Так, например, му- н.1ка французских клавесинистов конца XVII - начала XVIII в. (м юха стиля рококо) отличается галантностью, изысканностью, I (ско горой сдержанностью в выражении чувств. Эта особенность му пики, способствовавшая возникновению произведений малых /миров - миниатюр, требовала и определенной манеры испол- и 1 шя. Любопытные советы дает исполнителям Франсуа Куперен и своем трактате «Искусство игры на клавесине» (1716). Он ре­комендует сидеть вполоборота, лицом к публике, «избавиться от I римас на лице... с помощью зеркала, поставленного на пюпитр нишета или клавесина», сидеть за клавесином непринужденно, ■
Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воз­действует на человека, воспитывает его чувства, формирует вку­сы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувство­вал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмо­цией тльный мир слушателя.

Разные виды искусства обладают специфическими средства­ми воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воз­действовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайна важен для последую- 1 него развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а быть может, уже и формирует его вкусы и предпочтения.

В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музы­ки. Постепенно, в процессе овладения различными видами музы­кальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество, му- 1Ыкально-образовательная деятельность), необходимо развить в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнооб­разных природных задатков развигь общие и специальные музы­кальные способности, склонности к определенным видам музы­кальной деятельности.

11риобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способство­вало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вку­сов детей, т. е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овла­дения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной де­ятельности бу лет сформировано музыкально-эстетическое созна­ние, это не пройдет бесследно для последующего развития чело­века, его общего духовного становления.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чув­ствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, пере­дающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное вос­питание имеет большое значение для формирования у детей эсте­тических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному на­следию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произ­ведений искусства постепенно ориентирует человека в выявле­нии важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообраз­ных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, бесе­да о ней включает характеристику эмоционально-образного со­держания. Словарь детей обогащается образными словами и вы­ражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная от­зывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных спо­собностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивос­ти и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как добро­та, умение сочувствовать другому человеку.

Музыкальная деятельность включает в себя не только воспри­ятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия,- пение, игра на музыкальных инструмен­тах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкаль­ную способность-умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности пред­полагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставле­ние, запоминание-и, таким образом, влияет не только на музы­кальное, но и на общее развитие ребенка.

Чувство ритма (третья музыкальная способность) формирует­ся прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее ха­рактера, как бы «пропустить ее через себя». Эти занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только доя музыкальной деятельности, но и для общего развития ребенка.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

Основными задачами музыкального воспитания являются сле­дующие:

Развить музыкальные и творческие способности детей с уче­том возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;

Сформировать начала музыкальной культуры, способство­вать формированию общей духовной культуры.

Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуа­ра, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми и т. д.

Вопросы и задание


  1. В чем заключается отличие музыки от других видов искусства?

  2. Назовите признаки сходства музыкальной и речевой интонаций.

  3. Каковы возможности музыки в воспитании человека?

Технология развития творческого слушания музыки, формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста

Тема 1. Настроения, чувства в музыке

Тема 2. Песня. Танец. Марш

Тема 3. Музыка о животных и птицах

Тема 4. Природа и музыка

Тема 5 Сказка в музыке

Тема 6. Музыкальные инструменты и игрушки

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад комбинированного вида № 29

Технология развития творческого слышания музыки, формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста

Цель: Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Задачи:

Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыки

Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра)

Воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений)

Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках)

Эти задачи едины для всех возрастных групп

Методическое обоснование

Технология О.П.Радыновой построена на основе концепции, обосновывающей важность накопления уже в раннем возрасте музыкально – интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребёнком речи. Ориентация дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственно- эстетического становления личности. Автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей и в интеграции со всеми образовательными областями в детском саду.

Основная цель программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально –двигательной, художественной.

Ведущий вид деятельности в программе - музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально –образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению)

Задачи программы, а также более конкретные задачи, сформулированные по каждой теме, едины для всех возрастных групп:

Расширять знания о музыке

Вызывать и поддерживать интерес к музыке

Развивать музыкально –эстетические потребности, признание ценности музыки, начало вкуса, представления о красоте

Побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной), оценочное отношение

Возможности детей в осуществлении этих задач в разном возрасте различны.

Автор основывается на концепции, то формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являющихся для них «эталоном красоты», пересмотром технологии изучения репертуара по разработанным принципам:

тематическому

концентрическому (цикличности)

контрастного сопоставления произведений

синкретизма

адаптивности

Принципы построения программы

Основной принцип - тематический (шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале). Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживают интерес к музыке.

Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание

Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского

Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах » даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности

Четвёртая тема « Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня

Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках

Шестая тема « Музыкальные инструменты и игрушки » знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра

Принцип концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем) - позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития

Принцип - контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями). Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.

Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы

Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально –ритмические движения, ритмопластика, подпевание, дирижирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр –драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (c ведущей ролью музыки),кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности.

Методы и приёмы музыкального воспитания:

Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке

Особые методы, разработанные О.П.Радыновой:

Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей.

В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов

Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа

Моторно-двигательное уподобление эмоционально –образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков). Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.

Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте)

Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по- разному.

Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И.В.Груздова). Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия

Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.

Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты.

Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста. Дети 1-ой младшей группы не понимают значение слов, ориентируются на интонационную выразительность речи педагога, несущую определённый смысл.

Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений.

Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности ) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.

слушание знакомых музыкальных произведений

музыкальные игры –путешествия в прошлое и настоящее

игры –сказки

звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования

тематические музыкальные вечера

беседы –концерты

театральные постановки

праздничные утренники

Праздничные даты могут отмечаться по – разному (тематические или комплексные занятия, развлечения), а не только в форме утренника

Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, что бы классическая музыка звучала и в семье.

Методическое сопровождение технологии:

Методические пособия из 5 книг («Настроения и чувства в музыке, «Песня, танец, марш», «Музыка о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки»)

Аудиозаписи (диски СД)


В брошюре дается описание учебно-методического комплекта «Музыкальные шедевры», содержащего программу, методические рекомендации, систему занятий для всех возрастных групп детского сада, бесед-концертов, развлечений.
Предлагаемые конспекты сюжетных, тематических занятий, познавательных развлечений объединяют разные виды музыкальной деятельности - слушание музыки, игры, танцы, игру на музыкальных инструментах, пение.
Система формирования основ музыкальной культуры дошкольников прошла широкую экспериментальную апробацию и показала высокую эффективность. Она способствует развитию эмоций, мышления, воображения, интереса к музыке, вкуса, представлений о красоте, творческому развитию детей. Может быть использована в работе с детьми младшего школьного возраста.
Для педагогов и родителей.

.
Эффективно применение гибкой, синкретичной, вариативной структуры занятий различных видов, а также других форм приобщения ребенка к музыке в семье и повседневной жизни детского сада, объединяющих различные виды музыкальной и художественной деятельности при ведущей роли игры, сказки, сюжетности, способствующих эмоциональной увлеченности детей музыкой и осознанности ее восприятия, проявлениям образного мышления и воображения, творческой активности, музыкально-эстетического сознания (эстетических эмоций, интереса к музыке, основ вкуса, идеальных представлений о красоте).

Занятия - основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры детей. Все виды занятий (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня развития музыкальной культуры детей. Предлагаемая подборка репертуара программы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединять их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов. Развитие образной речи детей предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Авторская программа
Введение
Содержание программы «Музыкальные шедевры»
Принципы построения программы «Музыкальные шедевры»
Методы и приемы формирования основ музыкальной культуры детей
Формы организации музыкальной деятельности детей
Критерии оценки уровня сформированности основ музыкальной культуры детей в разных возрастных группах
Тематический план:
1 тема: «Музыка выражает настроение, чувства, характер людей»
2 тема: «Песня, танец, марш»
3 тема: «Музыка рассказывает о животных и птицах»
4 тема: «Природа и музыка»
5 тема: «Сказка в музыке»
6 тема: «Музыкальные инструменты и игрушки»
Раздел II. Методические рекомендации
Обоснование содержания программы. Основные понятия
Методы, приемы, методика формирования основ музыкальной культуры детей
Формы организации музыкальной деятельности детей
Методическое обеспечение программы
Учебно-методический комплект по музыкальному развитию детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры»
Список литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Музыкальные шедевры, Авторская программа и методические рекомендации, Радынова О.П., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.