Сферы проявления культуры духовная и материальная. Формы культуры (материальная, духовная)

Выражение «некультурный человек», с которым мы довольно часто сталкиваемся в повседневной жизни, с точки зрения философии абсолютно неверно. Как правило, говоря так, мы имеем ввиду плохое воспитание или недостаток образования. Человек культурен всегда, ибо он существо социальное, а любое общество имеет свою культуру. Другое дело, что степень её развития не всегда находится на высоком уровне, но это уже зависит от многих сопутствующих факторов: конкретного исторического периода, условий развития и возможностей, которыми располагает общество. Культура - неотъемлемая составляющая часть жизни всего человечества и каждого конкретного индивидуума. Общества без культуры быть не может, как, впрочем, и культуры - без общества, она создает человека, а человек её. Любое новое поколение начинает свое существование в мире духовных и материальных ценностей, уже сложившихся у их предков.

Взаимосвязь культур

Любая деятельность человека и все его достижения явл

яются частью культуры либо материальной, либо духовной. Причем четкой границы между ними провести невозможно. Культура материальная и духовная, так или иначе, неразрывно связаны друг с другом. К примеру, появившийся в нашем доме шкаф - объект вполне физический, однако при его создании были задействованы интеллектуальные способности людей, проявлены фантазия и логическое мышление. В то же время величайшие произведения искусства, являющиеся неоспоримой духовной ценностью, вряд ли появились бы на свет, не будь у художника кисти, а у философа бумаги и пера. Ещё в Древнем Риме талантливейший оратор Цицерон отметил, что наравне с культивированием, под которым в те времена подразумевалась обработка и возделывание земли, существует и другая культура - «возделывания души».

Основные понятия

Материальная культура включает в себя все многообразие производимых человечеством предметов: одежда, жилище, механизмы, оружие, автомобили, предметы быта, музыкальные инструменты и т. д. Основу же культуры духовной составляют продукты интеллектуальной деятельности человека, все то, что было достигнуто силой мысли и талантом. К примеру, это новые идеи и открытия, религия, философия, произведения искусства и психология.Если духовная культура - это совокупность результатов интеллектуальной деятельности человека, то материальная культура - это сотворенный руками человека предметный мир.

Какая культура важней

Материальная культура, как и духовная, живет по своим законам, между уровнями их развития нет прямой связи. Улучшение материального благополучия людей не всегда сопровождалось ростом их духовного развития, а многие величайшие произведения искусства создавались в полной нищете. Однако неоспоримо и то, что человек, нуждающийся в жилье, пище и одежде, не станет задумываться о высоких материях. Тянуться к философии и искусству могут лишь «сытые», удовлетворившие свои физические потребности, люди. Материальная культура наглядно покажет, насколько человек приспособился к жизни, в ладу ли он с природой, в то время как духовная задает основные стандарты поведения, формирует чувство высокого и прекрасного, создает идеалы. Духовная и материальная культура включают в себя все то, что не дано нам природой, что создано трудом человека, то, что существенно отличает нас от животных. Только гармония этих двух культур поможет достичь высоко уровня существования как одного человека, так и целого государства.

Каждый из нас имеет потребности, которые можно разделить на духовные и материальные. Для этого достаточно вспомнить пирамиду известного психолога Маслоу, в которой в иерархической последовательности были показаны низшие (потребность в еде, сексе, воздухе и т.п.) и высшие тяготения человека (стремление быть уважаемой личностью, тяга к самоутверждению, ощущению безопасности, комфорту и пр.). Для удовлетворения всего вышеперечисленного в процессе исторического развития человечества сформировались классификации культурного характера, в числе которых материальная культура.

Что относится к материальной культуре?

Напомним, что материальной культурой называют окружающую человека среду. Ежедневно, благодаря труду каждого, она обновляется, совершенствуется. Это порождает новый жизненный уровень, в результате чего, меняются запросы общества.

К видам материальной культуры относят:

  1. Животные . В эту категорию включен не только скот, но и декоративные породы кошек, птиц, собак и пр. Правда, гепарды к данному виду не относятся т.к. они живут в дикой природе и не были подвержены процессу целенаправленного скрещивания с другими видами себе подобных. А кошки, собаки, в развитие чьей природы вторгся человек, являются представителем материальной культуры. Также одной из таких причин есть то, что был изменен их генофонд, внешний вид.
  2. Растения . Ежегодно возрастает количество новых сортов. Человек добивается этого при помощи селекции.
  3. Почва . Это верхний слой земли, удобряя который каждый фермер стремится получить обильный урожай. Правда, в гонке за деньгами, иногда игнорируются экопоказатели, и в итоге земля наполняется вредными бактериями, вирусами.
  4. Здания . Не менее важным достижением материальной культуры принято считать сооружения, архитектуру, которая создается с помощью человеческого труда. К культуре зданий относят недвижимость, что постоянно подвергается усовершенствованию, и тем самым улучшается уровень жизни людей.
  5. Оборудование, инструменты . С их помощью человек упрощает свой труд, тратит на достижение чего-либо в два и более раза меньше времени. Это, в свою очередь, значительно экономит его жизненное время.
  6. Транспорт . Эта категория также как и предыдущая направлена на повышение уровня жизни . К примеру, ранее, когда многие торговцы ездили в Китай за шелком, чтоб добраться из США в эту страну, требовалось не менее года. Сейчас достаточно просто купить авиабилет и не нужно ждать 360 дней.
  7. Средства связи . Область включает в себя чудо техники мобильные телефоны, всемирную паутину, радио, почту.

Особенности материальной культуры

Следует отметить, что отличительным качеством данного вида культуры есть разнообразие созданных человеческим трудом предметов, что помогают максимально быстро адаптироваться к переменчивым условиям окружающей природы и социальной среды. Помимо этого, каждая нация имеет свои материальные особенности, характерные именно для определенного этноса.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Одним из главнейших посредников между миром духовного и материального есть деньги. Так, их можно потратить на покупку столь необходимой пищи, одежды, помогающей не замерзнуть в морозную зиму или просто элементов интерьера. Все зависит от желания человека и его возможностей. При помощи этого рыночного эквивалента можно приобрести билет на семинар, на котором человек повысит уровень своих знаний, что уже является духовной культурой, или он может пойти в театр.

Материальная культура

Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.

Собственно предметный мир, созданный человеком, - здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств - компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.

Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.

Техническая культура - это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Духовная культура

Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия - не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.

Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это - научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.

Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное мировоззрение. На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли религия, философия и в некоторой степени - искусство.

Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).

Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура - идеи, замыслы художника - может воплощаться в материальных вещах - книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом - от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.

Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге - культурного развития любого общества.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе - бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры - материальной или духовной - относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга - бесспорный предмет духовной культуры - может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.

Между материальной и духовной культурой существуют переходные формы - знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самая известная форма знака - деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Так, деньги - всеобщий рыночный эквивалент - можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как деньги уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия, что все имеет свою цену, что все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают духовную сторону жизни.

5. Культура – одна из важнейших характеристик специфики человеческой жизнедеятельности. Каждый индивид представляет собой сложную биосоциальную систему, функционирующую за счет взаимодействия с окружающей средой, что необходимо человеку для его нормального функционирования, жизнедеятельности и развития.

Большинство потребностей человека удовлетворяется посредством труда. А процесс труда всегда осуществляется при непосредственном участии и направляющем воздействии сознания человека, его мышления, знаний, чувств, воли. Система человеческой культуры – это мир вещей, предметов, а теперь и природной среды, созданных человеком для удовлетворения его потребностей. Значит культура - это "опредмеченный" мир человеческой духовности.

Культура есть продукт человеческой деятельности, а деятельность есть способ бытия человека в мире. Результаты человеческого труда постоянно накапливаются, и потому система культуры исторически развивается и обогащается многими поколениями людей. Все достигнутое человечеством в правовой, политической, государственной деятельности, в системах образования, медицинского, бытового и других видов обслуживания, в науке и технике, искусстве, религии, философии – все это принадлежит миру человеческой культуры:

· поля и фермы, промышленные (фабрики, заводы и т.п.) и гражданские (жилые дома, учреждения и др.) постройки, транспортные коммуникации (дороги, трубопроводы, мосты и т.д.), линии связи и т.д.;

· политические, правовые, образовательные и другие учреждения;

· научные знания, художественные образы, религиозные доктрины и философские системы, культура семьи

На Земле непросто найти такое место, которое бы в той или иной мере не было освоено человеческим трудом, которое не затронули бы деятельные руки человека, на котором не было бы печати человеческого духа.

Мир культуры окружает каждого. Каждый человек как бы погружен в море вещей, предметов человеческой культуры. Более того, индивид становится человеком постольку, поскольку он усваивает формы деятельности по производству и использованию предметов культуры (выработанные предыдущими поколениями людей). В семье, в школе, в высшем учебном заведении, на работе, в общении с другими людьми мы осваиваем систему предметных форм культуры, "распредмечиваем" их для себя. Только на этом пути человек изменяет сам себя, развивает свой внутренний духовный мир, свои знания, интересы, мораль, навыки, умения, мировоззрение, ценности, потребности и др. Чем выше степень освоения человеком достижений культуры, тем больший вклад он может внести в ее дальнейшее развитие.

Культура появилась одновременно с самим человеком, и первыми культуральными явлениями стали орудия труда, созданные нашими далекими предками.

Культура это единое, сложное, комплексное явление человеческой природы, которое условно (по степени преобладания духовной или материальной составляющих) часто делят на гуманитарную и естественнонаучную культуры.

Вряд ли сегодня кто-либо сможет описать все разнообразие культурных ценностей, достигнутых и достигаемых человечеством. Можно выделить лишь некоторые наиболее значимые области культуры человека на сегодняшний день. Подобное деление условно, спорно и во многом зависит от взглядов конкретного человека. Гуманитарная культура.

Гуманитарная культура в современном понимании – мировоззрение Человека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир можно вообразить в сознании. По-другому, это универсальный комплекс материальных и духовных ценностей, созданный исключительно субъективным (личностным) сознанием человека и общества. Это мораль, религия, искусство, политика, философия и т.п., что входит в понятие духовное.

Гуманитарная культура ориентирована на общечеловеческие ценности, такие, как гуманизм, демократия, мораль, права человека и т.п. Но исследователь этой культуры находится внутри рассматриваемых проблем. Философские системы, религии, филологические исследования включают в себя особенности, присущие их творцу. Вся его жизнь часто неразрывно вплетена в "ткань" этих систем, религий и т.п. Поэтому и методы исследования, используемые в области гуманитарного знания, разительно отличаются от естественнонаучных и сводятся преимущественно к интерпретациям, толкованиям, сравнениям.

Большое значение в гуманитарных сферах имеют телеологические или финалистские объяснения, цель которых – раскрытие мотивов и намерений в деятельности людей. Интерес к подобным объяснениям усилился в последнее время, он был обусловлен результатами, полученными в синергетике, экологии и других естественных науках. Но еще большее значение в гуманитарных сферах имеет исследовательский метод, связанный с истолкованием, который обычно называют герменевтическим.

6. Культура выступает как важный фактор социальных обновлений общества . Она чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы.

Современные западные социологи отводят культуре большую роль в развитии процессов модернизации. По их мнению, «прорыв» традиционного образа жизни в ряде стран должен произойти под непосредственным влиянием их социокультурных контактов с уже существующими центрами рыночно-индустриальной культуры. При этом необходимо учитывать специфику конкретно-исторических условий этих стран, их традиции, особенности национального характера, сложившиеся культурно-психологические стереотипы и др.

Особую роль культуры в эволюции общества отмечали классики мировой социологической мысли. Достаточно привести знаменитый труд М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», где было показано, как мировоззренческие установки протестантизма обусловили формирование системы ценностных ориентаций, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства и существенным образом способствовали становлению буржуазной эпохи.

Роль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в период общественных реформ. Это со всей очевидностью можно проследить на примере нашей страны.

В этих условиях особое значение приобретает выработка новой культурной политики. Под культурной политикой понимается комплекс мер по регулированию развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия. Культуре отводится роль формирования ценностно-ориентированной оптимально организованной и социально эффективной деятельности.

7. Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с развитием информационного общества - общества, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и доступностью. Возникновение информационного общества неразрывно связано с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии, рассмотрением в широком социокультурном контексте таких феноменов, как информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизация.

Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности. Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг.

В настоящее время существует множество определений информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.

В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

В узком смысле - оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый период информационной культуры - документный. В ее состав вошла культура общения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.

Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы.

Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.

В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.


Похожая информация.


Культуру подразделяют на материальную и духовную. Здесь важно не путать ее с объектами, предметами культуры. Собор Василия Блаженного, Большой театр и т. п. -- объекты культуры, а вот, их качественная характеристика: кто, когда, где, чем и т.п. -- культура. Скрипка -- музыкальный инструмент, предмет культуры, а скрипка Страдивари -- предмет культуры XVI в. Исполненное на ней музыкальное произведение -- предмет духовной культуры, а вот, кто, как, когда, где и т.п., т.е. его качественная характеристика -- культура. При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе -- бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры -- материальной или духовной -- относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга -- бесспорный предмет духовной культуры -- может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.

Между материальной и духовной культурой существуют переходные формы -- знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самая известная форма знака -- деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Так, деньги -- всеобщий рыночный эквивалент -- можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как деньги уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия, что все имеет свою цену, что все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают духовную сторону жизни.

Культура – это деятельность человека по созданию разного рода ценностей, а также – результат такой деятельности. В общем смысле к этому понятию можно отнести все, сотворенное человеком. Однако говоря о материальной и духовной культуре, подразумевают разные понятия: все вышеперечисленное относится к первой категории, а вторая вбирает в себя идеи, образы, традиции, обычаи, и теории.

Особенности материальной культуры и ее отличия от духовной

Материальная культура конкретного народа включает в себя традиционную одежду, продукты, оружие, жилище, украшения, различные приспособления. Материальная культура в широком смысле включает в себя два основных элемента:

  1. Предметы, создаваемые руками человека (архитектура, приборы, бытовые элементы). В данном случае культура является актом приспособления человека к среде, а среды – к человеку. Современная информационная культура строится на основе различных устройств: телефонов, интернета, телевидения.
  2. Технологии, создаваемые человеком. Технологии относятся к материальной культуре, а не к духовной, потому, что имеют реальное живое воплощение. Например, технология «тач» нашла применение в телефонах, планшетах и ноутбуках нового поколения.
  3. Навыки и умения – это не просто теоретические знания, это их реальное воплощение. Именно потому, что они имеют физический образ, они и занесены в эту категорию. В этом можно узреть духовно-материальную культуру, но правильнее говорить просто о материальной, как о конкретном воплощении навыка.

Соответственно все элементы культуры, которые не подходят под описание материального вида, можно отнести к духовному.

Духовная культура и ее взаимосвязь с материальной

Главное различие духовной и материальной культуры заключается в том, что одна из них не имеет точного физического облика, а другая – имеет. Духовная культура находится не в нашем мире, а в области интеллектуальной деятельности, чувств и самовыражения.

Изначально идеальной формой духовной культуры выступала мифология. Мифы регулировали разного рода отношения, объясняли устройство мира, могли служить нормативным ориентиром. Позднее их роль заняла религия, а дальше к ней добавились философия и искусство.

Считается, что идеальная форма культуры не может быть связана с конкретным мнением – это научные знания, нормы морали, язык. В эту же категорию можно включить образовательную деятельность и объективные СМИ.

Впрочем, духовная культура в субъективном смысле также существует – это внутренний багаж человека, представленный его мнением, моральными устоями, знаниями, поведением, религиозными представлениями.

Интересно и то, что духовная культура способна плавно перетекать в материальную – идея скульптора воплотится и станет объектом материальной культуры. Впрочем, и материальная культура переходит в духовную: читая книги, рассуждая о их смысле, человек переводит реальную материальную культуру в субъективную духовную.

Материальная и духовная культура России

Культура России, как и любой другой страны, насчитывает много веков. Поскольку государство многонационально, местная культура многолика, ее сложно было бы подвести под один общий знаменатель.

Более того, каждый конкретный период времени ознаменован своими объектами культуры – в древности это были летописи, быт, национальные костюмы, затем – многочисленные картины, книги, памятники, стихи. Сейчас, в наши дни, культура по прежнему сохраняет в себе многие обычаи, традиции и другие части культуры прошлого, но многое заимствуется и у других стран. Это общий для многих стран 21 века процесс.