Советские писатели получившие нобелевскую премию по литературе. Нужны ли литературные премии

Нужны ли литературные премии

Председатель правления некоммерческого объединения
Kunst im Dialog e.V. (Германия),
консультант ряда немецких издательств по вопросам
русской литературы и книгоиздательского рынка России,
литературный агент

В мире существует несметное количество литературных премий. Многие из них появились довольно давно. Премии в области литературы — это поощрение авторов, как моральное, так и материальное. Акция эта имеет очень большое значение для развития и дальнейшего творчества как самого автора, получившего премию, так и литературного процесса, который, в свою очередь, влияет на идеологию государства. Если продолжить эту цепочку дальше, мы увидим влияние и на положение нации в мировом сообществе и на само мировое сообщество. Как известно, самая крупная и престижная мировая премия в области литературы — Нобелевская, учрежденная Альфредом Бернхардом Нобелем и вручаемая Шведской Королевской Академией.

В данной публикации речь пойдет о литературных премиях Российской Федерации и их влиянии на литературные и социально-общественные процессы в России и мире.

Институт литературных премий в РФ достаточно развит. Премии за лучшие литературные произведения вручали еще в царской России, в середине XIX века, но они были общими и для писателей, и для ученых. Позже, в конце XIX века, Петербургская Академия наук учредила специальную литературную премию, а уже в СССР перед Великой Отечественной войной была учреждена Сталинская премия по литературе. Если брать общее число литературных премий в России, то их можно насчитать несколько сотен. Многие не только крупные, но и небольшие провинциальные города имеют свои литературные премии, что говорит о высоком уровне их культуры. Цель российских литературных премий — это повышение социальной значимости русской литературы, привлечение к ней внимания. У отдельных премий есть и свои специфические цели. Например, «Ясная поляна» поддерживает авторов — последователей морали и идеалов Льва Толстого, идеалов гуманистической прозы и поэзии, в произведениях которых выражаются многовековые традиции русской культуры.

Судя по размещенному в Интернете списку существующих сегодня премий, их может быть по нескольку десятков в том или ином крупном городе, и названы они, как правило, в честь советских и российских писателей — Анны Ахматовой, Федора Абрамова, Юрия Мамлеева и др. Есть также премии, присуждаемые толстыми журналами, такими как «Знамя», «Новый мир», «Юность» и др.

Главные литературные премии России — это «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер». Есть столь же известные, но помельче, например НОС (Новая словесность), которую учредил фонд Михаила Прохорова. Почти в каждой премии есть несколько номинаций, за счет чего можно отметить и поощрить большее количество авторов. Главное отличие премии НОС от других в том, что работа по оценке и аргументации членов жюри по каждому кандидату на премию проходит публично. Кстати, еще одно отличие от большинства премий — здесь проводится и читательское голосование.

Премия «Русский Букер» — это дочка литературной премии Великобритании «Букер» (Booker Prize). Впервые эта премия была вручена в 1969 году, а «Русский Букер» — в 1992-м.

«Большая книга» имеет невероятно большой экспертный совет — больше ста человек. Очень эффектно происходит выбор главных лауреатов этой премии. Прямо во время торжественного вручения, в другом помещении, собирается уже окончательное маленькое жюри, такая последняя инстанция, которая распределяет три премии, входящие в «Большую книгу».

«Ясная поляна», «Премия Белкина» — это уже менее значительные премии, но они имеют свое место в литературном процессе.

«Русская премия» учреждена для поддержки авторов, пишущих на русском языке, но живущих за границей, а также вручается за лучший перевод произведений русской литературы.

Премия «Дебют» — для лучших молодых авторов. Причем в этой премии много номинаций: проза, поэзия, драматургия, рассказ, критика. Можно назвать еще много разных литературных премий, но целью этой статьи является анализ внутренних процессов в литературе, на которые оказывают влияние такие внешние факторы, как присуждение литературных премий.

Литературные премии — это предприятия, где есть дирекция, бухгалтерия, сотрудники, которые занимаются организацией и проведением процесса приема и рассмотрения произведений, формирования жюри, организацией пиар-кампании и завершающей церемонии вручения премий. Очень важный момент — финансирование. Оно может быть как государственным — например Агентство по печати и массовым коммуникациям поддерживает премию «Большая книга», так и частным — фонд Михаила Прохорова финансирует премию НОС, которой руководит его сестра Ирина Прохорова, фонд «Поколение» — премию «Дебют» и т.д.

Особо следует отметить премию «Просветитель» за лучшие книги в области научно-популярной литературы. Учреждена она в 2008 году основателем фонда «Династия» Дмитрием Зиминым. Цель премии — популяризация науки и расширение рынка научно-популярной литературы. В этой премии две номинации — естественные науки и гуманитарные науки. Кроме того, премия имеет и денежный эквивалент.

Существуют литературные премии, которые присуждаются издательствами. Естественно, вручение такой премии автору того самого издательства абсолютно бессмысленно. Кроме того, это не совсем понятно. Ведь цель премии — отметить произведение, которое стало событием литературного процесса. А выбрав произведение именно этого автора для публикации в своем журнале, издательство уже выделило его из общего ряда. Тем не менее при оценке оснований для получения премии в этом случае предпочтения все-таки отдаются авторам этого издательства, а новые, возможно более талантливые, проходят мимо. Здесь вред наносится как автору, которого не отметили, так и литературе в целом.

Часто выбор жюри основан не на действительной уникальности текста, а на предпочтениях членов жюри, состав которого не всегда постоянен. Например, в жюри премии «Русский Букер» его члены и председатель меняются каждый год. Это не способствует объективной оценке произведений, представленных на соискание премии. В результате, победителей определяет жюри, состоящее из случайных людей, имеющих разные вкусовые предпочтения. Не обходится и без чисто человеческих симпатий и антипатий членов жюри к авторам, участвующим в конкурсе. Это не всегда способствует стимулированию литературного процесса, да и с точки зрения морали тоже не совсем корректно. Некоторые специалисты предлагают реформировать или переориентировать цели и задачи литературных премий и, в связи с этим, сущность таких премий. В первую очередь это относится к литературным направлениям. Сейчас в основном побеждают произведения не традиционных направлений, таких как реализм или его разновидности, допускающие некоторую девиацию, а произведения, которые считаются инновационными, то есть нереалистичными. Термин «постмодернизм» является пропуском в сообщество членов шорт-листов и обладателей премий. Предлагаются принципы специализации различных премий по жанру и форме. Раздаются призывы к жюри рассматривать произведения, номинированные на премии, не как развлекательное чтение, а как объект изучения. Специализация литературных премий, по мнению специалистов, усилила бы их способность ориентировать читателя, который будет проинформирован о сути произведения, получившего премию, присужденную за выполнение конкретных задач в литературе.

Валерий Печейкин (фотограф — Ира Полярная)

Как любое дело, некоторые премии умирают, если ими занимаются непрофессионалы или в случае прекращения финансирования, особенно во время экономического кризиса.

Литературные премии интегрированы в книгоиздательскую индустрию. Премии в области литературы — это инструмент продвижения русской литературы к читателю не только российскому, но и зарубежному. Литературные агенты знают, что сразу после объявления шорт-листов, а особенно после присуждения автору премии, на него выходят зарубежные издатели, потому что премия является для издателя навигатором в поиске авторов, которые, в случае издания их книг, могут принести прибыль. Присуждение премии делает имена новых авторов известными, но даже это не гарантирует, что произведения, получившие премию, будут напечатаны. Заинтересованный издатель, если он не видит перспективы продажи книги, например по причине не очень высокого качества текста или даже вследствие политической ориентации не только конкретного текста, но и самого автора, вряд ли примет ее в печать. Премии, конечно, оживляют культурную жизнь, люди обсуждают, спорят, высказывают свое мнение. Можно сказать, что литературные премии — это социокультурный феномен, который привлекает к современной литературе внимание не только специалистов, но и читающего сообщества в целом и отдельного читателя. При этом формируется репутация того или иного литератора. И не обязательно положительная. У автора, удостоенного престижной премии, сразу повышается статус — он становится лауреатом. Но в дальнейшем, если он не получает других премий или его книги не издаются за границей, — его рейтинг может постепенно упасть. И наоборот, талантливый автор, не отмеченный премией, тоже приобретает особый статус — он становится героем, которого незаслуженно, по каким-то, возможно, тайным причинам зажимают литературные эксперты. Но его известность не приносит ему больших тиражей книг и премий. Это такое своеобразное диссидентство. Надо сказать, что путь к премии и даже к длинному, а тем более к короткому списку очень непрост. Попадание в короткий список литературной премии — это уже прямой путь к премии.

Авторы, удостоенные литературной премии, вызывают интерес не только читателей и издателей. Премии делят авторов на группы: первая — те, кто удостоен премии; вторая — те, кто попал в шорт-листы; третьи — все остальные, хотя в этой группе часто находятся более талантливые писатели, чем в первых двух. К таким авторам можно отнести, например, Юрия Нечипоренко и Даниэля Орлова, удостоенных нескольких незначительных литературных премий, в том числе сетевых, но не получивших пока значимой премии в области литературы.

Авторы могут оказаться не в первых рядах по разным нелитературным причинам. Часто — из-за политической позиции автора или самого текста. Эта причина является и помехой для издания произведения автора за границей, где существует жесткая привязка авторов к идеологии, которая отвечает декларируемым «западным ценностям».

Литературные премии, несомненно, полезны, но одновременно и вредны. Можно сказать, что премии — убийцы литературы. Происходит вытеснение критерия художественности. Некоторые авторы пишут под премию, например под «Большую книгу». Уже известные авторы, отмеченные литературными премиями, позволяют себе элементарно «разгонять текст» до формата толстой книги. Хотя бывали случаи присуждения премии «Большая книга» произведению обычного формата. Как уже было сказано, судьба книги и автора зависит от вкусов членов жюри и других субъективных причин.

Отдельно можно отметить положительную роль премии «Дебют», которая дала зеленый свет многим молодым авторам, ставшим уже известными. Это, например, Валерий Печейкин — драматург, успешно сотрудничающий с Гоголь-центром, где ставят его пьесы, которые можно назвать в хорошем смысле инновационными.

Если подводить черту под всем написанным, можно сказать, что несмотря на все их недостатки, премии нужны. Без них уже трудно представить литературный процесс и читательское сообщество, а также книгоиздание и распространение книг. 

Всего пять русских писателей удостоились престижной международной Нобелевской премии. Троим из них это принесло не только всемирную славу, но также повсеместную травлю, репрессии и изгнание. Лишь одну из них одобрило советское правительство, а последний её обладатель был «прощён» и приглашён вернуться на Родину.

Нобелевская премия - одна из престижнейших наград, которую ежегодно присуждают за незаурядные научные исследования, значительные изобретения и существенный вклад в культуру и развитие общества. С её учреждением связана одна комичная, но неслучайная история. Известно, что учредитель премии - Альфред Нобель - знаменит также тем, что именно он изобрёл динамит (преследуя, тем не менее, пацифистские цели, так как считал, что вооружившиеся до зубов противники поймут всю глупость и бессмысленность войны и прекратят конфликт). Когда в 1888 году умер его брат Людвиг Нобель, а газеты ошибочно «похоронили» Альфреда Нобеля, назвав его «торговцем смертью», последний всерьёз задумался, каким запомнит его общество. Вследствие этих размышлений в 1895 году Альфред Нобель изменил своё завещание. И в нём говорилось следующее:

«Всё моё движимое и недвижимое имущество должно быть обращено моими душеприказчиками в ликвидные ценности, а собранный таким образом капитал помещён в надёжный банк. Доходы от вложений должны принадлежать фонду, который будет ежегодно распределять их в виде премий тем, кто в течение предыдущего года принёс наибольшую пользу человечеству… Указанные проценты необходимо разделить на пять равных частей, которые предназначаются: одна часть - тому, кто сделает наиболее важное открытие или изобретение в области физики; другая - тому, кто сделает наиболее важное открытие или усовершенствование в области химии; третья - тому, кто сделает наиболее важное открытие в области физиологии или медицины; четвёртая - тому, кто создаст наиболее выдающееся литературное произведение идеалистического направления; пятая - тому, кто внесёт наиболее существенный вклад в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов… Моё особое желание заключается в том, чтобы при присуждении премий не принималась во внимание национальность кандидатов…».

Медаль, вручаемая лауреату Нобелевской премии

После конфликтов с «обделёнными» родственниками Нобеля исполнители его воли - секретарь и адвокат - учредили Фонд Нобеля, в обязанности которого входила организация вручения завещанных премий. Для присуждение каждой из пяти премий было создано отдельное учреждение. Так, Нобелевская премия по литературе вошла в компетенцию Шведской академии. С тех пор Нобелевская премия по литературе присуждается ежегодно с 1901 года, кроме 1914, 1918, 1935 и 1940-1943 годов. Интересно, что при вручении Нобелевской премии оглашают лишь имена лауреатов, все остальные номинации держат в секрете на протяжении 50 лет.

Здание Шведской Академии

Не смотря на кажущуюся незаангажированность Нобелевской премии , диктуемую филантропическими указаниями самого Нобеля, многие «левые» политические силы всё же усматривают в присуждении премии явную политизированность и некоторый западно-культурный шовинизм. Сложно не заметить, что подавляющее большинство нобелевских лауреатов происходят из США и европейских стран (более 700 лауреатов), в то время, как число лауреатов из СССР и России значительно меньше. Более того, существует точка зрения, что большинству советских лауреатов премия была присуждена лишь за критику СССР.

Тем не менее, вот эта пятёрка русских писателей - лауреатов Нобелевской премии по литературе:

Иван Алексеевич Бунин - лауреат 1933 года. Премия присуждена «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Бунин получил премию, будучи в эмиграции.

Борис Леонидович Пастернак - лауреат 1958 года. Премия присуждена «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Эту премию связывают с антисоветским романом «Доктор Живаго», поэтому в условиях жёсткой травли Пастернак вынужден отказаться от неё. Медаль и диплом были вручены сыну писателя Евгению лишь в 1988 году (писатель умер в 1960). Интересно, что в 1958 году - это была седьмая попытка вручить Пастернаку престижную премию.

Михаил Александрович Шолохов - лауреат 1965 года. Премия присуждена «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». У этой премии есть длинная предыстория. Ещё в 1958 году посетившая Швецию делегация Союза писателей СССР противопоставила европейской популярности Пастернака международную популярность Шолохова, а в телеграмме советскому послу в Швеции от 7.04.1958 говорилось:

«Было бы желательным через близких к нам деятелей культуры дать понять шведской общественности, что в Советском Союзе высоко оценили бы присуждение Нобелевской премии Шолохову… Важно также дать понять, что Пастернак как литератор не пользуется признанием у советских писателей и прогрессивных литераторов других стран».

Вопреки этой рекомендации, Нобелевская премия в 1958 году всё же была присуждена Пастернаку, что повлекло жёсткое неодобрение советского правительства. Но в 1964 году от Нобелевской премии отказался Жан-Поль Сартр, объяснив это, кроме прочего, личным сожалением, что премии не был удостоен Шолохов. Именно этот жест Сартра предопределил выбор лауреата в 1965 году. Таким образом, Михаил Шолохов стал единственным советским писателем, получившим Нобелевскую премию с согласия высшего руководства СССР.

Александр Исаевич Солженицын - лауреат 1970 года. Премия присуждена «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». От начала творческого пути Солженицына до присуждения премии прошло всего 7 лет - это единственный подобный случай в истории Нобелевского комитета. Сам Солженицын говорил о политическом аспекте присуждения ему премии, но Нобелевский комитет это отрицал. Тем не менее, после получения Солженицыным премии, в СССР против него была организована пропагандистская кампания, а в 1971 году - попытка физического уничтожения, когда ему был сделан укол ядовитого вещества, после которого писатель выжил, но долго болел.

Иосиф Александрович Бродский - лауреат 1987 года. Премия присуждена «За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». Присуждение премии Бродскому уже не вызвало таких противоречий, как многие другие решения Нобелевского комитета, так как Бродский к тому моменту был известен во многих странах. Сам он в первом же интервью после присуждения ему премии сказал: «Её получила русская литератур, и её получил гражданин Америки». И даже расшатываемое перестройкой ослабевшее советское правительство начало налаживать контакты с прославившимся изгнанником.

Южноафриканец Джон Максвелл Кутзее – первый писатель, который был дважды награжден Букеровской премией (в 1983 и 1999 году). В 2003 году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за создание бесчисленного количества обличий удивительных ситуаций с участием посторонних». Романам Кутзее присущи хорошо продуманная композиция, богатые диалоги и аналитическое мастерство. Он подвергает беспощадной критике жестокий рационализм и искусственную мораль западной цивилизации. При этом Кутзее из тех писателей, кто редко говорит о своем творчестве, а еще реже – о себе самом. Однако «Сцены из провинциальной жизни», удивительный автобиографический роман, - исключение. Здесь Кутзее предельно откровенен с читателем. Он рассказывает о болезненной, удушающей любви матери, об увлечениях и ошибках, преследовавших его затем годами, и о пути, который ему пришлось пройти, чтобы, наконец, начать писать.

«Скромный герой» Марио Варгас Льоса

Марио Варгас Льоса – выдающийся перуанский прозаик и драматург, получивший Нобелевскую премии по литературе 2010 года «за картографию структуры власти и яркие образы сопротивления, восстания и поражения индивида». Продолжая линию великих латиноамериканских писателей, таких как Хорхе Луис Борхес, Гарсиа Маркес, Хулио Кортасар, он создает удивительные романы, балансирующие на грани реальности и вымысла. В новой книге Варгаса Льосы «Скромный герой» в изящном ритме маринеры виртуозно закручиваются две параллельные сюжетные линии. Трудяга Фелисито Янаке, порядочный и доверчивый, становится жертвой странных шантажистов. В это же время успешный бизнесмен Исмаэль Каррера на закате жизни стремится отомстить двум сыновьям-бездельникам, жаждущим его смерти. И Исмаэль и Фелисито, конечно же, вовсе не герои. Однако там, где другие малодушно соглашаются, эти двое устраивают тихий бунт. На страницах нового романа мелькают и старые знакомые – персонажи мира, созданного Варгасом Льосой.

«Луны Юпитера» Элис Манро

Канадская писательница Элис Манро – мастер современного короткого рассказа, лауреат Нобелевской премии по литературе 2013 года. Критики постоянно сравнивают Манро с Чеховым, и это сравнение не лишено оснований: подобно русскому писателю, она умеет рассказать историю так, что читатели, даже принадлежащие к совсем другой культуре, узнают в героях самих себя. Вот и эти двенадцать историй, изложенные, на первый взгляд, бесхитростным языком, раскрывают удивительные сюжетные бездны. На каких-то двадцати страницах Манро умудряется создать целый мир - живой, осязаемый и невероятно притягательный.

«Возлюбленная» Тони Моррисон

Тони Моррисон получила в 1993 году Нобелевскую премию по литературе как писательница, «которая в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности». Самый знаменитый ее роман «Возлюбленная» вышел в 1987 году и получил Пулитцеровскую премию. В основе книги – реальные события, происходившие в штате Огайо в 80-х годах ХIХ века: это удивительная история чернокожей рабыни Сэти, решившейся на страшный поступок – подарить свободу, но забрать жизнь. Сэти убивает свою дочь, спасая ее от рабства. Роман о том, как трудно порой бывает вырвать из сердца память о прошлом, о сложном выборе, меняющем судьбу, и людях, которые навсегда остаются любимыми.

«Женщина ниоткуда» Жан-Мари Гюстав Леклезио

Жан-Мари Гюстав Леклезио, один из крупнейших ныне живущих французских писателей, стал лауреатом Нобелевской премии по литературе в 2008 году. Он – автор тридцати книг, среди которых романы, повести, эссе и статьи. В представленной книге впервые на русском языке публикуются сразу две повести Леклезио: «Буря» и «Женщина ниоткуда». Действие первой происходит на острове, затерянном в Японском море, второй – в Кот-д’Ивуаре и парижском предместье. Однако, несмотря на столь обширную географию, героини обеих повестей в чем-то очень похожи – это девочки подростки, которые отчаянно стремятся обрести свое место в неприветливом, враждебном мире. Француз Леклезио, подолгу живший в странах Южной Америки, в Африке, Юго-Восточной Азии, Японии, Таиланде и на своем родном острове Маврикий, пишет о том, как человек, выросший на лоне первозданной природы, ощущает себя в гнетущем пространстве современной цивилизации.

«Мои странные мысли» Орхан Памук

Турецкий прозаик Орхан Памук в 2006 году получил Нобелевскую премию по литературе «за то, что в поисках меланхоличной души родного города нашёл новые символы для столкновения и переплетения культур». «Мои странные мысли» - последний роман автора, над которым он работал на протяжении шести лет. Главный герой, Мевлют, работает на улицах Стамбула, наблюдая, как улицы наполняются новыми людьми, а город обретает и теряет новые и старые здания. На его глазах совершаются перевороты, власти сменяют друг друга, а Мевлют все бродит по улицам зимними вечерами, задаваясь вопросом о том, что же отличает его от других людей, почему его посещают странные мысли обо всем на свете, и кто же на самом деле его возлюбленная, которой он пишет письма последние три года.

«Легенды современности. Оккупационные эссе» Чеслав Милош

Чеслав Милош – польский поэт и эссеист, получивший в 1980 году Нобелевскую премию по литературе «за то, что с бесстрашным ясновидением показал незащищенность человека в мире, раздираемом конфликтами». «Легенды современности» – впервые переведенная на русский язык «исповедь сына века», написанная Милошем на руинах Европы в 1942–1943 гг. Она включает в себя эссе, посвященные выдающимся литературным (Дефо, Бальзак, Стендаль, Толстой, Жид, Виткевич) и философским (Джеймс, Ницше, Бергсон) текстам, и полемическую переписку Ч.Милоша и Е.Анджеевского. Исследуя современные мифы и предубеждения, апеллируя к традиции рационализма, Милош пытается найти точки опоры для униженной двумя мировыми войнами европейской культуры.

Фото: Getty Images, архив пресс-служб

Существует большое количество самых разнообразных премий в области литературы, некоторые из них являются очень престижными, а некоторые – не очень. Основная цель премий – выделить из множества литературных произведений действительно неповторимое и выдающееся творение. Книга, получившая премию, как правило, издаётся большим тиражом. И чем большей известностью обладает премия, тем больше людей захотят купить именно эту книгу. Какие же премии являются самыми престижными?

1. Нобелевская премия по литературе

Эта престижная награда ежегодно вручается за достижения в области литературы. В основном лауреатами становятся писатели из Европы и США, поэтому премия часто подвергается критике за предвзятость. Среди русских авторов Нобелевскую премию по литературе получали Иван Бунин, Борис Пастернак, Михаил Шолохов, Иосиф Бродский, Александр Солженицын.

2. Пулитцеровская премия

Эта американская премия присуждается с 1911 года. Размер главного приза – 10 тысяч долларов США. Несмотря на то, что лауреаты практически никогда не попадают в списки книжных бестселлеров, премия считается одной из самых престижных в литературном мире.

3. Гонкуровская премия

Французская литературная премия вручается ежегодно с 1903 года. Согласно уставу премия может быть присуждена любому автору лишь один раз в течение жизни. В разные годы Гонкуровскую премию присуждали Марселю Прусту, Симоне де Бовуар, Альфонсу де Шатобриану.

4. Букеровская премия

Эта премия для многих – самая престижная в мире англоязычной литературы. Победителю вручается чек на сумму 50 000 британских фунтов стерлингов. Четырежды за всю историю лауреаты «Букера» получали также и Нобелевскую премию по литературе.

5. Литературная премия Юго-Восточной Азии

Эта международная литературная премия присуждается за лучшие поэтические и прозаические произведения авторов стран АСЕАН. Председателем оргкомитета премии является принц Таиланда Прем Пурачатра.

6. АБС-премия

Премия имени Аркадия и Бориса Стругацких вручается за лучшие произведения в области фантастики, написанные на русском языке. Лауреатами премии являются Евгений Лукин, Кир Булычев, Дмитрий Быков.

7. Русский Букер

Эта премия вручается за лучший роман на русском языке. Лауреатами русского Букера становились Булат Окуджава, Людмила Улицкая и Василий Аксенов. Наряду с основной премией вручается также «Студенческий Букер», в жюри которого присутствуют студенты и аспиранты.

8. Книжная премия Рунета

Ежегодная награда в сфере литературы вручается лауреатам, отобранным как путем всенародного голосования, так и экспертной комиссией.

9. Премия Х.К. Андерсена

Эта премия вручается в области детской литературы как за сами произведения, так и за иллюстрации к ним. Лауреатами премии становились Астрид Линдгрен, Туве Янссон, Джанни Родари.

10. Премия Либерти

Премия была учреждена в США эмигрантами из России в 1999 году. Присуждается она за вклад в развитие российско-американской культуры и укрепление международных связей между странами. Лауреатами становились В. Аксенов, М. Эпштейн, В. Бачанян, О. Васильев.

Материал подготовлен С.Ю. Гончарук, методистом ГМЦ ДОгМ


10 декабря 1933 года король Швеции Густав V вручил Нобелевскую премию в области литературы писателю Ивану Бунину, который стал первым из русских литераторов, удостоенных этой высокой награды. Всего же премию, учреждённую изобретателем динамита Альфредом Бернхардом Нобелем в 1833 году, получил 21 выходец из России и СССР, из них пятеро – в области литературы. Правда, исторически сложилось так, что для российских поэтов и писателей Нобелевская премия была чревата большими проблемами.

Иван Алексеевич Бунин раздал Нобелевскую премию друзьям

В декабре 1933 года парижская пресса писала: «Вне сомнения, И.А. Бунин - за последние годы, - самая мощная фигура в русской художественной литературе и поэзии », «король от литературы уверенно и равноправно жал руку венчанному монарху ». Русская эмиграция рукоплескала. В России же к известию о том, что русский эмигрант получил Нобелевскую премию, отнеслись весьма едко. Ведь Бунин негативно воспринял события 1917 года и эмигрировал во Францию. Сам Иван Алексеевич очень тяжело переживал эмиграцию, активно интересовался судьбой своей покинутой Родины и в годы Второй мировой категорически отказался от всяческих контактов с нацистами, перебравшись в 1939 году в Приморские Альпы, возвратился откуда в Париж только в 1945.


Известно, что Нобелевские лауреаты вправе сами решать, как им потратить полученные деньги. Кто-то вкладывается в развитие науки, кто-то в благотворительность, кто-то в собственный бизнес. Бунин же, человек творческий и лишенный «практической смекалки», распорядился своей премией, которая составила 170331 крону, совсем нерационально. Поэт и литературный критик Зинаида Шаховская вспоминала: «Возвратившись во Францию, Иван Алексеевич… не считая денег, начал устраивать пирушки, раздавать «пособия» эмигрантам, жертвовать средства для поддержки различных обществ. Наконец, по совету доброжелателей, он вложил оставшуюся сумму в какое-то «беспроигрышное дело» и остался ни с чем ».

Иван Бунин – первый из писателей-эмигрантов, кого начали публиковать в России. Правда, первые публикации его рассказов появились уже в 1950-х годах, уже после смерти писателя. Некоторые же его произведения повести и стихи были опубликованы на Родине только в 1990-х.

Боже милосердый, для чего ты
Дал нам страсти, думы и заботы,
Жажду дела, славы и утех?
Радостны калеки, идиоты,
Прокаженный радостнее всех.
(И.Бунин. сентябрь, 1917)

Борис Пастернак отказался от Нобелевской премии

Борис Пастернак выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа» ежегодно с 1946 по 1950 годы. В 1958 его кандидатуру вновь предложил прошлогодний нобелевский лауреат Альбер Камю, и 23 октября Пастернак стал вторым русским писателем, удостоенным этой премии.

Писательская среда на родине поэта эту новость восприняла крайне негативно и уже 27 октября Пастернака единогласно исключили из Союза писателей СССР, одновременно с этим подав ходатайство лишить Пастернака советского гражданства. В СССР получение премии Пастернаком связывали только с его романом «Доктор Живаго». Литературная газета написала: «Пастернак получил «тридцать серебренников», для чего использована Нобелевская премия. Он награждён за то, что согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды… Бесславный конец ждёт воскресшего Иуду, доктора Живаго, и его автора, уделом которого будет народное презрение» .


Развёрнутая против Пастернака массовая кампания вынудила его отказаться от Нобелевской премии. Поэт отправил в адрес Шведской академии телеграмму, в которой писал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ ».

Стоит отметить, что в СССР до 1989 года даже в школьной программе по литературе о творчестве Пастернака не было никаких упоминаний. Первым решился массово познакомить советский народ с творческом Пастернака режиссёр Эльдар Рязанов. В свою комедию «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1976) он включил стихотворение «Никого не будет в доме», преобразовав его в городской романс, исполнил который бард Сергей Никитин. Позднее Рязанов включил в свой фильм «Служебный роман» отрывок из ещё одного стихотворения Пастернака - «Любить иных - тяжёлый крест…» (1931). Правда, прозвучал он в фарсовом контексте. Но стоит отметить, что в то время само упоминание стихов Пастернака было весьма смелым шагом.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это - не большая хитрость.
(Б. Пастернак, 1931)

Михаил Шолохов, получая Нобелевскую премию, не поклонился монарху

Михаил Александрович Шолохов Нобелевскую премию по литературе получил в 1965 году за свой роман «Тихий Дон» и вошёл в историю как единственный советский писатель, получивший эту премию с согласия советского руководства. В дипломе лауреата значится «в знак признания художественной силы и честности, которые он проявил в своей донской эпопее об исторических фазах жизни русского народа».


Вручавший премию советскому писателю Густав Адольф VI назвал его «одним из самых выдающихся писателей нашего времени». Шолохов же королю, как это предписывали правила этикета, не поклонился. Некоторые источники утверждают, что сделал он это намерено со словами: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом - пожалуйста, а перед королём не буду…»


Александра Солженицына из-за Нобелевской премии лишили советского гражданства

Александр Исаевич Солженицын, командир батареи звуковой разведки, дослужившийся за годы войны до звания капитана и награжденный двумя боевыми орденами, в 1945 году был арестован фронтовой контрразведкой за антисоветчину. Приговор – 8 лет лагерей и пожизненная ссылка. Он прошёл лагерь в подмосковном Новом Иерусалиме, Марфинскую «шарашку» и Особый Экибастузский лагерь в Казахстане. В 1956 году Солженицына реабилитировали, а с 1964 года Александр Солженицын посвятил себя литературе. Одновременно он работал сразу над 4 крупными произведениями: «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Красное колесо» и «В круге первом». В СССР в 1964 году опубликовали повесть «Один день Ивана Денисовича», а в 1966 году рассказ «Захар-Калита».


8 октября 1970 года «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы» Солженицыну была присуждена Нобелевская премия. Это стало поводом для травли Солженицина в СССР. В 1971 конфисковали все рукописи писателя, а в последующие 2 года уничтожили все его издания. В 1974 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, которым за систематическое совершение действий, не совместимых с принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб СССР», Александра Солженицина лишили советского гражданства и депортировали из СССР.


Вернули гражданство писателю только в 1990, а в 1994 он с семьёй вернулся в Россию и активно включился в общественную жизнь.

Лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский в России был осуждён за тунеядство

Писать стихи Иосиф Александрович Бродский начал в 16 лет. Анна Ахматова предрекала ему тяжёлую жизнь и славную творческую судьбу. В 1964 году в Ленинграде против поэта возбудили уголовное дело по обвинению в тунеядстве. Он был арестован и отправлен в ссылку в Архангельскую область, где он провёл год.


В 1972 году Бродский обратился к генсеку Брежневу с просьбой работать на Родине в качестве переводчика, но просьба его осталась без ответа, и он вынужден был эмигрировать. Бродский сначала живёт в Вене, в Лондоне, а потом переезжает в Соединённые Штаты, где становится профессором Нью-йоркского, Мичиганского и прочих университетов страны.


10 декабря 1987 Иосифу Броскому вручили Нобелевскую премию по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». Стоит сказать, что Бродский, после Владимира Набокова, - второй русский литератор, который пишет на английском языке как на родном.

Моря не было видно. В белесой мгле,
спеленавшей со всех нас сторон, абсурдным
было думать, что судно идет к земле -
если вообще это было судном,
а не сгустком тумана, как будто влил
кто в молоко белил.
(Б.Бродский, 1972)

Интересный факт
На Нобелевскую премию в разное время выдвигались, но так её и не получили, такие известные личности как Махатма Ганди, Уинстон Черчилль, Адольф Гитлер, Иосиф Сталин, Бенито Муссолини, Франклин Рузвельт, Николай Рерих и Лев Толстой.

Любителей литературы обязательно заинтересует – книга, которая написана исчезающими чернилами.