Визуальный поворот. Визуальные методы: использование образов в психологических исследованиях

Сегодня перед образованием выдвинуты сложные задачи подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, конфессий. Поэтому система образования многонационального государства несет ответственность за формирование этнокультурной и региональной идентичности у учащихся, сохранение и развитие родных языков и национальных культур народов, проживающих на его территории. Многие ученые, философы, педагоги раскрывали в своих трудах взаимосвязь образования с культурой народа. Например, в основу педагогической системы К.Д Ушинского был положен принцип народности, согласно которому воспитание и образование подрастающего поколения должно исходить из условий исторического развития, насущных нужд и потребностей народа. «Воспитание, - писал К. Д. Ушинский,- если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Педагог подчеркивал, что только созданная народом или основанная на народных началах педагогическая система воспитания имеет действенную силу и может воспитать истинного патриота. Высшее проявление народности – его язык. К.Д.Ушинский назвал влияние языкового образования «очеловечивающим», призывал к бережному отношению к слову, «к родному языку, который является частью национальной культуры и основным средством ее постижения, приобщения к ее неисчерпаемым богатствам». Педагог справедливо считал, что «язык народа есть цельное органическое его сознание, вырастающее в своих народных особенностях из какого-нибудь одного, таинственного где-то в глубине «народного духа запрятанного зерна». По его мысли, язык народа несет на себе отпечаток всей его истории, народ «в сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости. Когда исчезает народный язык, - народа нет более». Какова же ситуация на сегодняшний день? На территории России проживает более 180 народов. Важнейшей ценностью представителя каждого этноса является родной язык. В настоящее время функционируют 80 литературных языков, в том числе 30 государственных и титульных языков (название языка совпадает с именем этноса). Кроме того, в РФ согласно Постановлению Правительства от 24 марта 2000 года за № 255 официально признаны 45 коренных малочисленных народов, из них 40 народов относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, языки которых занесены в Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения. Система образования призвана сохранять языковое и культурное разнообразие и историко – культурное наследия этносов, проживающих на территории России. Языковые права этнических меньшинств в области образования реализуются через обучение в школе на родном языке. Значительный вклад вносит межкультурное образование, содействующее формированию положительного отношения к языкам и культуре меньшинств и коренных народов. Обучение на родном языке может обеспечить только литературный язык, получение общего образования на родном языке возможно при достаточно развитой системе статуса языка. В этой ситуации изучение таких языков в школе как учебного предмета становится единственным способом их сохранения и развития. Кроме того, только изучение языка в школе может способствовать формированию литературного языка. Государственная национальная образовательная политика направлена на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития юных граждан. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципе единства федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Право « на пользование родным языком» закреплено в Конституции (статья 26). В Законе Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом. Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования. (Статья 6) Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-I «О языках народов Российской Федерации» гарантирует право «свободного выбора языка воспитания обучения», возможность «получения основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования» (Статья 9). Согласно Статье 10 «Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации условия для изучения и преподавания родного языка и других языков народов Российской Федерации». Однако анализ нормативных документов РФ по образованию показывает, что принятие закона от 01.12. 2007 г. № 309 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» предусматривает исключение национально-регионального компонента из структуры государственного образовательного стандарта (ГОС) (статья 7 ФЗ «Об образовании»). Вместо государственных образовательных стандартов, состоящих из трех компонентов (федерального, национально-регионального и компонента образовательного учреждения), вводятся федеральные государственные стандарты, под которыми понимается совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Региональный (национально-региональный) компонент в составе ГОС давал право субъектам РФ самостоятельно устанавливать региональные учебные предметы. Такими предметами являются, в основном, изучение родных языков, литературы и культуры коренных народов, проживающих на их территории, и изучение истории, географии региона. В связи с изменениями концептуальных подходов к разработке и структуре ФГОС с компетенции субъектов РФ в области образования исключены самостоятельная разработка и утверждение ГОС (национально-регионального компонента), примерных образовательных программ, базисного учебного плана, учебников. Это означает, что ФГОС должен учитывать реализацию этнокультурных, региональных особенностей в соответствующих документах (компонентах). Вместе с тем ФЗ №309 от 01.12.2007 г. предоставил определенные возможности самим ОУ, расширил полномочия участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей). К структуре основных образовательных программ будут установлены требования к соотношению частей основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, а также их объему. Введение дополнительных предметов в учебный план ОУ возможно только с учетом мнения участников образовательного процесса. Разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов требует ответственного подхода и взвешенных решений, учитывающих конституционные права участников образовательного процесса в удовлетворении их этнокультурных и этноязыковых потребностей. Несбалансированная реализация основного принципа государственной политики в области образования отражены в (п.2) статьи 2 ФЗ «Об образовании». Изменения, с одной стороны, призваны обеспечить «единство федерального культурного и образовательного пространства», с другой стороны, исключили механизм «защиты и развития системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства». Некоторую определенность в этой области внес Закон РФ от 10.02. 2009 г. N18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов», где статья 29 «Компетенция субъектов Российской Федерации «Закона РФ «Об образовании» дополнена формулировкой «участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей)». Добавим, что проект Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» не учитывает необходимость сохранения и развития государственных языков и культур. Кроме того, не существует федеральной программы сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации (подобной федеральной целевой программе «Русский язык на 2011-2015 годы»). Как обстоит дело в Самарской области? В Самарской области, по данным Всероссийской переписи населения 2002 года, проживают представители 135 этносов и этнических групп. Языковая ситуация региона оценена как социолингвистическая зона этнического многоязычия при доминировании русского языка как языка титульной нации, используемого этническими меньшинствами в качестве второго родного языка или языка –посредника. В Самарской губернии есть успешные примеры изучения родного языка и культуры в учебных заведениях, где существует так называемый этнокомпонент. В настоящее время в Самарской области национальные языки изучаются в 80 школах (6460 учащихся), в том числе: чувашский язык - в 36 общеобразовательных школах (1955 учащихся); мордовские (эрзя и мокша) языки - в 11 школах (915 учащихся); татарский язык - в 24 общеобразовательных школах (3430 учащихся), в г. Самаре действует муниципальное образовательное учреждение «Яктылык» с углубленным изучением татарского языка, литературы, истории; башкирский язык - в 9 школах (160 учащихся); иврит – в одной школе и ульпанах городов Тольятти и Сызрани, работает еврейская светская школа и детский сад «Ор авнер»; польский язык - в школах №132 и 120 г. Самары (260 учащихся). В городах области существуют воскресные школы: армянские, еврейские, корейская, литовская, украинская и другие. В ряде образовательных учреждений действуют факультативы и кружки по изучению этнографии. В системе образования РФ доминирующая роль по праву принадлежит русскому языку как государственному. Приоритетом государственной политики в области сохранения и развития языков, в том числе и в системе образования, должно быть обеспечение условий для свободного владения русским языком в качестве государственного языка. Также в числе приоритетов должно быть и обеспечение условий для свободного пользования родным языком во всех сферах жизнедеятельности. Русский язык – национальное достояние многонационального народа России, язык образования и развития, дружбы и единства народов. Именно от качества владения молодого поколения народов России русским языком будет зависеть и судьба их родных языков. Без родного языка очень сложно представить процесс формирования личности, его духовно-нравственное развитие. Родной язык, отечественный (так у Ф. И. Буслаева), язык отцов, язык Отчизны - это и средство, и содержание духовного развития личности, ее приобщения к непреходящим человеческим ценностям; это связь поколений, канал познания мира, традиций народа, его философии и верований. Родной язык признан самым сильным инструментом сохранения и развития нашего духовного и материального наследия. «Сбережение народа»,- так А.И Солженицын определил национальную идею. И это не только демографическая проблема, она включает и проблему сбережения духа народа, сбережения русской культуры и языка как носителя и хранителя духовности, культуры. Эти слова писателя как бы продолжают мысль К.Д. Ушинского о том, что «народа нет более», если исчезнет язык. А по оценкам ЮНЕСКО, половина из 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время исчезнуть с «лица» земли. Чтобы этого не случилось, каждый человек должен в детстве узнать и полюбить родную речь своего народа. Поэтому родные языки народов России должны занять достойное место в едином образовательном и культурном пространстве многонационального государства. Список литературы 1. Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. - М., 1974 г. 2. Государственные и титульные языки России. Энциклопедический словарь-справочник. – М.: Academia, 2002, c. 18 3. Семенова С.С. Родной язык в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения// Народное образование Якутии, №2(70), 2009 г., с. 63-68

В современной России последние 10 лет система образования строится на основе Закона «Об образовании» и включает в себя: а) дошкольное воспитание (2-7 лет); б) среднее общее образование (7-17 лет); в) начальное профессиональное образование; г) среднее специальное образование; д) высшее профессиональное образование.

Марат Лотфуллин

Образование на родном языке в России: право и реальность

В современной России последние 10 лет система образования строится на основе Закона «Об образовании» и включает в себя:

а) дошкольное воспитание (2-7 лет);

б) среднее общее образование (7-17 лет);

в) начальное профессиональное образование;

г) среднее специальное образование;

д) высшее профессиональное образование.

Среднее общее образование бесплатное и с 1 по 9 класс обязательное.

Начальное профессиональное образование, где в основном готовятся квалифицированные рабочие, тоже бесплатное и обучающимся выплачивается стипендия (примерно 4 $ в месяц).

Допускается организация частных учреждений образования. Государственная система образования дает светское образование. Язык обучения и воспитания детей, дошкольных и школьных возрастов, выбирают родители.

Высшие учебные заведения подчинены Федеральным органам власти, и обучение в них проводится на русском языке. В дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах язык обучения и воспитания определяется местными органами власти. При этом они же должны обеспечить учебниками, учебными пособиями на родном языке. Федеральные власти издают учебники только на русском языке. Государственные языки республик в составе Российской Федерации изучаются на основе законов самих республик.

Конкретную реализацию законодательства Российской Федерации в области образования рассмотрим на примере Республики Татарстан и татарского народа, во многом типичном для российских народов.

Татарстан – многонациональная республика РФ. 74% населения – горожане, примерно 50% – татары, 40% – русские. Границы республики определены весьма условно и 75% татар проживают в других регионах России. Наиболее крупный город республики – Казань в 2005 г. будет праздновать 1000-летие. В Казани 30 высших учебных заведений (14 – государственных). Общее число студентов 105 тыс., что составляет 87% от числа молодежи от 18 до 25 лет. 23 средних специальных заведений, число обучающихся – 21 тыс. Общеобразовательных учреждений 187 с общим числом обучающихся 130 тыс.; дошкольных учреждений 300, где воспитывается 40 тыс. детей (охват дошкольным воспитанием составляет 65%).

Общеобразовательные учреждения классифицируются на лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов и общеобразовательные школы. Все школьные и дошкольные учреждения – муниципальные, финансируются из бюджета города, образование в них бесплатное. Имеются три небольшие негосударственные школы. Все учреждения функционируют на основе Закона РФ «Об образовании». Во всех учреждениях выполняется российский минимум образования. В Татарстане обязательно преподаются два государственных языка: русский и татарский. Кроме того, изучается и иностранный (в основном английский). Школа отделена от религии и от идеологии. Образование до 9 класса включительно обязательное. Прием детей во все учреждения осуществляется вне зависимости от национальности. Язык обучения выбирают родители.

Все общеобразовательные учреждения оснащены современными компьютерами и подключены в образовательную сеть Internet.

Среди учащихся Казани 50% детей русских, 47% детей татар, остальные 3% составляют дети народов около 100 национальностей. Такой учет детей ведется только в Татарстане и Башкорстане. Центральная власть уклоняется от контроля и организации обучения детей на родном языке. Согласно Закону РФ «Об образовании» язык обучения определяется местными органами власти, преподавание государственных языков республик в составе РФ ведется согласно законодательству этих республик. В этой части рекомендации меморандума Кона выполняются, но особенность России заключается в том, что основная часть татар, исторически проживающих на своих землях, оказались формально в других регионах и республиках РФ. Для полного исполнения рекомендаций меморандума необходимо учесть интересы коренных народов через институты центральной власти и через центральные средства массовой информации, предоставив возможность изучения родного языка и культурного общения на родном языке. В настоящее время количество детей татар, обучающихся в школах России неизвестно, поэтому невозможно определить необходимое количество учителей и учебников даже для обучения родному языку. Также не поддается оценке количество детей татар, лишенных возможности изучать родной язык. Наши неоднократные обращения в Министерство образования РФ по учету детей татар, обучающихся в школах России, остались без внимания. Министерство образования РТ путем заключения отдельных договоров с регионами России пытается восстановить обучение на татарском языке и изучение татарского языка в местах компактного проживания татар. По данным Министерства образования РТ с 21 регионом России заключены договора о сотрудничестве, согласно которым в более 900 школ, 51 тыс. учащихся обучается на родном татарском языке и около 1000 школ, где 120 тыс. учащихся изучают татарский язык. При этом общее количество детей татар, обучающихся в школах – неизвестно.

Казань является городом с доминантным русским языком. До 1990 г. в течение 20 лет в городе не функционировала ни одна татарская школа.

Хотя в дореволюционной России в середине XIX в. только в казанском крае насчитывалось 430 мектебе и 57 медресе. В начале XX в. их число перевалило за тысячу. Кроме того, тысячи мектебе и медресе имелись в Уфимской, Оренбургской, Симбирской, Астраханской и других губерниях, то есть на этнической территории татарской нации. Инспектор Казанского учебного округа В.В. Радлов в 1872 г. отмечал: «Умственное развитие шакирдов довольно значительно и, несмотря на всю односторонность их знаний, шакирды стоят умственно гораздо выше наших учителей приходских городских школ». Условия развития народного образования у татар были таковы, что царизм всячески препятствовал созданию светской национальной школы. При этом правительство руководствовалось, очевидно, указаниями апологета миссионерства Н.И. Ильминского, который проповедовал, что «фанатик без русского образования и языка сравнительно лучше, чем по-русски цивилизованный татарин, а еще хуже аристократ, а еще хуже человек университетского образования». Татарское медресе, по строгому предписанию властей, могло иметь только конфессиональный, то есть религиозный характер.

Тем не менее татарская интеллигенция вопреки преследованиям светского направления в татарской школе, стремилась включать в программы конфессиональных школ так много дисциплин общеобразовательного характера, что они по существу превратились в светские учебные заведения. Естественно, в каждом медресе (в новометодном в том числе) в виде основных предметов преподавались: Коран, толкование Корана, хадис (изречения пророка Мухаммада), история ислама, сведения о жизни пророка и его сподвижников, гакаид (вера), фикх (основы шариата) и др. Однако светские предметы все больше превалировали над религиозными. Так в Казанском медресе «Мухаммадия» в начале XX в. преподавались: русский язык, арифметика, чистописание, рисование (черчение), счет, география, физика (природоведение), геометрия, история России, всеобщая история, история тюркских народов, психология, логика и так далее (здесь преподавал известный ученый и просветитель Ризаитдин Фахретдинов). Фактически это был национальный университет высшей категории, объединяющий в своих стенах 4 ступени образования: начальное, среднее, выше среднего, высшее. Аналогичные программы имели медресе «Хусаиния» (Оренбург), «Галия» (Уфа), «Расулия» (Троицк), сельское медресе «Буби» (Вятская губ.) и др. В последнем, в частности, преподавались немецкий и французский языки, а по русскому языку во многих классах давались по 12 уроков в неделю.

Широкое развитие, особенно после революции 1905-1907 гг. получило женское образование. Существовало множество курсов по подготовке учителей обоего пола. Учителей готовили и отдельные медресе. Татарская молодежь обучалась не только в своих национальных учебных заведениях, но и в государственных школах России, в частности в гимназиях, всевозможных специальных училищах, курсах, университетах. Сотни татар получали среднее и высшее образование в целом ряде западноевропейских стран, в Японии, Америке, Египте, Турции, Сирии и т. д. Выдающегося успеха добилась С. Шакулова, одна из первых татарских женщин с высшим математическим образованием. В 1913 г. она окончила знаменитый Сорбоннский университет в Париже, а в 1915 г. стала обладательницей диплома об окончании физико-математического факультета Московского университета.

Инспектор Казанского учебного округа Я.Д. Коблов в 1908 г. писал: «Среди народностей, населяющих восточную часть России, татары магометане занимают первое место». Он же в 1916 г. подтвердил, что «в России трудно указать народность, среди которой была бы так широко распространена грамотность, как у казанских татар». Отдельные источники оценивали степень грамотности татар в пределах 80%.

Татарская школа держалась на деревенских школах, так как татары, как и другие национальности, жили в основном в сельской местности на своих коренных землях. В настоящее время идет процесс урбанизации.

Количество учащихся в РТ в 2002 г.

Всего

уч-ся

Из них детей татар

% детей татар

в селах

195763

137328

в городах

354748

158532

Всего:

550551

295860

Из таблицы видно, что хотя в настоящее время большая часть детей татар проживает в городах, в селах, они составляют, как и прежде, основную часть. Из-за высоких темпов урбанизации, становление образования на родном языке в городах имеет решающее значение для сохранения татарского народа и других народов в составе РФ.

Внедрение национального компонента в систему образования Казани началось с 90-х гг. и происходит в рамках демократических преобразований всего Российского общества. Законодательную базу этого процесса составляют Закон «О языках народов РТ» и Законы «Об образовании» РТ и РФ. На региональном уровне работа по внедрению национального компонента в образование проводится на основе городской программы сохранения, изучения и развития языков народов, проживающих в Казани, принятой Казанским Советом народных депутатов в 1998 г.

Согласно городской программе в администрации города создан отдел по делам национальностей и городской Фонд развития языков и культур народов, проживающих в Казани. Отдел призван координировать работу всех городских структур по учету интересов этнических обществ города. Фонд обеспечивает целевое выделение средств на реализацию мероприятий по сохранению и развитию культур народов, проживающих в Казани в размере 1% бюджета.

В широком смысле внедрение национального компонента включает в себя создание условий для обучения и воспитания на родном языке в учреждениях дошкольного образования, общеобразовательных школ и дополнительного образования. Существенной частью национального компонента образования в нашей республике является организация обучения татарскому языку.

В настоящее время идет процесс накопления теоретической базы и практического опыта. В городе функционирует многонациональная воскресная школа, которая тесно взаимодействует с Ассоциацией национально-культурных обществ республики. В этой школе изучают родной язык и культуру дети народов, численность которых не позволяет открывать классы в школах. Также имеются еврейские этнокультурные классы в школах, где изучается иврит, история и культура еврейского народа. Все дети русских обучаются на родном языке.

За прошедшие 12 лет в городе воссоздана система образования на татарском языке. Функционируют 22 гимназии и лицея, 14 школ с углубленным изучением отдельных предметов и 11 школ с татарским языком обучения. Школы с углубленным изучением отдельных предметов находятся на этапе перехода с русского на татарский язык обучения. Всего 35 % детей татар в городе имеют возможность обучаться на родном языке. Возможность обучения на родном языке в основном связано с наличием квалифицированных кадров, владеющих двумя государственными языками РТ. С целью стимулирования перехода педагогов на татарский язык решением Городского Совета народных депутатов введена 15 % надбавка за работу на двух государственных языках РТ. Данная надбавка выплачивается только специалистам, подтвердившим свою квалификацию для работы на двух государственных языках РТ.

В учреждениях образования, где не созданы условия для обучения на татарском языке, формируются классы с воспитанием на родном языке с целью сохранения языка и традиций татарского народа через создание языковой и воспитательной среды. 1 662 класса с воспитанием на татарском языке функционирует в 129 школах города. Таким образом, для 90 % детей татар созданы условия для обучения и воспитания на родном языке.

Существенную роль в воспитании учащихся оказывает преподавание курса «Истории Татарстана и татарского народа». Этот предмет введен в учебные планы общеобразовательных учреждений параллельно курсу истории.

Татарский язык и литература как обязательный предмет в учреждениях образования города начал преподаваться с 1990 г. В настоящее время все учащиеся изучают татарский язык в предусмотренном учебным планом объеме. Преподавание татарского языка в школах обеспечивают 1800 учителей. Учителя татарского языка работают в тесной связи с учителями русского языка и литературы и иностранных языков. Широкие возможности открываются перед словесниками по воспитанию толерантности на основе взаимодействия национальных культур, взаимообогащения языков и взаимопроникновения традиций. Методы преподавания татарского языка на основе интенсивных технологий иностранных языков, по билингвизму и полилингвизму обобщены в городском и республиканском масштабах и широко внедряются в образовательный процесс.

Задачу реального двуязычия, как важной части национально-регионального компонента образования, наиболее эффективно можно решать начиная с дошкольного возраста. Обучение татарскому языку введено в детские сады с 1988 г. в соответствии с приказом Министерства образования РТ.

С целью обеспечения возможностей воспитания детей на родном языке с 1991-1992 учебного года развивается сеть детских садов и групп с татарским языком воспитания и обучения. Так, если в 1993 г. татарских детских садов в городе было 15, то сейчас их количество возросло до 70. Основным показателем эффективности работы по развитию сети татарских детских садов и групп является охват воспитанием и обучением на родном (татарском) языке. В настоящее время по городу этот показатель составляет 75 %.

Для обеспечения реального двуязычия с 1996 г. в дошкольных учреждениях города введено воспитание и обучение на 2-х государственных языках в равных объемах. Охват двуязычного воспитания составляет 36 %.

Наличие школ с различными языками обучения приводит к возрастанию роли воспитания толерантности. Это достигается проведением совместных мероприятий, изучением культур соседних народов и мировой культуры. Преподавание двух государственных языков всем учащимся также способствует воспитанию толерантности. Это особенно важно в школах с русским языком обучения, так как в учебниках истории России имеются материалы, возвышающие одни и унижающие другие народы друг перед другом. Министерством образования РФ эти замечания восприняты и будем надеяться на практические шаги по исправлению этих недостатков.

В общеобразовательных школах с татарским языком обучения с первого класса углубленно изучается английский язык. Воспитательный процесс в начальных классах строится на принципах татарской народной педагогики. В дальнейшем учащиеся интегрируются в русскую культурную среду, и в старших классах – в мировую культуру. В ряде школ отдельные предметы изучаются на английском языке. Так как английский язык стал языком международного общения, хорошее знание этого языка позволяет выпускникам школ продолжать свое обучение не только в вузах России, но и за рубежом. Организация преподавания предметов на английском языке требует наличие педагогических кадров, владеющих английским языком. В России подготовка таких кадров не ведется. Эта актуальная проблема остается открытой. В настоящее время на английском языке работают преподаватели из Турции, работу которых оплачивают просветительские фирмы. Мы призываем специалистов из других стран к разрешению данной проблемы. 85 % выпускников школ с татарским языком обучения продолжают учебу в вузах Казани, России и других государств. В общем, по Казани 82 % выпускников продолжают обучение в вузах. Этот показатель отражает примерно равный уровень образования в учреждениях с разными языками обучения.

Соотношение приема учащихся в первый класс школ и первый курс вузов таково, что примерно через 10 лет все учащиеся республики будут иметь документ о высшем образовании, но, к сожалению, с одной стороны это не гарантирует соответствующий уровень знаний и с другой – исключает подготовку квалифицированных рабочих в технологических отраслях хозяйства. Система образования России не обращает достаточного внимания преподаванию предметов технологического цикла и не учитывает различия интеллектуальных способностей людей. Без налаженной системы подготовки квалифицированных рабочих во всех отраслях хозяйства страна жить не может.

Имеющиеся недостатки в образовательной системе России в области национального образования создают для будущего татарского народа серьезную угрозу. Изучение родного языка в России не является обязательным атрибутом образования и образованности и многие татары не изучают свой родной язык и не умеют читать, писать и говорить. По этой причине они не могут внести свой вклад в развитие духовной культуры народа. Работа, которая ведется в Татарстане, может выполнять функцию резервации, но не может уберечь татарский народ от ассимиляции. Достаточно большое число татар (до 25 %) в России считают родным языком русский. Этот показатель свидетельствует о том, что в Российской Федерации у татарского народа нет возможности для сохранения этноса путем воспитания подрастающего поколения на языке и традициях татарского народа. Хотя резолюция № 47/135 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1992 г. «Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» и Европейская хартия региональных языков или языковых меньшинств, принятая 5 ноября 1992 г. в Страсбурге обязывает государства обеспечить доступность дошкольного, начального, среднего, профессионально-технического, высшего образования и повышение квалификации на региональных языках и языках меньшинств, а также преподавание языков меньшинств в качестве составной части учебной программы государственных учреждений образования.

Статья 10 Европейской хартии региональных языков или языковых меньшинств обязывает государства обеспечить использование региональных языков в органах местной и региональных властей, ст. 11 этого же документа обязывает государства обеспечить создание, по крайней мере, одной радиостанции, одного телевизионного канала на региональном языке или языках меньшинств.

К сожалению, стремление Российской Федерации к включению в цивилизованное пространство мира остается на словах, и центральные власти России игнорируют данные международные документы.

Но недостатки Российской системы образования на этом не исчерпываются. Самый главный из них – оторванность среднего общего образования от жизненных потребностей. Выпускники школ не подготовлены к жизни. Не имеют элементарных экономических и юридических знаний. Школьные программы не учитывают природных способностей детей и потребностей общества, рассчитаны только на детей, обладающих способностью абстрактного мышления. Поэтому примерно 50 % детей не имеют конкурентоспособных знаний. С другой стороны, не ведется обучение профессиональным навыкам в области практической деятельности. Третьим, очень важным недостатком, является оценка работы учителя только по знаниям учащихся, точнее по числу отстающих учащихся. Этот критерий приводит к завышению оценок и в результате, выпускники школ получают документ о несуществующем образовании. Четвертый недостаток проистекает из первых трех и заключается в низкой оценке труда учителя обществом (например, в Казани средняя заработная плата учителя составляет примерно 70 $ в месяц). В результате, в школе нет мужчин и с каждым годом больше и больше людей со сравнительно низким интеллектуальным уровнем идут в педагоги.

Все это является долгосрочным тормозом экономического и духовного развития России.

1. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

2. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

3. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

4. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

5. Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования.