Краткая биография пабло пикассо. Биография пикассо Имя художника пикассо

Вряд ли найдется человек на планете, которому не знакомо имя Пабло Пикассо. Основатель кубизма и художник множества стилей повлиял в 20 веке на изобразительное искусство не только Европы, но и всего мира.

Художник Пабло Пикассо: детство и годы обучения

Один из ярчайших родился в Малаге, в доме на площади Мерсед, в 1881 году, 25 октября. Ныне там располагается музей и фонд имени П. Пикассо. Следуя испанской традиции при крещении, родители дали мальчику достаточно длинное имя, которое представляет собой чередование имен святых и самых близких и почитаемых в семье родственников. В конечном счете его знают по самому первому и последнему. Фамилию Пабло решил взять материнскую, посчитав отцовскую слишком простой. Талант и тяга к рисованию у мальчика проявились с самого раннего детства. Первые и очень ценные уроки ему преподнес отец, который тоже был художником. Звали его Хосе Руис. Свою первую серьезную картину он написал в восемь лет - «Пикадор». Можно смело утверждать, что именно с нее началось творчество Пабло Пикассо. Отец будущего художника получил предложение о работе преподавателя в Ла-Корунье в 1891 году, и вскоре семья переехала на север Испании. Там же Пабло в течение года проходил обучение в местной школе искусств. Затем семья перебралась в один из красивейших городов - Барселону. Юному Пикассо на тот момент было 14 лет, и он был слишком молод для того, чтобы учиться в Ла-Лонху (школа изящных искусств). Однако отец смог добиться того, чтобы его допустили к вступительным экзаменам на конкурсной основе, с которыми он справился блестяще. Спустя еще четыре года родители приняли решение устроить его в лучшую на тот момент передовую школу искусств - «Сан Фернандо» в Мадриде. Учеба в академии быстро наскучила юному дарованию, в ее классических канонах и правилах ему было тесно и даже скучно. Поэтому больше времени он посвящал Музею Прадо и изучению его коллекций, а спустя год вернулся в Барселону. К раннему периоду его творчества относятся картины, написанные в 1986 году: «Автопортрет» Пикассо, «Первое причастие» (на ней изображена сестра художника Лола), «Портрет матери» (на фото ниже).

Во время пребывания в Мадриде он впервые совершил где изучил все музеи и живопись самых великих мастеров. Впоследствии он приедет в этот центр мирового искусства неоднократно, а в 1904 году переберется окончательно.

«Голубой» период

Этот временной промежуток можно рассматривать как именно в это время начинает проявляться в творчестве Пикассо его индивидуальность, все еще подверженная постороннему влиянию. Известный факт: талант творческих натур проявляет себя максимально ярко в сложных жизненных ситуация. Именно так и случилось с Пабло Пикассо, произведения которого теперь известны всему миру. Взлет был спровоцирован и произошел после продолжительной депрессии, вызванной смертью близкого друга Карлоса Касагемаса. В 1901 году на выставке, организованной Волларом, были представлены 64 работы художника, однако на тот момент они еще были полны чувственности и яркости, явно ощущалось влияние импрессионистов. В свои законные права «голубой» период его творчества вступал постепенно, проявляя себя жесткими контурами фигур и утерей трехмерности изображения, уходом от классических законов художественной перспективы. Палитра красок на его полотнах становится все более однообразной, акцент делается на синий цвет. Началом периода можно считать "Портрет Хайме Сабартеса" и автопортрет Пикассо, написанные в 1901 году.

Картины «голубого» периода

Ключевыми в этот период для мастера стали такие слова, как одиночество, страх, вина, боль. В 1902 года он вновь вернется в Барселону, однако остаться в ней так и не сможет. Напряженная обстановка в столице Каталонии, нищета со всех сторон и социальная несправедливость выливаются в народные волнения, постепенно охватившие не только всю Испанию, но и Европу. Вероятно, такое положение дел оказало влияние и на художника, который в этот год работает плодотворно и чрезвычайно много. На Родине создаются шедевры «голубого» периода: «Две сестры (Свидание)», «Старый еврей с мальчиком», «Трагедия» (фото полотна выше), «Жизнь», где еще раз возникает образ погибшего Касагемаса. В 1901 году была также написана картина «Любительница абсента». В ней прослеживается влияние популярного на тот момент увлечения «порочными» персонажами, характерного для французского искусства. Тема абсента звучит во многих картинах. Работа Пикассо, помимо всего прочего, полна драматизма. Особенно явно в глаза бросается гипертрофированная рука женщины, которой она словно старается защититься. В настоящее время «Любительница абсента» хранится в Эрмитаже, попав туда из частной и весьма внушительной коллекции работ Пикассо (51 произведение) С. И. Щукина после революции.

Как только появляется возможность вновь отправиться в без колебаний решает ею воспользоваться и уезжает из Испании весной 1904 года. Именно там он столкнется с новыми интересами, ощущениями и впечатлениями, что даст начало новому этапу его творчества.

«Розовый» период

В творчестве Пикассо этот этап длился относительно долго - с 1904 г. (осень) до окончания 1906-го - и был не совсем однородным. Большая часть картин периода отмечена светлой гаммой красок, появлением охристых, жемчужно-серых, красно-розовых тонов. Характерно появление и в последующем доминирование новых для творчества художника тем - актеры, циркачи и акробаты, атлеты. Безусловно, подавляющее большинство материала ему предоставлял цирк Медрано, который в те годы располагался у подножия Монмартра. Яркая театральная обстановка, костюмы, поведение, разнообразие типажей словно вернули П. Пикассо в мир, пусть и преображенных, но реальных форм и объемов, естественного пространства. Образы на его картинах вновь стали чувственными и наполнились жизнью, яркостью в противовес персонажам «голубого» этапа творчества.

Пабло Пикассо: произведения «розового» периода

Картины, ознаменовавшие начало нового периода, впервые были выставлены в конце зимы 1905 году в галерее Серюрье - это «Сидящая обнаженная» и «Актер». Один из признанных шедевров «розового» периода - «Семейство комедиантов» (на фото выше). Полотно имеет внушительные размеры - в высоту и ширину более двух метров. Фигуры циркачей изображены на фоне синего неба, принято считать, что арлекин с правой стороны - это сам Пикассо. Все персонажи находятся в статике, и между ними не наблюдается какой-либо внутренней близости, каждого сковало внутреннее одиночество - тема всего «розового» периода. Кроме того, стоит отметить следующие работы Пабло Пикассо: «Женщина в рубашке», «Туалет», «Мальчик, ведущий лошадь», «Акробаты. Мать и сын», «Девочка с козлом». Все они демонстрируют зрителю красоту и редкую для картин художника безмятежность. Новый толчок в творчестве случился в конце 1906 года, когда Пикассо путешествовал по Испании и оказался в небольшой деревне в Пиренеях.

Африканский период творчества

С архаичным африканским искусством П. Пикассо впервые столкнулся на тематической выставке музея Трокадеро. Его впечатлили языческие идолы примитивной формы, экзотические маски и статуэтки, воплощавшие в себе великую силу природы и дистанцированные от мельчайших деталей. Идеология художника совпала с этим мощным посылом, и в результате он стал упрощать своих героев, делая их подобными каменным истуканам, монументальными и резкими. Однако первая работа в направлении данной стилистики появилась еще в 1906 году - это портрет работы Пабло Пикассо писательницы Он переписывал картину 80 раз и уже совершенно разуверился в возможности воплотить ее образ в классическом стиле. Этот момент можно по праву назвать переходным от следования за натурой к деформации формы. Достаточно взглянуть на такие полотна, как «Обнаженная женщина», «Танец с покрывалами», «Дриада», «Дружба», «Бюст моряка», «Автопортрет».

Но, пожалуй, самым ярким образцом африканского этапа творчества Пикассо является картина «Авиньонские девицы» (на фото выше), над которой мастер трудился около года. Она венчала данный этап творческого пути художника и во многом определила судьбу искусства в целом. Впервые полотно увидело свет лишь спустя тридцать лет после его написания и стало открытой дверью в мир авангарда. Богемный круг Парижа буквально раскололся на два лагеря: «за» и «против». В настоящий момент картина хранится в Музее современного искусства города Нью-Йорка.

Кубизм в творчестве Пикассо

Проблема уникальности и точности изображения оставалась на первом месте в европейском изобразительном искусстве вплоть до того момента, когда в него ворвался кубизм. Стимулом к его развитию многие считают вопрос, возникший среди художников: «Зачем рисовать?» Достоверному изображению того, что видишь, в начале 20 века можно было научить практически любого, к тому же буквально на пятки наступала фотография, которая грозила целиком и полностью вытеснить все остальное. Зрительные образы становятся не только правдоподобными, но и доступными, легко тиражируются. Кубизм Пабло Пикассо в данном случае отражает индивидуальность творца, отказываясь от правдоподобного изображения внешнего мира и открывая совершенно новые возможности, границы восприятия.

К ранним работам относятся: «Горшок, бокал и книга», «Купание», «Букет цветов в сером кувшине», «Хлеб и ваза с фруктами на столе» и т. д. В полотнах четко прослеживается, как меняется стиль художника и приобретает все более абстрактные черты к концу периода (1918-1919 годы). Например, «Арлекин», «Три музыканта», «Натюрморт с гитарой» (на фото выше). Ассоциирование зрителями творчества мастера с абстракционизмом совершенно не устраивало Пикассо, ему был важен сам эмоциональный посыл картин, их скрытый смысл. В конечном итоге созданный им же самим стиль кубизм перестал постепенно вдохновлять художника и интересовать, открыв дорогу новым веяниям в творчестве.

Классический период

Второе десятилетие 20 века было для Пикассо достаточно сложным. Так, 1911 год ознаменовался историей с украденными статуэтками из Лувра, которая выставила художника не в лучшем свете. В 1914 г. выяснилось, что, даже прожив столько лет в стране, за Францию Пикассо сражаться в Первой мировой войне не готов, что развело его с многими друзьями. А в следующем году умерла его возлюбленная Марсель Умбер.

На возвращение более реалистичного в творчестве Пабло Пикассо, произведения которого наполнились вновь читаемостью, фигурностью и художественной логикой, повлияли и многие внешние факторы. В том числе поездка в Рим, где он проникся античным искусством, а также общение с балетной труппой Дягилева и знакомство с балериной Ольгой Хохловой, которая вскоре стала второй женой художника. Началом нового периода можно считать ее портрет 1917 года, который в некотором роде носил экспериментальный характер. Русский балет Пабло Пикассо не только вдохновил на создание новых шедевров, но и подарил возлюбленную и долгожданного сына. Самые известные работы периода: «Ольга Хохлова» (на фотографии выше), «Пьеро», «Натюрморт с кувшином и яблоками», «Спящие крестьяне», «Мать и ребенок», «Женщины, бегущие по пляжу», «Три грации».

Сюрреализм

Разделение творчества есть не что иное, как желание разложить по полочкам и втиснуть его в определенные (стилистические, временные) рамки. Однако к творчеству Пабло Пикассо, которого украшают самые лучшие музеи и галереи мира, такой подход можно назвать весьма условным. Если следовать хронологии, то период, когда художник был близок к сюрреализму, выпадает на 1925-1932 годы. Совершенно неудивительно, что на каждом этапе творчества мастера кисти посещала муза, и, когда О. Хохлова пожелала узнавать себя на его полотнах, он обратился к неоклассицизму. Однако творческие люди непостоянны, и вскоре в жизнь Пикассо вошла юная и очень красивая Мария Тереза Вальтер, которой на момент знакомства исполнилось всего 17 лет. Ей была уготована роль любовницы, а в 1930 году художник купил замок в Нормандии, который для нее стал домом, а для него - мастерской. Мария Тереза была верной спутницей, стойко перенося творческие и любовные метания творца, поддерживая дружескую переписку вплоть до смерти Пабло Пикассо. Произведения периода сюрреализма: «Танец», «Женщина в кресле» (на фотографии ниже), «Купальщица», «Обнаженная на пляже», «Сон» и т. д.

Период Второй мировой войны

Симпатия Пикассо во времена военных действий в Испании в 1937 году принадлежала республиканцам. Когда в этом же году итальянская и немецкая авиация разрушила Гернику - политический и культурный центр басков - Пабло Пикассо город, лежащий в руинах, изобразил на огромном одноименном полотне буквально за два месяца. Его буквально охватил ужас от угрозы, которая нависла над всей Европой, что не могло не отразиться на творчестве. Эмоции выражались не прямо, а воплотились в тональности, ее мрачности, горечи и сарказме.

После того как отгремели войны, и мир пришел в относительное равновесие, восстанавливая все, что было разрушено, творчество Пикассо тоже обрело более счастливые и яркие краски. Его полотна, написанные в 1945-1955 годах, обладают средиземноморским колоритом, очень атмосферны и отчасти идеалистичны. В это же время он начинает работать с керамикой, создавая множество декоративных кувшинов, блюд, тарелок, статуэток (фото представлено выше). Произведения, которые были созданы в последние 15 лет жизни, весьма неравномерны по стилистике и качеству.

Один из крупнейших художников двадцатого века - Пабло Пикассо - умер в возрасте 91 года на своей вилле во Франции. Похоронен вблизи принадлежавшего ему замка Вовенарт.

Французский художник испанского происхождения Пабло Пикассо (Pablo Picasso), полное имя Пабло Руис-и-Пикассо (Pablo Ruiz-y-Picasso), родился 25 октября 1881 года в Малаге, Испания.

Его отец Хосе Руис Бласко был художником, преподавателем живописи в провинциальной школе изящных искусств в Малаге, профессором Школы изящных искусств в Барселоне.

В 1950 году Пикассо был избран во Всемирный совет мира.

В 1950-е годы художник писал множество вариаций на тему известных мастеров прошлого, прибегая к кубистической манере письма: "Алжирские женщины. По Делакруа" (1955), "Завтрак на траве. По Мане" (1960), "Девушки на берегу Сены. По Курбе" (1950), "Менины. По Веласкесу" (1957).

В 1958 году Пикассо создал композицию "Падение Икара" для парижского здания ЮНЕСКО.

В 1960-е годы Пикассо создал монументальную скульптурную композицию высотой 15 метров для общественного центра в Чикаго.

— один из самых "дорогих" художников мира — эстимейт (предпродажная оценка стоимости) его работ превышает сотни миллионов долларов.

Пабло Пикассо был дважды женат. В 1918 году он венчался с балериной Дягилевской труппы Ольгой Хохловой (1891-1955). В этом браке у художника родился сын Поль (1921-1975). После смерти Ольги в 1961 году художник женился на Жаклин Рок (1927-1986). У Пикассо также были внебрачные дети — дочь Майя от Мари-Терез Вальтер, сын Клод и дочь Палома от художницы Франсуазы Жило.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Пабло Руис Пикассо является одной из самых заметных фигур, оказавших огромное влияние на искусство 20-го века. За свою продолжительную творческую карьеру, длившуюся более 75 лет, он создал тысячи творений, среди которых не только живописные полотна, но и гравюры, сценографии, керамика, мозаика и многочисленные скульптуры, выполненные с использованием разнообразных материалов. Он был одним из самых революционных художников в истории западной живописи. Пикассо творил и развивался в своей стихии с невероятной жизненной силой, в ускоренном темпе, свойственном стремительному веку. Каждое направление его деятельности было воплощением радикально новой идеи. Создается ощущение, что в одной судьбе творца, поместилось сразу несколько художественных жизней. Испанский художник был центральной фигурой в развитии кубизма, заложил основы понятия абстрактного искусства.

Детские годы

Пабло появился на 25 октября 1881 года в Андалузском регионе юга Испании. После появления на свет акушерка решила, что младенец мертв, так как роды были продолжительные и тяжелые. Его дядя, доктор по имени Сальвадор, буквально спас новорожденного, выпустив дым от сигары в сторону малыша, который немедленно отреагировал на запах отчаянным ревом. Полное имя, полученное при крещении, содержит 23 слова. Он был наречен в честь различных святых и родственников.

Его отец Хосе Руис Бласко происходил из древнего, богатого рода северо-запада Испании. Он был художником, преподавал в школе изящных искусств, основанной Академией художеств и расположенной в здании Сан-Тельмо, старом монастыре иезуитов, и служил куратором в муниципальном музее. Школа искусств в Малаге работала с 1851 года. Своей фамилии художник обязан матери Марии Пикассо Лопес. Он активно использовал ее начиная с 1901 года.

Согласно преданию, одним из первых произнесенных слов было «piz», сокращение от «lápiz», что означает «карандаш». Пабло любил рисовать с детства. Отец полностью контролировал художественное образование сына. Он сам давал ему уроки и отправил его в возрасте пяти лет в школу, в которой работал. Будучи сыном академического живописца и воодушевившись его работами, Пабло начал творить с раннего возраста. В детстве его отец часто брал его в бой быков, и одна из его ранних картин содержала сцену корриды.

В 1891 году отец получает преподавательскую должность в институте в Ла-Корунье, а в 1892 году Пабло поступил в это же образовательно заведение в качестве ученика. В течение трех лет он получал классическое художественное образование. Под академическим руководством отца он развивал свой художественный талант с необычайной скоростью.

Годы обучения

В январе 1895 года, когда Пикассо был подростком, его младшая сестра Кончита умерла от дифтерии. Это трагическое событие повлияло на планы семьи. К этому же периоду Хуан был принят на должность учителя в художественную академию в Ла-Лондже, и семья переезжает. Отец способствовал независимости Пабло, сняв ему студию в Барселоне.

Год спустя он был принят в качестве студента королевской академии Сан-Фернандо в Мадриде. Он продемонстрировал свою замечательную способность, завершив за один день вступительный экзамен, на который был отведен целый месяц, несмотря на то, что был моложе, чем официально требовалось для обучения. При финансовой помощи своих родственников Пабло отправляется учиться в Мадрид в конце 1897 года. Однако Пабло были скучны классические приемы художественной школы. Он не хотел рисовать как художники прошлого, а хотел создавать что-то новое. Вернувшись в 1900 году в Барселону, он часто посещал знаменитое кафе, ориентированное на встречи интеллигенции и художников «Четыре кота». Его визит в Орта-де-Эбро в период с 1898 по 1899 год и его связь с группой в кафе в 1899 года имели решающее значение для раннего художественного развития. Именно в Барселоне он отошел от традиционных классических методов, склонившись к экспериментальному и инновационному подходу к живописи. В этой литературно-художественной среде собиралось множество приверженцев современного французского искусства из Франции, равно как каталонского традиционного и народного искусства. Бытует миф, что отец был настолько впечатлен способностями сына, что в 1894 году он зарекся рисовать сам, но на деле Хосе продолжал рисовать до самой смерти. Отношения Пикассо с его родителями стали напряженными, когда он прекратил учебу. В кафе он подружился с молодым каталонским живописцем Карлосом Касахемасом, с которым в последствии переехал во Францию.

В 1900 году в Барселоне состоялась первая выставка Пикассо, а осенью он отправился в Париж.

Парижский период

На рубеже двадцатого века Париж являлся центром международного художественного мира. Для живописцев это была родина импрессионистов, которые изображали окружающий мир с помощью мазков или штрихов из несмешанных цветов, чтобы создать ощущение реального отраженного света. Хотя их работы и сохранили определенные связи с окружающим миром, наблюдались определенные тенденции к абстракционизму. Покинув Испанию, Пикассо на Всемирной выставке в Париже представил свою картину «Последние мгновения».

Однако поездка в столицу искусства была омрачена. Друг художника впал в депрессию из-за несчастной и болезненной любовной истории с танцовщицей из Мулен Ружа. Они решили провести отпуск в родном городе Пикассо, но этому не суждено было случиться. Карлос покончил жизнь самоубийством, выстрелом в висок. Пабло был настолько раздавлен этой потерей, что это не могло не отразиться на его творчестве. Он пишет несколько портретов друга в гробу. Пикассо подходит к «голубому периоду» своего творчества, во время которого тоска и депрессивность сквозят сквозь холсты, изобилующими голубыми тонами. В течение следующих четырех лет в его картинах доминировал синий цвет. Он рисовал людей с удлиненными чертами лица. Некоторые из его картин этого периода изображали бедняков, нищих, печальных и мрачных людей.

Два выдающихся примера работ «голубого периода Пикассо»:

  • «Старый гитарист»;
  • «Нищий старик с мальчиком»;
  • «Жизнь»;
  • «Женщина с пучком волос».

В 1902 году были организованы две выставки художника. Тем не менее он живет и работает практически без средств к существованию в комнате Макса Якоба. Из глубокой депрессии по поводу смерти близкого друга Карлоса Касахемаса помогла выйти любовная история с Фернандой Оливье, бывшей сначала его моделью. Он влюбился во француженку и прожил с ней до 1912 года. Картины стали наполняться более теплыми цветами, среди которых оттенки красного, бежевый, оранжевый. Историки искусства называют это время в жизни Пабло «розовым периодом». Сюжеты представляли изображение более счастливых сцен, среди которых была и цирковая тематика.

Пикассо обзавелся постоянной парижской студией в 1904 году. Его студия вскоре стала местом встречи художников и писателей города. Вскоре в круг друзей вошли поэт Гийом Аполлинер, Макс Якоб, Лев и Гертруда Штайн, Андре Салмо, два агента: Амбруаз Волларда и Берта Вайль.

С 1905 года он все больше интересовался изобразительным приемами. Этот интерес, по-видимому, пробудился благодаря поздним картинам Поля Сезанна.

В период между 1900 и 1906 годами он перепробовал почти все основные стили живописи. При этом его собственный стиль изменился с необычайной скоростью. Штайны знакомят его с Анри Матиссом. Портрет Гертруды Штайн, начал череду опытов портретной абстракции, вдохновленных иберийской скульптурой, выставку которой Пикассо посетил в Лувре весной 1906 года.

Пикассо и кубизм

«Авиньонские девицы» стали попыткой Пикассо забыть свои прошлые отношения. Выполненная в новой революционной манере, под влиянием искусства Сезанна и Негро, картина стала основоположником зародившегося живописного направления, родителем которого считается Пикассо.

Вместе с живописцем и другом Жоржем Браком в 1907 году начал свои изобразительные эксперименты. Кубизм явился новой художественной концепцией художника, посредством которой Пабло попытался бросить вызов общепринятым законам копирования природы. Объекты ложатся на полотно путем сокращений и разлома объектов, чтобы подчеркнуть две размерности холста.

Между 1907 и 1911 годами Пикассо продолжал разлагать видимый мир на более мелкие грани монохромных плоскостей. При этом его работы становились все более абстрактными. Наиболее яркими примерами, наглядно иллюстрирующими развитие направления, служат полотна: «Фруктовая тарелка» (1909), «Портрет Амбруаза Воллара» (1910) и «Женщина с гитарой» (1911-12). В 1912 году Пикассо начал сочетать кубизм и коллаж. Именно в этот период он начал использовать песок или штукатурку в своей краске, чтобы придать ей текстуру. Он также применял цветную бумагу, газеты и обои, чтобы придавать полотнам дополнительную выразительность.

Русская жена Пикассо

Сотрудничество Пикассо с режиссерами балетных и театральных постановок Пикассо начал в 1916 году. Придуманные и реализованные декорации и костюмы балетов Дягилева поражали публику с 1917 по 1924 год. Благодаря работе с «Русским балетом Дягилева» Пабло знакомится с балериной Ольгой Хохловой, которая становится его женой. Они прожили вместе 18 лет, в ходе которых родился их сын Пауло в 1921 году. В 20-х годах двадцатого века художник и его жена Ольга продолжили жить в Париже, часто путешествовали и проводили лето на пляже. Из-за возникшего у Пикассо на стороне романа с молодой француженкой, повлекшего беременность и рождение внебрачного ребенка семья распалась. Супруга разорвала отношения и уехала на юг Франции. Развод не случился, и Ольга оставалась женой художника до конца своих дней из-за нежелания Пабло соблюдать условия брачного договора.

Новые свершения

В несколько этапов Пикассо отвернулся от абстракции и свет увидела череда картины в реалистичном и безмятежно красивом классическом стиле. Одной из самых известных работ стала «Женщина в белом». Написанная всего через два года после «Трех музыкантов», спокойная и не привлекающая излишнего внимания к себе эпатажностью, в который раз продемонстрировала легкость, с которой мог выразить себя.

После короткого обращения к классицизму мастер стал известен своими сюрреалистическими работами, пришедшими на смену кубизму.

В период с 1925 по 1930-е годы он в определенной степени был связан с сюрреалистами, а с осени 1931 года особенно интересовался скульптурой. В 1932 году, в связи с проведением крупных выставок в галереях Жоржа Пети в Париже и Доме искусств в Цюрихе, известность Пикассо заметно возросла. К 1936 году испанская гражданская война оказала глубокое влияние на Пикассо, апогеем которого стало написание самой известной из его картин. «Герника» — аллегорическое осуждение фашизма, мощный образ, изображающий реалии и войны и ее последствий.

Эта работа была заказана правительством для павильона Испании перед Парижской всемирной ярмаркой. Она изображает катастрофические разрушения в городе во время гражданского восстания. Работа была завершена в течение шести или семи недель. Выполненная полностью в черном, белом и сером цвете, шириной в 25 футов и высотой в 11, картина служит квинтэссенцией боли и страданий народа от жестокости. Пикассо применил живописный язык кубизма к ситуации, возникшей из социального и политического сознания.

Политические взгляды Пикассо

Пикассо публично заявил в 1947 году, что он коммунист. Когда его спросили о мотивах, он заявил: «Когда я был мальчиком в Испании, я был очень бедным и осознавал, как живут бедные люди. Я узнал, что коммунисты ориентированы на нужды бедных. Поэтому я стал коммунистом». После смерти Иосифа Сталина коммунисты Франции обратились к художнику с просьбой написать партийного деятеля. Его портрет вызвал шумиху в руководстве коммунистической партии. Советское правительство забраковало его портрет.

Несмотря на то, что Пикассо был в изгнании из своей родной Испании после победы в 1939 года генералиссимуса Франсиско Франко, он отдал более восьми сотен своих ранних работ Барселоне. Но из-за неприязни Франко его имя так и не появилось в музее. Среди огромного количества выставок Пикассо, которые проводились во время жизни художника, наиболее значительными были экспозиции в Нью-Йорке и Париже.

В 1961 году Пабло взял в жены Жаклин Роке, и они переехали в Мужен. Там Пикассо продолжил свою плодотворную работу, которая не прекращалась до конца его дней. Одним из последних произведений был автопортрет, сделанный карандашом на бумаге «Автопортрет, стоящего лицом к лицу к смерти». Он умер через год в возрасте 91 года в своей тридцатипятикомнатной вилле на холме Нотр-Дам- де-Ви в Мужен 8 апреля 1973 года.

Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо (1881 -1973) — великий испанский художник и самый провокационный живописец ХХ века Пабло Пикассо прожил 91 год. Почти во всех направлениях современного искусства он оставил свой неизгладимый след.

БИОГРАФИЯ ПАБЛО ПИКАССО

Он родился в 1881 году. Пабло взял фамилию матери, поскольку фамилия отца – Руис – была очень обыденной, к тому же отец будущего художника и сам был художником, и Пабло было у кого учиться.

В детстве отец разрешал Пабло заканчивать за него работы – например, дорисовывать лапки голубей. Однажды, когда Пабло выпал случай выполнить более масштабную работу, Хосе Руис был поражён его техникой, причем, как гласит одна из легенд о Пикассо, поражён настолько, что с этого дня сам бросил заниматься живописью.

Уже в 16 лет Пабло отправился в Мадрид, в лучшую на то время художественную школу. Проучился он там недолго, хотя успел поразить и соучеников, и преподавателей своим мастерством. Значительно сильнее он заинтересовался различными сторонами жизни большого города, а также с головой погрузился в творчество интересных ему художников – Диего Веласкеса, Франсиско Гойи, а особенно Эль Греко.

Пикассо прожил очень долгую жизнь, никогда не переставая творить. За почти вековую жизнь он пережил множество творческих перемен, романтичных встреч с женщинами, сменил с десяток шикарных домов и умер мультимиллионером.

ТВОРЧЕСТВО ПАБЛО ПИКАССО

«Блестящий талант» — так охарактеризовали подростка в Мадридской Академии изящных искусств. Однако Пабло вскоре объявил родителям, что там царит сплошной консерватизм и ничему новому он не научится. В 15 лет молодой художник создал глубокое по содержанию произведение – «Знание и милосердие». Картина получила золотую медаль, а в кафе «Четыре кота» прошла первая персональная выставка Пабло.

В 1900 году Пикассо посетил Париж и заболел им. Через четыре года он перебрался туда жить. «Склонившийся Арлекин», «Любительница абсента». Художник убирает из композиций всё лишнее, великолепно передавая эмоциональное состояние героев.
Постепенно многоцветность уходит из картин Пикассо, уступая место пронзительному голубому цвету. Произведения наполняет чувство тоски и одиночества, которые сродни настроениям самого живописца.

Знание и милосердие Склонившийся Арлекин Любительница абсента

Изменения в жизни мастера последовали после его знакомства с русским меценатом и коллекционером Петром Щукиным. Он приобрёл несколько полотен молодого художника. Ну а затем жизнь Пабло осветила любовь к рыжеволосой красавице Фернанде Оливье, вдохновившей художника на создание знаменитого образа женщины-гитары. Девушка жила в том же доме, что и мастер. Ревнивец Пикассо поставил замок на дверь, оберегая своё сокровище. В его палитре появились прозрачные и лёгкие краски.

«Розовый» период отражает увлечение Пабло цирком. Арлекины и уличные гимнасты – его излюбленные персонажи. Миниатюрная гимнастка хочет удержать равновесие, стоя на крутящемся шаре; она впечатлена своими успехами, показывая сидящему рядом мужчине свою ловкость и грацию («Девочка на шаре»). Картина обладает поистине магическим свойством: из неё нельзя исключить ни одну деталь – иначе вся композиция рассыплется.

Соединение геометрических предметов и человеческих фигур. В 1906 году манера художника резко изменилась. В «Авиньонских девицах» мастер создал совершенно новую реальность, построив фигуры из геометрических объёмов, изломанных острыми углами. Публика и друзья Пикассо были шокированы. Однако именно эту работу назовут важным шагом на пути к кубизму. Изобразительное эсперанто, так называют этот жанр, развивалось поэтапно.

Для «сезанновского» этапа характерны серые, коричневые и зеленые тона («Женщина с веером»), а изображение построено на сопоставлении геометрических фигур. «Аналитический» кубизм буквально «дробит» образ на части. Полотно напоминает осколки разбитого стекла, хранящие отражение человека («Портрет Амбруаза Воллара»). Декоративностью и контрастностью отличается «синтетический» кубизм («Скрипка и гитара»). Несмотря на неприятие зрителями большинства идей Пикассо, его картины хорошо продавались.

Женщина с веером Портрет Амбруаза Воллара Скрипка и гитара

В 1917 году художник решил попробовать свои силы на новом поприще, создавая декорации и костюмы к спектаклям Дягилевского балета в Париже. Ольга Хохлова танцевала в кордебалете, имела гордую осанку, была аристократически утончённа и неприступна («Портрет Ольги в кресле»). Страстно влюблённый, Пабло венчался с любимой. Ольга стремилась сделать богемного супруга более изысканным. Однако вскоре оказалось, что они абсолютно разные люди. Гибнущие отношения не спасло даже рождение сына.

Ну а с 1927 года на полотнах художника стал появляться образ светловолосой женщины («Сон»). Увлечение Мари-Терез Вальтер совпало с попытками высказаться в сюрреалистической манере. Скандалы в семье и ссоры с Мари-Терез – этот гордиев узел Пикассо разрубил одним махом, оставив обеих женщин.

Интеллектуальной отдушиной для художника выступила авангардный фотограф Дора Маар. Она отсняла весь процесс создания знаменитого триптиха «Герника» — отклика мастера на события военного времени. Дора стала на долгие годы главной моделью Пикассо.
Настоящую радость жизни познал Пабло с юной художницей Франсуазой Жилло («Радость жизни»). Самостоятельная и свободолюбивая, она подарила художнику сына Клода и дочь Палому, но не смогла быть с ним вместе.

Последняя спутница и вторая официальная супруга мэтра – Жаклин Рок называла его «монсеньор» и целовала руки. Одно из лучших произведений позднего творчества Пикассо – «Поцелуй». В нём всё преувеличенно большое. Женщина прильнула к любимому мужчине с доверчивой преданностью, всматриваясь в дорогие для неё черты.

Портрет Ольги в кресле Сон Радость жизни Поцелуй

Можно долго спорить о том, любил ли Пикассо своих муз или принимал увлечение за любовь. Ясно одно: все они были нужны, чтобы осталось бесценное наследие гения, значение которого для мирового искусства сложно переоценить. Это 50 тысяч картин, скульптурных работ, изделий из керамики и рисунков. Такая творческая энергия полностью изменила ландшафт мировой живописи, ещё при жизни Пикассо был признан гением XX века.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ПАБЛО ПИКАССО

При рождении Пабло посчитали мертвым — настолько слабым родился ребенок. У матери были очень тяжелые роды, и это не могло не сказаться на наследнике. Акушерка даже пошла сообщать матери ребенка печальную новость о том, что младенец родился мертвым. Однако дядя Пикассо любил сигары, и даже в комнату, где лежал «мертвый» племянник, вошел, держа во рту дымящуюся сигару. Недолго думая, дядя выпустил струю дыма в лицо младенца, а тот отреагировал плачем. Естественно, после этого его перестали считать мертвым.

Первым словом, которое произнес мальчик, было «PIZ» — сокращение от «LAPIZ» («карандаш» по-испански). Отец Пабло, художник по профессии, начал воспитывать в сыне художника, начиная с 7 лет. Однако отец Пикассо поклялся отказаться от своего призвания, когда сыну исполнилось 13 лет — уже тода он превзошел своего отца (кстати, профессора искусств).

Первую картину художник нарисовал в девятилетнем возрасте, это был всадник, на лошади, который участвовал в корриде. Уже в 15 лет Пикассо создал свой первый шедевр — картину с изображением своих родных у алтаря.

Художник с детства был очень вспыльчив, и его постоянно наказывали. Темперамент художника с возрастом становился все эксцентричнее, но его талант не исчезал, а становился все ярче.

Первую серьезную работу Пикассо получил, заключив контракт с продавцом картин Pere Menach из Парижа. Это приносило ему 150 франков (на современные деньги примерно 750 долларов США — естественно, в пересчете).

В 1909 году молодой Пикассо и его друг изобрели кубизм — правда, название придумали не они, а французский критик, заметивший, что картины Пикассо полны кубиками.

Пикассо был необычайно богат, и оставил после себя только недвижимости на полтора миллиарда долларов. Его картины вообще неоценимы. Сейчас некоторые произведения Пабло Пикассо оценивают в сотни миллионов долларов.

БИБЛИОГРАФИЯ

Костеневич А. «Дриада». Генезис и смысл картины Пикассо // Вестник истории, литературы, искусства. Отд-ние ист.-филол. наук РАН. М.: Собрание; Наука. Т. 1. 2005. C. 118-131.

Пабло Пикассо. Стихотворения.

М., Марина Пикассо. Дедушка: воспоминания.

М., Надеждин Н. Я. Пабло Пикассо: «Пламя Герники»: Биографические рассказы. - 2-е изд. - М.: Майор, Осипенко, 2011. - 192 с. - (Серия «Неформальные биографии»). - 2000 экз.

Герман М. Ю. «Пикассо. Путь к триумфу» // М.: Искусство- 21 век. 2013

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org , .

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

Пабло Пикассо - испанский живописец, основоположник кубизма, по опросу издания Тhe Times 2009 года самый известный художник XX столетия.

Родился будущий гений 25 октября 1881 года в Андалузии, в селенье Малага. Отец Хосе Руис занимался живописью. Своим творчеством Руис не прославился, поэтому вынужден был устроиться на работу в местный музей изобразительного искусства смотрителем. Мать Мария Пикассо Лопес принадлежала к зажиточному роду владельцев плантаций винограда, но с детства испытала на себе, что такое нужда, так как отец бросил семью и переехал в Америку.

Когда у Хосе и Марии появился первенец, его окрестили именем Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо, в котором по традиции были указаны почитаемые предки и католические святые. После рождения Пабло в семье появилось еще две девочки - Долорес и Кончита, которых мать любила меньше обожаемого сына.

Мальчик был очень красив и талантлив. В 7 лет он уже начал помогать отцу в написании полотен. В 13 лет Хосе позволил сыну завершить объемную часть работы и был очень удивлен мастерством Пабло. После этого случая все свои художественные принадлежности отец отдал мальчику, а сам перестал писать.

Учеба

В этом же году юноша поступает в Академию художеств в город Барселону. Пабло не без труда удалось убедить преподавательский состав вуза в своей профессиональной состоятельности. Через три года учебы, набравшись опыта, юный студент переводится в Мадрид в престижную академию «Сан Фернандо», где на протяжении полугода изучает технику работы испанских художников , и . Здесь Пикассо создает картины «Первое причастие», «Автопортрет», «Портрет матери».

Юному живописцу не удалось в силу своенравного характера и вольного образа жизни удержаться в стенах учебного заведения, поэтому, бросив учебу, Пабло пускается в свободное плавание. Его близким другом к тому времени становится такой же строптивый американский студент Карлес Касагемас, с которым Пабло неоднократно посещает Париж.

Первые поездки друзья посвящали изучению живописи Делакруа, Тулуз Лотрека, а также древних финикийских, египетских фресок, японских гравюр. Молодые люди завели знакомство не только с представителями богемы, но и с богатыми коллекционерами.

Творчество

Впервые Пабло начинает подписывать собственные картины псевдонимом Пикассо, девичьей фамилией своей матери. В 1901 году случается трагедия, которая наложила отпечаток на творчество художника: его друг Карлес заканчивает свою жизнь самоубийством из-за несчастной любви. В память об этом событии Пабло создает ряд картин, которые принято относить к первому «Голубому периоду».

Обилие синих и серых цветов на картинах объясняется не только подавленным состоянием юноши, но и отсутствием денежных средств на масляную краску других оттенков. Пикассо пишет работы «Портрет Хайме Сабартеса», «Свидание», «Трагедия», «Старый еврей с мальчиком». Все картины пронизаны ощущением тревоги, уныния, страха и тоски. Техника письма становится угловатой, рваной, перспектива заменяется жесткими контурами плоских фигур.


В 1904 году, несмотря на отсутствие финансов, Пабло Пикассо решается на переезд в столицу Франции, где его ждут новые впечатления и события. Перемена места жительства дала толчок второму периоду творчества художника, который принято называть «Розовым». Во многом на жизнерадостность картин и их сюжетный ряд повлияло место, где жил Пабло Пикассо.

В основании Монмартрского холма стоял цирк Медрано, артисты которого и служили натурой для произведений молодого художника. За два года была написана целая серия картин «Актер», «Сидящая обнаженная», «Женщина в рубашке», «Акробаты. Мать и сын», «Семейство комедиантов». В 1905 году появилось самое значительное полотно этого периода «Девочка на шаре». Через 8 лет картину приобрел российский меценат И. А. Морозов, который и привез ее в Россию. В 1948 году «Девочка на шаре» была выставлена в музее им. , где и находится до сих пор.


Художник постепенно отходит от изображения натуры как таковой, в его творчестве появляются модернистские мотивы с использованием чистых геометрических форм, из которых составляется структура изображаемого объекта. Пикассо интуитивно подошел к новому направлению, когда создавал портрет своей поклонницы и меценатки Гертруды Стайн.

В 28 лет Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы», которая и стала предшественницей произведений, написанных в стиле кубизма. Портретный ансамбль, на котором были изображены обнаженные красавицы, был встречен большим потоком критики, но Пабло Пикассо продолжил развитие найденного направления.


Начиная с 1908 года появляются полотна «Бидон и миски», «Три женщины», «Женщина с веером», «Портрет Амбруаза Воллара», «Завод в Хорта де Сан Хуан», «Портрет Фернанды Оливье», «Портрет Канвейлера», «Натюрморт с плетеным стулом», «Бутылка перно», «Скрипка и гитара». Новые работы характеризуются постепенным усилением плакатности изображений, приближением к абстракционизму. Наконец, Пабло Пикассо, несмотря на скандальность, начинает хорошо зарабатывать: картины, написанные в новом стиле, приносят прибыль.

В 1917 году Пабло Пикассо предоставилась возможность сотрудничества с «Русскими сезонами» . Жан Кокто предложил мэтру балета кандидатуру испанского художника в качестве создателя эскизов к декорациям и костюмам новых постановок. Для работы на время Пикассо перебрался в Рим, где познакомился с первой супругой Ольгой Хохловой, русской танцовщицей, дочерью эмигрировавшего офицера.


Светлый период жизни отразился и на творчестве художника - на время Пикассо отходит от кубизма, и создает ряд полотен в духе классического реализма. Это прежде всего «Портрет Ольги в кресле», «Купальщицы», «Женщины, бегущие по пляжу», «Детский портрет Поля Пикассо».

Сюрреализм

Пресытившись жизнью состоятельного буржуа, Пабло Пикассо возвращается к прежнему богемному существованию. Переломный момент ознаменовался написанием в 1925 году первой картины в сюрреалистической манере «Танец». Искаженные фигуры танцующих, общее ощущение болезненности надолго поселились в творчестве художника.


Неудовлетворенность личной жизнью отразилась в женоненавистнических картинах Пикасо «Зеркало», «Девушка перед зеркалом». В 30-е годы Пабло увлекся созданием скульптур. Появляются работы «Лежащая женщина», «Мужчина с букетом». Одним из экспериментов художника становится создание иллюстраций в виде гравюр к произведениям Овидия и Аристофана.

Военный период

В годы испанской революции и войны Пабло Пикассо находится в Париже. Художник в 1937 году создает полотно «Герника» в черно-белых тонах по заказу правительства Испании для Всемирной выставки в Париже. Небольшой городок на севере Испании был полностью стерт с лица земли весной 1937 года немецкой авиацией. Народная трагедия нашла отражение в собирательных образах погибшего воина, скорбящей матери, разрубленных на части людей. Символом войны у Пикассо становится изображение быка Минотавра с большими безразличными глазами. С 1992 года полотно хранится в музее Мадрида.


В конце 30-х годов появляются картины «Ночная рыбалка на Антибах», «Плачущая женщина». Во время войны Пикассо не эмигрировал из оккупированного немцами Парижа. Даже в стесненных бытовых условиях художник продолжал работать. В его картинах «Натюрморт с бычьим черепом», «Утренняя серенада», «Бойня» и скульптуре «Человек с ягненком» появляются темы смерти и войны.

Послевоенное время

Радость жизни вновь поселяется в картинах мастера, созданных в послевоенный период. Красочность палитры и светлые образы нашли свое воплощение в цикле жизнеутверждающих панно, которые Пикассо создавал для частной коллекции в содружестве с художниками Паломой и Клодом Уже.


Излюбленной тематикой этого периода для Пикассо становится древнегреческая мифология. Она находит воплощение не только в живописных полотнах мастера, но и в керамике, которой увлекся Пикассо. В 1949 году для Всемирного Конгресса сторонников мира художник пишет полотно «Голубь мира». Создает мастер и вариации в стиле кубизма на темы живописцев прошлого - Веласкеса, Гойи, .

Личная жизнь

С молодых лет Пикассо был постоянно в кого-то влюблен. В юности подругами и музами начинающего художника становились натурщицы и танцовщицы. Первую любовь молодой Пабло Пикассо испытал, учась в Барселоне. Девушку звали Росита дель Оро, она работала в кабаре. В Мадриде художник познакомился с Фернандо, которая на несколько лет стала его верной подругой. В Париже судьба свела молодого человека с миниатюрной Марсель Умбер, которую все называли Евой, но скоропостижная смерть девушки разлучила влюбленных.


Работая в Риме с русской балетной труппой, Пабло Пикассо женится на Ольге Хохловой. Молодожены обвенчались в русском храме на окраине Парижа, а затем переехали в особняк на берегу моря. Приданое девушки, а также доходы от продажи работ Пикассо позволяли семье вести жизнь зажиточных буржуа. Через три года после свадьбы у Ольги и Пабло рождается первенец, сын Пауло.


Вскоре Пикассо пресыщается хорошей жизнью и вновь становится свободным художником. Он поселяется отдельно от жены и начинает встречаться с молодой девушкой Мари-Терез Вальтер. От внебрачного союза в 1935 году на свет появляется дочь Майя, которую Пикассо так и не признал.

Во время войны очередной музой мастера становится югославская подданная, фотограф Дора Маар, которая своим творчеством подтолкнула художника на поиски новых форм и содержания. Дора осталась в истории как владелица большой коллекции картин Пикассо, которые она сохранила до конца своей жизни. Известны также ее фото полотна «Герника», на которых поэтапно изображен весь путь создания картины.


После войны художник знакомится с Франсуазой Жило, которая внесла в его творчество ноту радости. На свет появляются дети - сын Клод и дочь Палома. Но в начале 60-х годов Жаклин уходит от мастера из-за его постоянных измен. Последней музой и второй официальной женой 80-летнего художника становится обычная продавщица Жаклин Рок, которая боготворила Пабло и оказывала большое влияние на его круг общения. После смерти Пикассо, спустя 13 лет, Жаклин не выдержала разлуки и покончила жизнь самоубийством.

Смерть

В 60-е годы Пикассо полностью отдает всего себя созданию женских портретов. В качестве натурщицы художнику позирует его последняя жена Жаклин Рок. К концу жизни Пабло Пикассо обладал уже мультимиллионным состоянием и несколькими личными замками.


Памятник Пабло Пикассо

За три года до смерти гения в Барселоне был открыт музей его имени, а через 12 лет после его смерти - музей в Париже. За свою долгую творческую биографию Пикассо создал 80 тысяч полотен, более 1000 скульптур, коллажи, рисунки, эстампы.

Картины

  • «Первое причастие», 1895-1896 гг.
  • «Девочка на шаре», 1905 г.
  • «Сидящий на красной скамье Арлекин», 1905 г.
  • «Девушка в сорочке», 1905 г.
  • «Семейство комедиантов», 1905 г.
  • «Портрет Гертруды Стайн», 1906 г.
  • «Авиньонские девицы», 1907 г.
  • «Молодая дама», 1909 г.
  • «Мать и ребенок», 1922 г.
  • «Герника», 1937 г.
  • «Плачущая женщина», 1937 г.
  • «Франсуаза, Клод и Палома», 1951 г.
  • «Мужчина и женщина с букетом», 1970 г.
  • «Объятия», 1970 г.
  • «Двое», 1973 г