«Великая прекрасная Россия»: время улыбаться? Не время улыбаться: лучшие картины Васи Ложкина.

Сегодня у одного из самых известных российских художников день рождения, ему исполняется 42 года. Поздравляем!

В связи с этим событием решили немного рассказать о художнике, а заодно и показать самые лучшие его картины (на наш субъективный взгляд).

Настоящее имя Васи Ложкина - Алексей Куделин. Родился самый знаменитый художник рунета в Солнечногорске.


Если кто не знает, Ложкин еще и музыкант, лидер группы «Вася Ложкин и какие-то люди». В 2015 году группа выпустила альбом под названием «Пьянство и разврат», а в 2016-м Ложкин записал сольную пластинку - «Крики лысого дурака». Музыкальные критики характеризуют его стиль как эклектичный, альтернативный поп-рок.


Сам Ложкин пишет об этом увлечении на своем сайте таким образом: «Еще я являюсь автором и исполнителем своих песен, но это отдельная история, ибо слуха у меня нет, нот я не знаю, ни на одном музыкальном инструменте играть не умею. Да в придачу не выговариваю букву „Р“ (а после того, как мне сделали вставную челюсть - еще и букву „С“), так что пение мое сами понимаете какое. Ну да и ладно».


Имя художника довольно часто мелькает в новостях, и последний раз всего четыре дня назад - 14 августа. Отныне картина «Великая прекрасная Россия» официально перестала считаться экстремистской (поэтому мы вам ее сейчас покажем).

Картина была признана экстремистской в 2016 году по решению Октябрьского районного суда Новосибирска. На ней изображена часть карты мира, где всем странам, в том числе некоторым регионам России, даны стереотипные националистические ярлыки.

В суде удалось доказать, что на картине не пропагандируются, а наоборот, высмеиваются бытовой национализм и ксенофобия.


У Ложкина было несколько персональных выставок, которые прошли в свое время в московском Центральном доме художника (именно там, ).


Художник часто сотрудничает с музыкантами, в частности он оформил обложку альбома группы «Ноль».


«В творчестве не люблю обобщений, поэтому на моих картинах все конкретно - если это, например, выжившая из ума человекообразная бабушка с топором, то это она и есть, а не какой-то там собирательный образ, метафора или прочая лабуда», - заявляет Ложкин на своем официальном сайте.


«Как художника (в большом смысле слова, конечно, ибо рисовать я не умею) меня мало интересует окружающая действительность. Я изображаю сказочный придуманный мир. Порой это мир психозов и всевозможных пограничных состояний, порой бывает страшновато, но все же это сказка с хорошим концом. Вообще, в последнее время я стараюсь делать больше чего-то позитивного, чего-то, что вызывало бы положительные эмоции», - пишет он также на своем сайте.












Вася Ложкин (настоящее имя Алексей Владимирович Куделин) – российский художник и блогер, певец, основатель музыкального коллектива «Эбонитовый колотун», участник группы «Вася Ложкин и какие-то люди», член общества «Колдовские художники».

Алексей родился 18 августа 1976 года в подмосковном городе Солнечногорске. После школы окончил юридический институт, но по профессии на работу не устраивался. Специального художественного образования Куделин не получал.

Живопись и творчество

В 1996 году Куделин начал создавать собственные картины с помощью гуаши. Сюжеты первых полотен содержали сцены пыток, убийств, кровавых разборок. Холсты молодой художник размещал на стенах собственной квартиры. В 1998 году на два года Алексей прекратил заниматься художественным творчеством. В 2000 году начал писать масляными красками. Художник приобрел холсты и кисти. Новые картины Алексей дарил друзьям, у самого Куделина осталось только одно полотно второго периода творчества.


В 2002 году Куделин вступил в сообщество «Колдовские художники» (КОЛХУи), которое насчитывало 20 участников. Авторы работали в стиле «мультреализма». Новый термин был придуман членами сообщества и обозначал использование анимационных приемов в сатирических картинах. Основателями группы стали художники из Санкт-Петербурга – Николай Копейкин, Андрей Кагадеев, Владимир Медведев. Первые выставки художественных работ Алексея Куделина прошли в рамках экспозиций «Колдовских художников» на биеннале в ЦВЗ «Манеж», фестивалях в Амстердаме, Роттердаме, Женеве, на выставках «ЧМО», которые проходили в Санкт-Петербурге и Москве.


Вскоре Алексея пригласили в Солнечногорский драматический театр работать над сценографией к спектаклям, и художник переключился на новый вид творчества. В 2007 году Куделин вновь начал заниматься художественным творчеством, используя поначалу гуашь, а с начала 2008 года – масло и холсты. С тех пор художник не бросал увлечения. В своем творчестве Алексей обращается к темам котиков, зайцев, слонов, медведей. Присутствуют на рисунках художника и злобные бабушки и дедушки с топорами или пилами, а также представители советской милиции. Куделин изображает на полотнах мир сказок, полный злых персонажей, которые стараются стать добрее. При этом образный строй, по словам автора, лишен метафоричности.


Герой Вася Ложкин появился в жизни Алексея Куделина в 2005 году, когда художник начал осваивать просторы интернета. Художник создал собственный блог в «Живом журнале» и использовал в качестве псевдонима имя героя анекдотов. Аккаунт Ложкина быстро стал популярным и уже через год после первого поста насчитывал 10 тысяч подписчиков.

Картинки Васи становились интернет-хитами, подписчики использовали их в качестве аватарок, иллюстраций к собственным статьям. Виртуальное имя Алексей стал применять в реальной жизни. Несколько персональных выставок Васи Ложкина прошло в московском Центральном доме художника. Но когда Алексей впервые обратился в Союз художников Москвы, профессионалы отказали самоучке в поддержке.


С 2007 году, пользуясь поддержкой сообщества питерских художников, Вася участвовал в выставках «ТАРТАРАРЫ», «ЛИБИДО», «ЛЕНЭНЭРБЕ», «Семейный портрет», которые проходили поочередно в Санкт-Петербурге и Москве. В 2013 году картины Васи Ложкина можно было увидеть на экспозиции Just аrt в Женеве. Наибольшей популярностью среди пользователей интернета до сих пор пользуются картины «Дама в вечернем туалете», «Родина слышит», «Дед Хасид и зайцы», «Не время улыбаться», «С днем рождения», «Заграница», «Улыбнись этому миру».


Помимо художественного творчества, Алексей Куделин создал собственную музыкальную группу «Эбонитовый колотун», первым альбомом которой стал сборник под названием «Слава России!». В 2015 году Алексей выпустил альбом «Пьянство и разврат». Коллектив музыкальной группы записывает клипы, которые выкладывает в свободное пользование на видеохостинге YouTube. В честь художника названа рок-группа «Вася Ложкин рокынролл бэнд», с которой он некоторое время выступал. После создания четвертого альбома коллектив распался. В качестве художника Алексей поработал над обложкой диска «Ноль+30» группы «Ноль». С 2015 года Алексей работает с группой «Вася Ложкин и какие-то люди».

Личная жизнь

О биографии Алексея Куделина в интернете практически нет никаких сведений. Даже на официальном сайте в автобиографическом очерке сам художник сообщает о своей жизни крайне мало.


Известно, что у художника есть жена и малолетний сын. До 2013 года семья жила в Солнечногорске, позже Куделины переехали в Ярославль, где сейчас и проживают.

Вася Ложкин сейчас

В 2016 году состоялась выставка «Сюжеты Ветхого Завета» в галерее «Свиное рыло» в Санкт-Петербурге, где были выставлены популярные работы Куделина. В январе этого же года картина Васи Ложкина «Великая прекрасная Россия» по решению Новосибирского суда была признана экстремистской.


Осенью одному пользователю сети «Вконтакте» пришла повестка из Следственного комитета за размещение экстремистского изображения у себя на странице. Когда молодой человек отказался приезжать в СК, следователь пообещал вызвать наряд полиции для задержания. На защиту творчества художника встал его давний поклонник, московский бизнесмен Алексей Ходорковский, который с 2012 года стал официальным правообладателем на использование картинок Васи Ложкина.


Вместе с юристом Дамиром Гайнутдиновым предприниматель решил обжаловать решение суда Новосибирска, которое было вынесено неправомерно, без присутствия на процессе автора произведения – Алексея Куделина. Помимо юридических нюансов, Ходорковский намерен доказать авторское право на иронию, которая не является экстремизмом и проявлением нацизма. Последняя экспозиция картин Васи Ложкина под названием «Живы будем - не помрем!» завершилась в январе 2017 года в Центральном доме художника в Москве.

Картины

  • «Добрый вечер!»
  • «Русская готика»
  • «Было и айфон»
  • «Родина слышит»
  • «Дорога»
  • «Дама в вечернем туалете»
  • «Врачи»
  • «Цой»
  • «Не время улыбаться»
  • «Сотни нефти»
  • «Я твой дом труба шатал»

Современные российские художники представляют собой достаточно разнородную группу деятелей, творящих и вытворяющих в различных стилях и направлениях. Некоторые из них получают классическое образование и созидают в поле традиционной живописи, выставляясь, например, в ЦДХ, создавая картины на заказ, работая дизайнерами и оформителями, рисуя комиксы и устраивая квартирные посиделки, обращая свои взоры к чистому, доброму и вечному, пребывая в постоянном поиске выражения абстрактного через конкретное. Другие и вовсе не умеют рисовать, а своей главной целью называют публичное обнажение актуальных социально-политических проблем. Но к играм на нервах общества интерес создается искусственный, при помощи СМИ; «нормальная» же современная живопись, особенно та ее часть, которая не пытается чем-то эпатировать, широкой информационной поддержки, и, как следствие, народной любви, лишена, не взирая на высокий уровень профессионализма многих наших художников.

Однако и в среде современных художников есть один, востребованный в народе — Вася Ложкин. И пусть востребованность эта выражается не в денежном эквиваленте и давке желающих «прикоснуться к прекрасному», а в количестве целевых запросов поисковых систем, например, или в масштабах использования его картин для иллюстрации текстовых материалов на социально-политические темы, или в распространенности Васиных работ вне всякого контекста по социальным сетям — это и можно назвать признаками настоящей популярность; в фундаменте же ее лежит неприкрытая, но добрая ирония, с которой Вася описывает родную действительность.

Как и «положено» современному художнику — рисовать Вася не умеет (по его собственному утверждению), а темы, которые поднимает — в массе своей остросоциальны. Но это таки не мешает ему создавать живописные, по-детски наивные и по-взрослому содержательные полотна на различные более чем актуальные темы: расизм, общественные противоречия, сырьевой характер экономики, алкоголизм, дикость, безнравственность общества и прочие. Причем делает это Вася не с отвращением к своей Родине, а наоборот, с любовью и сожалением, выступая невольным свидетелем творящихся вокруг бесчинств. Эффективность выражения народной мысли отразилась и на признании одной из картин художника экстремистской. Мы вам ее, разумеется, не покажем, но поиск по названию — «Великая прекрасная Россия» — обязательно даст желаемый результат.

Алексей Владимирович Куделин, настоящее имя Васи Ложкина, родился в 1976-м году в городе Солнечногорске. По образованию — юрист. Рисовать начал в 90-е годы. Кроме живописи Алексей увлекается музыкой (петь, по его же словам, тоже не умеет) и состоит в художественной секте «Колдовские художники» (КОЛХУи). Всё его творчество пропитано духом задорного детского хулиганства, но если музыкальные произведения Ложкина строго на любителя, то живопись его удивительным образом вошла в резонанс с массовым бессознательным, явившись средством выражения народной мысли.

Хотя с видеорядом его песни воспринимаются намного лучше


Сам художник утверждал, что обобщений на его картинах искать не надо: «если это, например, выжившая из ума человекообразная бабушка с топором, то это она и есть, а не какой-то там собирательный образ, метафора или прочая лабуда ». Однако художник лукавит и его же картины, при тщательном изучении достаточно объемного их каталога, помогают найти очевидные ключи к пониманию и без того, в общем то, понятных образов.

Нарочитая примитивность и символизм в работах Васи соседствуют и вовсе друг другу не мешают. Даже наоборот. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: тут Вася беспокоится о судьбах подрастающего поколения, тут констатирует очевидные факты общественного поведения, тут обыгрывает информационные мемы, а тут просто стебется. И стеба в его работах не меньше, чем ироничной сатиры, так и не скатывающейся в ядовитый сарказм. А всё потому, что пишет Вася с любовью и это чувствуется.


0 /0













Углубляться в филологическую эквилибристику и проводить культурологические параллели — дело неблагодарное, да и задача стояла просто познакомить наших читателей с творчеством Васи Ложкина, если они, по каким-то причинам, с ним еще не знакомы; с творчеством, несущем в себе заряд позитива и наталкивающим на размышления о насущном.

Настолько весело о грустном (в контексте живописи) умеет, пожалуй, только Вася. Да ведь и не о грустном только. И это тоже отражает нашу действительность — поводов плакать, если хорошенько задуматься, у нас намного больше, чем смеяться. Но смеемся мы чаще, не смотря на то, что иногда это смех сквозь слезы.

Васи Ложкина «Великая прекрасная Россия». 42-летний Ходорковский, который занимается ресторанным бизнесом и туризмом, выкупил у петербургского художника права на использование изображения этой и других его картин еще в 2012 году. Помимо этого, бизнесмен является владельцем крупной коллекции оригиналов картин Ложкина. По словам Алексея Ходорковского, он собирался издать репродукцию «Великой прекрасной России» в большом подарочном формате, но в суд обратился не из корыстных побуждений: «Эта картина – идеальный пример нашего лицемерия и псевдопатриотизма. Я надеюсь, судебный процесс привлечет внимание к этой теме и научит людей лучше определять, где заканчивается настоящий патриотизм и начинается лицемерие».

О том, что одна из самых известных работ Васи Ложкина (это творческий псевдоним, настоящее имя художника – Алексей Куделин) признана экстремистской, широкой публике стало известно в конце октября . Житель Санкт-Петербурга Сергей Березин рассказал журналистам, что после публикации изображения картины на его страничке в социальной сети "ВКонтакте" ему позвонили из Следственного комитета и потребовали явиться для беседы. В телефонном разговоре следователь рассказал, что "Великая прекрасная Россия" была признана экстремистской Октябрьским районным судом Новосибирска еще 29 января 2016 года, после того, как ее опубликовал на своей страничке в соцсети "ВКонтакте" житель города Роман Быков, член одной из местных националистических организаций.

Алексей Ходорковский и работающий по этому делу юрист Международной правозащитной группы "Агора" Дамир Гайнутдинов уверены, что суд не имел права признавать картину "Великая прекрасная Россия" экстремистской без участия в судебном заседании самого художника, его представителей и других заинтересованных лиц. По словам Гайнутдинова , прецеденты пересмотра решений о внесении тех или иных материалов в список "экстремистских" в России уже были, сейчас самое важное – добиться восстановления срока давности по делу. Гайнутдинов намерен доказать суду, что картина Васи Ложкина должна рассматриваться как "объект современного искусства, использующий иронию".

В интервью Радио Свобода Алексей Ходорковский рассказал о своем понимании нравственных границ, о картине Васи Ложкина в занятом сепаратистами Луганске и о том, почему "российскую нацию" нельзя создать, просто написав закон.

​– Алексей, как вы стали поклонником творчества Васи Ложкина?

– Еще в 2009 или 2010 году я просто увидел эти замечательные картинки в интернете. Что-то в его картинах затронуло мои чувства, и я очень-очень захотел эти картины купить. Впервые я написал Ложкину сам, в интернете, встретился с ним и купил картину. А дальше начал просто собирать его работы. Ну, на какие-то свободные деньги, которые были, – потихонечку откладывал и покупал картины. Я никогда не занимался искусством, никогда даже не думал, что я в нем разбираюсь, просто картины Васи Ложкина лично меня затронули, и через год-два я решил, что будет очень круто сделать какой-то коммерческий проект и популяризировать их. За годы своего персонального фанатства, можно так сказать, я подсадил на творчество Васи Ложкина не одну сотню своих знакомых и друзей. Я встретился с ним и чуть ли не силой уговорил его продать мне права. Каким бы это странным ни казалось, он не любит ни славы, ни каких-то разговоров о себе, он очень недоволен и огорчен вниманием, которое приковано к нему из-за скандала с этой картиной. Я купил права и с тех пор пытался напечатать пробную партию "Великой прекрасной России", которая оказалась в списке запрещенных материалов. Это должна быть ламинированная репродукция картины в тубусе. Я считал, что эта картина будет понятна очень многим, она вызывает реально сильные чувства.

– Тираж уже напечатан?

– Изданы они теперь быть не могут, пока мы не опротестуем решение Новосибирского суда. Дизайн-макет сделан, сигнальные материалы уже готовы, поэтому, если честно, вся эта история случилась очень не вовремя. Мы сейчас подадим апелляцию и будем надеяться, что выиграем это дело.

– Когда вы готовили этот проект, вы наверняка делали это потому, что понимали – эти картины нравятся не вам одному. Они действительно вызывают очень живую реакцию, как положительную, так и отрицательную. Что в них особенного?

Все мы немножко лицемеры

– Вася Ложкин – поистине народный художник, он затрагивает глубинные струнки в душе каждого человека. К его картинам можно относиться как угодно, но они обязательно вызывают какое-то довольно сильное чувство. Ну, может быть, кроме каких-то совсем милых котиков. И даже эти котики, они настолько персонализированы и человечны, что тоже вызывают самые лучшие чувства. Я лично беседовал с людьми, которых те же картины откровенно бесят, вызывают агрессию, абсолютно противоположные чувства. Он уникальный художник в том, что все его картины обязательно провоцируют, но провоцируют в хорошем смысле, ведь искусство должно провоцировать нас думать, принимать решения. Поэтому, да, конечно, может быть, кого-то эта картина спровоцирует просто к насмешкам, но большинство людей увидят в ней нашу самоиронию и поймут, что это то, как мы думаем о других людях, говорим одно, думаем другое, все мы немножко лицемеры. В его картинах скрываются эти чувства, и поэтому, безусловно, они очень полезны.

– Вы говорите, что "Великая прекрасная Россия" – это одна из самых любимых картин Ложкина. Сам он говорит, что это далеко не лучшая его работа. Это просто скромность?

Он не приветствует этот скандал, он очень огорчен

– Вы знаете, нет ничего хуже, чем ситуация, когда художник начинает объяснять смысл своей картины. Вася действительно уникальный человек, гениальный, ведь именно отсутствие у него тщеславия и его нежелание публично беседовать о своем творчестве были причинами, по которым я решил выкупить права на этого художника. Сам он, наверное, не мог бы защищать свои картины должным образом. Потому что художник должен рисовать, писатель должен писать, а режиссер должен ставить спектакли. А юристы и правообладатели должны защищать права. Это совершенно нормально. Вася в этом плане действительно уникален, он не приветствует этот скандал, он очень огорчен, обеспокоен, может быть, в какой-то мере и побаивается, что это каким-то образом помешает его творчеству. Он просто хочет и дальше писать картины.

– Он готов приехать на заседание суда?

– Его присутствие не будет необходимым, потому что, в принципе, как у правообладателя у меня есть все права на защиту этой картины. Но картина нарисована, картину знают, картина уже в меньшей степени принадлежит художнику, чем когда она была нарисована. Я считаю, что это вполне нормально – защищать его творчество даже без его, может быть, личного одобрения. Можем вспомнить того же Кафку и Макса Брода, которому Кафка завещал сжечь все свои труды. Если бы это действительно произошло, мы бы никогда не узнали гениальных романов Кафки. Так что я думаю, тут примерно та же ситуация. Ложкин – гениальный художник, он должен рисовать дальше, а юристы должны защищать его права.

– Тема патриотизма и псевдопатриотизма, которой посвящена картина "Великая прекрасная Россия", никогда не переставала быть актуальной в постсоветской России. Сейчас ее начали обсуждать с новой силой после слов Путина о необходимости принять закон "О российской нации". Как вы относитесь к подобного рода идее?

– Я считаю, что Ложкин, на самом деле, мегапатриотичный художник. Он именно приковывает внимание к этой теме, он провоцирует нас, для того чтобы мы действительно обсуждали ее и пытались понять, что такое патриотизм и чем он отличается от псевдопатриотизма. Как раз эта картина – идеальный пример нашего лицемерия и псевдопатриотизма. Мы все используем слова, которые упоминаются в этой картине, которые Новосибирский суд признал экстремистскими. Мы все это делаем в нашей жизни каждый день. Поэтому я надеюсь, что популяризация его творчества, даже таким судом и апелляцией, только заставит людей лучше определять, где заканчивается настоящий патриотизм и начинается лицемерие.

– На картине Россия показана в окружении врагов. О врагах, которые окружили Россию, говорят голоса из каждого телевизора. Вы чувствуете какую-то угрозу России со стороны соседей?

– Нет, я не чувствую угроз. Я считаю, что это политический заказ, который, скорее всего, призван отвлечь нас от наших реальных проблем. За рубежом, где я постоянно бываю, прекрасно относятся к России. Все понимают, что нужно отличать то, как думают люди на улице, то, что печатают в СМИ, то, что говорит официальный голос правительства.

Вася Ложкин. "Вернем все взад!"

– Алексей, если можно, расскажите немного о себе. Когда появилась новость о том, что вы обжаловали решение Новосибирского суда, многие о вас узнали впервые. Словосочетание "бизнесмен Ходорковский", так уж вышло, ассоциируется с совсем другим человеком.

– Я занимаюсь туризмом, продвигаю великую и прекрасную Россию, въездной туризм. У меня также несколько ресторанных проектов. В Москве был ресторан, где работали только близнецы, доставка бургеров. Самые разные проекты. К искусству я, в принципе, никакого отношения никогда не имел. Просто меня очень затронуло творчество Васи Ложкина, и в какой-то момент я решил, что это будет хороший бизнес-проект. Очень приятно владеть правами на изображения гениального художника. Я и сам собирал его картины в свое время, 15-20 картин у меня висят дома.

– Вы уже оценивали выгодность этого бизнес-проекта? Сколько вы вложили в свое время в эти авторские права и подорожали ли за это время оригиналы картин Васи Ложкина?

– Если честно, совершенно об этом не думал. В то время это больше был проект "в стол". Даже во время активной фазы украинского конфликта, я помню, одна из его картин случайно всплыла в СМИ, когда в Луганске происходили какие-то военные действия и местная колбасная фабрика решила использовать его известную картину "Колбасный сон" для своей рекламы. И прямо перед зданием СБУ в Луганске стоял огромный билборд, к нему кто-то подвесил куклу Юлии Тимошенко, и таким образом совершенно случайно это изображение "Колбасного сна" попало во все печатные СМИ. Это тоже было хорошим примером того, что художнику и его правам нужна защита.

​– Какую-то большую выставку вы не хотите организовать?

– Выставки – это больше прерогатива самого Васи. Все-таки выставка – это общение со зрителями, это больше творческая часть. Но если он пожелает, конечно. Сейчас он очень обеспокоен чрезмерным вниманием СМИ, он абсолютно непубличный человек. Художник должен быть только рад, что столько внимания привлечено к его картинам, но с Васей Ложкиным получается совсем наоборот.

– У вас есть политические пристрастия? Есть в современной великой прекрасной России люди, которым вы доверили бы власть без опаски, что они будут запрещать картины, песни, книги и так далее?

– Пристрастия у меня, конечно же, есть, но они не являются частью моей защитной деятельности по отношению к Ложкину. И у Ложкина, я уверен, тоже есть какие-то политические пристрастия, но он всячески не хочет, чтобы люди не видели ничего, кроме того, что он изображает в картинах. Пусть они уже сами принимают свое решение. Вы знаете, у него есть прекрасная картина – "Не время улыбаться". Это буквально квинтэссенция того, что сейчас происходит, она дает нам знать, что это неправильно, что время улыбаться – всегда, как и время провоцировать, и спрашивать, и хотеть ответов. Его картины это делают постоянно. Мы живем в довольно странное время, когда многие запутались и не могут отличить правду от неправды, понять, что такое экстремизм, что можно говорить, а что нельзя, что обидно, что не обидно. И нашей апелляцией мы, в числе прочего, будем тестировать рамки наших понятий о нравственности.