Я музыкальный руководитель лучший наставник работающей молодежи. Эссе музыкального руководителя рябовой с.в

«Все виды искусства служат величайшему из

искусств – искусству жить на земле!»

Б. Брехт.

Профессия музыкального руководителя даёт уникальную возможность соприкасаться с одним из величайших творений человека – музыкой. Именно ей дана власть заставлять наши сердца радоваться и грустить, восхищаться и переживать. Музыка облагораживает, делает чище нравственную сторону человека. «Музыкальный человек» всегда ценился в обществе во все времена. Это человек духовно богатый, творческий, способный творить добро, созидать прекрасное. И очень важно, что именно в дошкольном возрасте у человека в руках оказывается ключик от волшебной дверцы в мир красоты, несущей душе светлое, доброе, благородное. И, по моему мнению, миссия музыкального руководителя именно в этом и заключается – подарить ребёнку этот «волшебный ключик».

Первые впечатления от искусства, от людей, дарующих нам искусство, остаются в памяти человека надолго, порой на всю жизнь. В моей памяти до сих пор живут воспоминания о музыкальном руководителе моего дошкольного детства. Она казалась для меня таинственной волшебницей – доброй и красивой. А главное – она как сказочная фея день за днём всё больше приоткрывала мне дверцу в загадочный и чарующий мир музыки, завораживала моё воображение ослепительными музыкальными красками. Иногда, тайком от всех, я пробиралась в музыкальный зал, забиралась на, тогда слишком высокий для меня, стульчик возле «сказочного» музыкального инструмента, который взрослые называли фортепиано, открывала крышку инструмента и долго, осторожно нажимая на клавиши, слушала звуки. Эти звуки завораживали, будили во мне необъяснимые для меня тогда чувства, уносили в волшебный сказочный мир музыкальных красок… И, именно тогда, будучи совсем маленькой девочкой, сидя за первым в моей жизни фортепиано, я решила: - «Когда я вырасту большой, я тоже волшебнтцей…» Прошли годы, в моей жизни была и музыкальная школа, и музыкальное училище, и долгие годы педагогической практики. И вот я, состоявшийся музыкальный руководитель, и теперь сама дарю своим воспитанникам «волшебный мир музыки». Моя детская мечта сбылась. И никогда, за годы моей музыкально-педагогической практики, я не пожалела о выборе своей профессии.

Музыкальный руководитель – это не должность, это призвание! Невозможно научить любить и понимать то, чего не любишь и не понимаешь сам. Профессия, которую я выбрала, лишена рутины, однообразия и скуки. Она позволяет постоянно впитывать неисчерпаемую жизненную энергию, ощущать себя в постоянном движении, поиске, требует раскрытия внутреннего мира, даёт возможность раскрывать разносторонний творческий потенциал. Всё это я дарю своим воспитанникам. Я стараюсь, средствами музыки, способствовать становлению всесторонне развитой гармоничной личности, дать детям возможность рождения в них тех эмоций, чувств, которые бы заставляли их мечтать, думать, творить, сопереживать, помогали отличить прекрасное от «уродливого», хорошее от плохого.

Всё это требует огромной подготовки, каждодневного эмоционального настроя, постоянного повышения самообразования. Дошколята – пытливый «маленький народ». Они всегда требуют нового, интересного им, эмоционального. Поэтому, всегда приходится идти в «ногу со временем», искать новые методы, подходы, технологии. Этого требует и современная жизнь, и современное образование. Главная задача музыкального руководителя ДОУ развитие музыкальных способностей у детей. Я стараюсь научить их воспринимать и понимать музыку, различные виды искусства, научить петь, танцевать, научить самовыражению, умению проявлять свою неповторимую индивидуальность, творить прекрасное. В этих целях включаю в свою педагогическую практику такие инновационные методы и технологии, как: разработки Т. Т. Тютюнниковой – элементарное творческое музицирование; танцевально-игровая гимнастика «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ж. Е. Фирилёвой, Е. Г.. Сайкиной; здоровьесберегающие технологии – подвижные музыкальные игры, динамические паузы, пальчиковые, дыхательные гимнастики, логоритмика. Моими приоритетными направлениями в работе по развитию музыкальных способностей у дошкольников является русский музыкальный фольклор, музыкально-театрализованная деятельность. На данный момент времени, в связи с современными образовательными требованиями, в режиме перехода работы на ФГОС ДО, использую в своей образовательной работе с детьми метод проектирования.

Конечно, роль музыкального руководителя, не ограничивается развитием музыкальных, творческих способностей детей. Средствами музыки формируется, активизируется и познавательная деятельность дошкольников, происходит становление социально-нравственной стороны будущей личности. Я стараюсь вложить в своих воспитанников основы человеколюбия, справедливости, любви и привязанности к близким людям, к родному краю, к своей Отчизне. В связи с этим, включаю в свою работу с детьми произведения, соответствующей направленности, как традиционные, так и не традиционные музыкальные досуги, праздники, развлечения, концертные программы: « День защитника Отечества», концерт ко Дню пограничника, ко «Дню матери», развлечения и праздники «Черлакская сторонка», «Масленица», «День народного единства», …. С этой же целью осуществляю сотрудничество с окружающей ДОУ социальной микросферой – общественными учреждениями культуры: местный краеведческий музей, школа искусств (концерты, экскурсии), «Дом детского творчества» (где дети получают возможность не только пообщаться со сверстниками, но и продемонстрировать свои знания, умения, артистические способности), с Домом культуры.

По моему мнению, музыкальный руководитель должен быть педагогом – универсалом. Он должен уметь ответить на все бесчисленные детские «почему?», уметь «разбудить» и поддержать в ребёнке желание через чувства, эмоции воспринимать окружающий мир, он и музыкант и психолог, певец и хореограф, костюмер и художник, сценарист и режиссёр-постановщик. Порою – трудно! Но, - это «стоит того»! Потому, что «необыкновенно» приятно в результате видеть в воспитанниках частичку своей вложенной работы. Очень тепло и радостно на душе, когда на твоих глазах ребёнок «раскрывается», становится «маленьким артистом», всегда с желанием стремится в музыкальный зал: он хочет петь, танцевать, играть, познавать, творить…

И пусть мои воспитанники не станут выдающимися композиторами или вокалистами, главное, что они вырастут настоящими людьми, умеющими думать, чувствовать, видеть прекрасное вокруг себя, людьми, способными дарить своё творчество, радость другим, приносить пользу родному краю, своему Отечеству – научатся величайшему из искусств – искусству жить на земле.


Засаднюк Людмила Васильевна

Борисова Гульниза Рашитовна, музыкальный руководитель МАДОУ Ембаевского детского сада «Родничок»

Тюменская область, Тюменский район, с. Ембаево

«Я - музыкальный руководитель!»
Я счастлива, когда смеются дети!
Когда в глазах струится радость, теплота.
Когда поют, играют, мир у них в ладошке,
Мир, полный света, чуда и добра!

В жизни каждого из нас наступает такой день, когда нужно выбирать свою дорогу. И от того каким будет этот выбор – зависит порой вся наша жизнь. Меня моя дорога привела в Детский сад. Уютное двухэтажное здание, дружный, открытый коллектив единомышленников, и много-много малышей. Так, 30 лет назад, началась новая страница в моей жизни: я - музыкальный руководитель детского сада.

Каждое утро я переступаю порог своего второго дома. Привычным жестом включаю свет в уже родном, просторном музыкальном зале. Тихо и пусто, но это ненадолго. Очень скоро все пространство заполнится шумными детскими голосами, я встречусь со своими пытливыми и любопытными воспитанниками. В этом зале проводятся и бодрые зарядки, и праздничные концерты, и теплые встречи с родителями, а самое главное, каждый день вместе с ребятами поют мои сердце и душа.

Вглядываясь в эти светлые детские глаза, я вспоминаю себя ребенком. В 5 лет была ужасно застенчивой и робкой девочкой, боялась публично выступать, но так этого хотела! С завистью смотрела на тех детей, которые солировали в танцах, пении. Размышляла и мечтала: «Я ведь тоже так хочу!» Но…увы… Однажды наш музыкальный руководитель Нина Федоровна вдруг предложила мне танцевать вместо заболевшей девочки. Помню, это был молдавский танец с бубнами. Какое счастье было для меня, маленькой девочки, и какой восторг я испытала я тогда! Яркая одежда, веселая музыка, казалось, только мне одной хлопали в ладоши! Когда мама пришла за мной в этот день, воспитатель похвалила: что у меня хорошее чувство ритма! И вот теперь, когда я сама музыкальный руководитель в детском саду, и каждый день встречаюсь со своими воспитанниками, я отмечаю, что среди активных выделяются «тихие» и застенчивые детки, но это не значит, что они не хотят или не умеют – просто пока они стесняются солировать. Поэтому я стремлюсь к тому, чтобы никто из них не сидел на стульях и не смотрел, как танцуют другие. Стараюсь так организовать нашу совместную деятельность, чтобы все дети принимали активное участие в музыкальном процессе. Я подбираю такой репертуар, чтобы предоставлялась возможность как можно больше детей организовать в инсценировках, в музыкальных играх, в танцах и песнях с движениями.

Мое желание выбрать профессию педагога и быть каждый день с детьми было, наверное, закономерным. Моя мама 40 лет проработала в школе учителем музыки, старшая сестра работает учителем начальных классов в той же школе, в которой когда-то преподавала моя мама и где училась я сама. Желание не прерывать семейную традицию, учеба в музыкальной школе, любовь к музыке и детям определили мой выбор: «Буду учителем музыки!» .

Моя мечта сбылась. Каждый день сажусь за пианино, из-под моих пальцев льется музыка, а на меня глядят тридцать любопытных детских глаз, которые снова и снова ждут путешествия в Мир Музыки.

Каждый мой рабочий день не похож на предыдущий. Быть музыкальным руководителем – это постоянный поиск чего-то нового, интересного, познавательного. С современными детьми нельзя быть педагогом «вчерашних знаний» . Мир быстро развивается, время идет вперед и чтобы быстро за ним поспевать, нужно вовремя интересоваться всеми проблемами маленького ребенка и искать то, что непременно его удивит и заинтересует.

Музыкальный руководитель – это не просто профессия, это звание, которое нужно пронести с достоинством, чтобы потом твои воспитанники помнили свои первые встречи с музыкой, как это помню я до сих пор. И прав тот мудрец, который сказал, что нельзя привить любовь к тому, чего не любишь сам. Главное предназначение музыкального руководителя состоит в том, чтобы донести красоту музыки до каждого малыша, чтобы он смог увидеть, понять и почувствовать через нее всю прелесть этого удивительного мира.

Труд настоящего учителя, педагога – это постоянная, порой изнурительная, вытягивающая здоровье и нервы работа. Приходится меньше уделять времени семье, своему ребенку, но с чем можно сравнить ту радость, когда малыш-несмышленыш, толком не умеющий еще разговаривать, напевает тебе свое «ля-ля-ля» ! И пусть они еще не выдающиеся певцы, танцоры и музыканты, но видеть, как на первом своем выпускном балу «галантные кавалеры» приглашают «прекрасных дам» на свой первый детский вальс…поверьте, словами этого не передать! Я, действительно горжусь за своих тех детей, уже повзрослевших, поющих и танцующих на сцене местного Дома культуры. Ведь первые навыки и умения они получили в детском саду, и я была причастна в обогащении их музыкальной культурой. Честное слово, порой я думаю, из-за этого стоит жить и работать!

Со стороны многим кажется, будто бы моя профессия сводится к игре на фортепиано и подпеванию детям на утреннике. Но это далеко не так! По сути «музыкальный руководитель» - это педагог - универсал. Он должен уметь ответить на все детские «почему» , уметь разбудить и поддержать желание общаться и воспринимать окружающий мир через чувства, эмоции. Он одновременно музыкант и певец, танцор и художник, скульптор и чтец, сценарист и режиссер праздников.

Я не только учу детей, но и сама способна учиться у своих дошколят. Мне очень нравится высказывание мудрого Конфуция: «Учитель и ученик растут вместе» .

Мои маленькие воспитанники учат меня:

  • жизнерадостности (разве можно прийти на занятие в плохом настроении?)
  • подвижности, спортивности (если надо, догоню! И долой лишний вес!)
  • сдержанности (ни при каких обстоятельствах не повышать голос)
  • тактичности (у каждого свой характер, да еще какой!)
  • терпению (ну когда же ты поймешь, это нота «до» , а не «ре» )
  • чувству юмора (ох, и посмеемся вместе!)
  • оптимизму (мы еще повоюем!) .

Я стремлюсь к тому, чтобы на моих занятиях и праздниках детям было всегда интересно, чтобы при каждой нашей встрече они открывали для себя что-то новое, полезное и запомнили это надолго. И если спросят меня, что ты хочешь сделать для своих детей в первую очередь, я отвечу: буду и дальше доставлять музыкальными занятиями удовольствие и радость детям, делать их жизнь красочнее и счастливее! А поможет мне в этом музыка. Это и есть моя главная цель, а может быть даже и МИССИЯ.

Эссе

«Я – педагог!»

музыкальный руководитель

МБДОУ детского сада № 1г. Ярцева

Смоленской области Лейман Е.Н.

2018

Каждый человек хочет быть счастлив. Я не исключение. Мир людей многообразен, у каждого свое понятие о счастье, но никто не станет отрицать, что очень важно сделать правильный выбор профессии. Именно любимое дело помогает во многом обрести счастье. Каждый человек рано или поздно встает перед выбором: кем быть? Но как можно в юном возрасте угадать, в чем твое призвание…

Я – педагог! Мысли и рассуждения о правильности выбранной мною профессии пришли с годами. Оглядываясь назад и заглядывая в будущее, я спрашиваю себя, что повлияло на этот выбор? И невольно вдруг понимаю, что точного ответа нет. Как ни банально это звучит, профессия выбрала меня. И все размышления заканчиваются одним простым выводом: это моя судьба! Довольна ли я такой судьбой?..

Начав свой профессиональный путь, я с удивлением обнаружила, что во мне борются два разных существа под условным названием «пессимист-обыватель» и «оптимист-педагог». «Пессимист-обыватель» нашептывал: «Ну что это за профессия, доходы невелики, сомнительные возможности роста карьеры, постоянная головная боль от детского шума и бесконечных вопросов и т.п.». «Оптимист-педагог» с достоинством отвечал: «Не всякий богатый счастлив, истинное богатство нельзя измерить толщиной кошелька, жизнь докажет тебе это. И расти ты будешь постоянно, т.к. педагог – это профессия для уникальных людей, в ней ты можешь реализоваться как личность и многократно проживать самое сказочное и счастливое время – детство». Этот спор продолжался довольно длительное время, но с каждым годом моей профессиональной деятельности голос «пессимиста» становился все тише и жалобнее, пока мой педагогический оптимизм не нанес ему окончательный сокрушительный удар. И теперь я могу с уверенностью сказать: « Моя профессия – это не просто судьба, это – бесценный подарок судьбы!»

За годы работы ко мне пришло понимание, что истинный педагог – это прежде всего воспитатель, тем более педагог-дошкольник, которому отведена особая роль в социальном и нравственном становлении маленького человека. Для хорошего педагога-воспитателя, на мой взгляд, мало иметь профессиональные знания, необходимы еще и такие качества личности, которые делают его в первую очередь хорошим человеком и составляют личное достоинство.

Современное Российское образование претерпевает серьезные изменения во многих аспектах, начиная с процесса обучения и заканчивая повышением требования к профессионализму педагога. Встает вопрос: "Какие качества педагога должны быть не зависящими от времени, а какие - необходимыми ему в связи с требованиями современности?» Так какой воспитатель нужен сегодня детскому саду? Ответ прост: такой, как и во все времена – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, образованный, любознательный, умеющий оставлять все свои личные проблемы за дверью детского сада. При этом современный воспитатель – это грамотный специалист, который свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, разбирается в многообразии программ и педагогических технологий, это доброжелательный, отзывчивый, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, успешно работающий в коллективе. Можно долго перечислять качества педагога, которые действительно считаются хорошими. Но каждый сам делает свой выбор. Было бы слишком самонадеянным считать, что я обладаю всеми качествами хорошего педагога, но мое глубокое убеждение состоит в том, что главное – это желание и стремление таковым стать.

Я люблю свою профессию за то, что она дала мне возможность не просто работать, а интересно, творчески, полноценно жить. Мир детства – это особый мир: яркий, удивительный, разнообразный, часто неожиданный и непредсказуемый. Моя задача – не разрушить этот мир, а наполнить его добром, красотой и творчеством. Важно понимать, что педагог в системе дошкольного образования не для того, чтобы "научить", а чтобы быть рядом с детьми, жить с детьми, чтобы они радовались и удивлялись, совершали свои маленькие открытия, чувствовали себя защищенными и уверенными, чтобы, взрослея, становились самостоятельными и успешными.

Маленький человек доверчив, он готов открыть тебе свое сердце, верит тебе на слово, впитывает хорошее и плохое, берет с тебя пример.

Я нередко задумываюсь, достойна ли моя личность влиять на детские души? И чем больше я об этом размышляю, тем сильнее у меня захватывает дух от важности моей миссии, как педагога, и той ответственности, которая на меня возложена. Ведь наши дети – это будущее государства, это те инвестиции, которые вкладывает педагог в надежде, что они окупятся сторицей. В моих руках самое дорогое – детская душа, поэтому нужно помнить заповедь: «Не навреди». Помните, что сказала героиня одного известного кинофильма: «Ошибки учителей менее заметны, но, в конечном счете, они обходятся не менее дорого».

Мне повезло и еще в одном: я не просто педагог, моя профессия изначально обязывает меня быть творческим человеком, я – музыкальный руководитель. Музыка для каждого ребенка – самый эмоциональный, удивительный, интересный и близкий его детскому сердцу вид искусства. И моя задача – ввести малышей в этот сказочный, чарующий звуками мир, сделать так, чтобы общение с музыкой доставляло им не только радость, но и способствовало формированию духовно-нравственных качеств маленького человека.

Каждый малыш - это уникальная неповторимая личность, в которой от природы заложено творческое начало. Если вовремя не разглядеть его, не поддержать, не раскрыть этот потенциал, мы рискуем упустить момент воспитания творческой личности, и повторить этот этап уже не будет ни времени, ни возможности.

Мне посчастливилось каждый день открывать двери в сказку, главные герои которой - дети и музыка. Вместе с детьми мы идем дорогой искусства, переживаем разные эмоции: смеемся и грустим, сочувствуем и сострадаем. Я учу детей, а они учат меня. Моя профессия дает и мне возможность проявить свои способности – быть певцом, танцором, актером, художником и не разочаровать детей, ведь они – самые искренние зрители и при этом самые независимые и объективные судьи. Я надеюсь, что ощущение сказки останется со мной навсегда и у «пессимиста-обывателя» не останется ни малейшего шанса поднять свою голову.

Нет предела совершенству. Я выбрала путь самосовершенствования и твердо убеждена, что со стремлением педагога повысить свой профессионализм, будет возрастать уровень образованности подрастающего поколения, поскольку качество образования и воспитания не может быть выше качества работающих в этой среде педагогов.

Мир может перевернуться в один миг. Жизнь непредсказуема. Я не знаю, каким испытаниям она подвергнет меня завтра, но я знаю, кто я сегодня. Я тот, кто учит ребенка добру, учит видеть и понимать красоту, помогает добиться новых для него побед. Я - тот, кто выслушает ребенка, поймет и поддержит его, кто будет рядом в период его развития и становления, потому, что я должна это делать. Я обязана! Я в ответе за ребенка и его будущее перед своей совестью, потому что я - педагог!

Мой подход к работе

Работу музыкального руководителя в детском саду можно сравнить с ручейком, он всегда находится в движении и многоголосен. А так как «ручей» остановить невозможно, поэтому и я всегда нахожусь в движении, познании нового, неизведанного.
Уже прошло 7 лет как я в этой должности. С первых дней стало ясно, что эта работа для меня! Я люблю детей, очень радуюсь, когда у нас получается то, что задумано. Получаю удовольствие, когда вижу счастливые лица ребятишек, которые выступают перед родителями и сверстниками на праздниках, получают награды за победы в конкурсах.
Мне нравится видеть успехи ребят – моих выпускников. Многие продолжают заниматься творчеством: поют и танцуют, посещая различные кружки в Доме Культуры и Центре детского народного творчества нашего города. Некоторые из ребят, по моей рекомендации, продолжают обучение в музыкальной школе. В Детском саду я работаю совместителем, а основная моя работа – преподаватель музыкальной школы. Мои бывшие воспитанники это нынешние мои ученики. Очень важно с самого детства выявить в ребенке музыкальные способности, и развивать их дальше. Учась в музыкальной школе, ребята становятся участниками и победителями городских, районных и областных конкурсов и фестивалей. Их достижения - частичка моего труда, моего таланта, моей души!
Свою музыкальную деятельность с детьми строю на принципах развития творческого потенциала, чему способствуют: создание тёплой, дружеской, непринуждённой атмосферы с целью раскрепощения каждого ребёнка; активность и отсутствие неуверенности; реализация детских идей во время занятий; выстраивание работы так, чтобы музыкальная деятельность была привлекательной, игровой и творческой.

Я всегда, по возможности, стараюсь участвовать в конкурсах профессионального мастерства. Это дает возможность подвести итог педагогической деятельности, понять уровень своего мастерства и наметить дальнейший путь развития.
Музыкальный руководитель – это не должность, это призвание! Невозможно научить любить и понимать то, чего не любишь и не понимаешь сам. Всё это требует огромной подготовки, каждодневного эмоционального настроя, постоянного повышения самообразования. На данный момент времени, в связи с современными образовательными требованиями, в режиме работы по Федеральным Государственным Образовательным Стандартам, я использую в своей образовательной работе с детьми метод проектирования. Изучив методическую литературу и применив знания на практике, я пришла к выводу, что этот метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме долгосрочных сезонных проектов, реализую краткосрочные тематические, такие как: «В гости к сказке», «Природа и музыка» и другие.
Моим приоритетным направлением в работе по развитию музыкальных способностей у дошкольников является музыкально-дидактические игры. Цель этого направления - помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно-слухового и наглядно- зрительных методов музыкального воспитания.
Изучая новые современные образовательные технологии, меня заинтересовала технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач ) и РТВ (развитие творческого воображения ). Мною были изготовлены дидактические пособия, раздаточный материал, разработаны игры, которые я использую в своей практике. По моему наблюдению, занятия с применением элементов ТРИЗ и РТВ являются мощным средством развития активного творческого мышления у детей: преодолевается застенчивость, развивается фантазия, расширяется кругозор и словарный запас. Все это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации не только в музыке, но и других видах деятельности.
В Детском саду я организовала музыкальный кружок "Ладушки" . В нем занимаются дети старших групп. Целью работы этого кружка является развитие творческой личности ребенка посредством приобщения его к музыкальному искусству. Занятия в кружке включают в себя дыхательную и артикуляционную гимнастику, вокальные упражнения, работу над песнями, музыкальный репертуар по слушанию музыки, разучивание народных и современных танцев, игру на детских шумовых инструментах. Мои воспитанники ежегодно принимают участие в районном конкурсе «Золотой улей», где занимают призовые места. А еще мы выступаем на различных городских, районных праздниках и показываем свое творчество у себя в детском саду.
Дети с удовольствием посещают занятия кружка. Учатся слушать и любить музыку, чувствовать ее характер, петь чисто, без напряжения, приобретают навыки хореографии, и в дальнейшем не испытывают трудностей в процессе выступления перед аудиторией, ведут себя уверенно и раскованно, становятся коммуникабельными.
На музыкальных занятиях и на занятиях музыкального кружка мы создаем неповторимые образы, а чтобы образ был более полным, продумываю каждую деталь в одежде. Костюмы для выступлений создаю сама и конечно, мне помогают родители. Эти костюмы мы демонстрируем на ежегодном районном конкурсе «Златошвейка», за что получаем награды и призы.
В своей деятельности я тесно взаимодействую с родителями, где применяю различные формы работы: консультации, мастер-классы, подготовки и проведение различных тематических праздников. Родителям очень нравиться такое сотрудничество, и они с удовольствием принимают участие во всех наших мероприятиях. Такое сотрудничество приносит успех нашей общей работе.
По моему мнению, музыкальный руководитель должен быть педагогом-универсалом. Он должен уметь ответить на все бесчисленные детские «почему?», уметь «разбудить» и поддержать в ребёнке желание через чувства, эмоции воспринимать окружающий мир. Порою – трудно, но это – стоит того! Потому, что приятно в результате видеть в воспитанниках частичку своей вложенной работы. Очень тепло и радостно на душе, когда на твоих глазах ребёнок «раскрывается», становится маленьким артистом, всегда с желанием стремится в музыкальный зал: он хочет петь, танцевать, играть, познавать, творить…

Павловой Екатерины Александровны

«Почему я педагог…»

«…И каждый день, как на премьеру

вхожу в притихший детский сад.

Иду сюда не для карьеры -

здесь каждый мне ребёнок рад!

Быть в гуще радостных событий…

И так на протяженье лет …

Судьба моя - ребячьи души!

Нет лучшей доли на земле…»

Я не знаю, кто автор этих прекрасных, отражающих суть моей профессии строк. Однажды, в детстве, идя мимо музыкального зала с прогулки, я услышала, как цитирует эти строки Комарова Юлия Павловна, музыкальный руководитель детского сада, который я посещала. Человек эмоциональный, чувственный, инициативный, с огромным запасом творческих идей. Её занятия и праздники надолго оставались в памяти детей и их родителей. Юлия Павловна, неведомо для себя и для меня, сыграл особую роль в моей жизни. С тех пор, отвечая на популярный для каждого ребёнка вопрос взрослых «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», я отвечала: «Я хочу быть Юлией Павловной!». Тогда мне было пять лет. В шесть лет мои родители записали меня в музыкальную школу. Училась я там семь лет по классу скрипки. Дополнительно я играла на фортепиано, пела в хоре, участвовала в струнных ансамблях и оркестрах. От всех моих успехов и достижений я и мои родители испытывали непередаваемую радость и удовлетворение результатами. Музыкальную школу я закончила с отличием. Вскоре, после окончания одиннадцатого класса школы, я решила поступать в педагогический колледж. Вроде бы тогда было очевидным то, что я подам документы на музыкальное отделение, но случилось непредсказуемое. В силу особенностей возраста, возникшие противоречия внутри себя, желание попробовать себя во всём направили меня в двери дошкольного отделения. Я успешно прошла конкурс и с удовольствием училась. Во время прохождения практических занятий в детском саду я написала такие стихи:

…И сегодня понимаю,

И Вам всем я расскажу,

Что, хоть это и не просто,

Подход я к детям нахожу.

Мы рисуем и играем,

На концертах выступаем.

Очень рада я друзья -

Воспитанникам нравлюсь я…

…Я работаю успешно

И признаюсь Вам, друзья,

В нашем деле без улыбки

Ну, совсем никак нельзя.

И родителям всем нужно

Добрым словом угодить,

И детишкам, хоть ругая,

Никогда не нагрубить…

Но музыка меня не покидала. Моё фортепиано дома никогда не оставалось без внимания. Во время домашних праздников, вечеров встреч с родными мои музыкальные зарисовки всегда оставались главной составляющей этих событий. Особенно мне нравилось исполнять романсы с моей мамой, которая является лауреатом конкурса «Романса голос осенний…».

По окончании педагогического колледжа я стала работать по специальности «Воспитатель». На музыкальных занятиях, утренниках, развлечениях всегда слегка завидовала роли музыкального руководителя в этих видах деятельности детей. Хотелось сказать «Я тоже это знаю…», «И я так могу сыграть…», «Позвольте, я составлю сценарий…»…

В то время я заочно получила высшее педагогическое образование, что помогло мне более полно и глубоко понять психологические особенности детей, но музыка, по-прежнему сопровождала меня: веселила, успокаивала, побуждала к размышлениям. И я поняла, что моя детская мечта не покидает меня.

Теперь я - музыкальный руководитель и должна быть для детей волшебницей, дать им то, чего они ждут. А в детстве все ждут волшебство, сказку. Каждый день, видя восторженные глаза малышей, я осознала, что не имею права отнимать ожидание чуда этих преданных созданий. И жизнь приобрела новый смысл! Начался новый этап становления меня как «волшебницы», ведущей в сказку.

Я стала учиться, вместе с малышами, понимать музыку по-новому, глазами и сердцем ребенка. Искренне, без обмана. К сожалению не дано взрослому человеку искренне, как ребенку, верить, любить и понимать. Где как не в детском саду взрослый человек сможет вновь встретиться с Детством. Такие встречи дают мне возможность смотреть на мир, как ребенок, забывая о повседневной суете и проблемах.

Огромное счастье видеть счастливые лица детей, на музыкальных занятиях, когда через сказку, игру они начинают понимать язык музыки, знакомятся с новыми понятиями, такими как «жанр», «тембр», «ритм». На развлечениях и праздниках они искреннее радуются от всего происходящего, так, что любой взрослый может позавидовать. Музыкальный руководитель - это педагог - универсал. Он одновременно музыкант и певец, скульптор и чтец, сценарист и режиссёр - постановщик, художник и хореограф.

Под волшебные звуки музыки дети выражают себя, свое внутренне состояние молча… без слов, лишь движениями. Один взмах - и вот полетела прекрасная птица счастья… Второй взмах - подул легкий ветерок… Раз шажок, два шажок и продолжается удивительное, загадочное путешествие по миру музыки. Это танец… Красота… Слияние тела, души и музыки. Да и какой утренник без яркого, зажигательного танца!

С уверенностью можно отметить, что именно музыкальный руководитель побуждает и направляет детей к творческому началу, результатом которого в дальнейшем станет желание творить и мыслить самостоятельно. Два простых слова «музыкальный руководитель» несут глубокий смысл. «Музыкальный» - прекрасный, чувственный, ласковый, игривый; «руководитель» - подающий руку, ведущий в неизведанное и прекрасное…

Все дети индивидуальны, каждый из них уникален и нужно найти ключик к каждому. Моя работа творческая, это постоянное перевоплощение из одного образа в другой. В зависимости от обстоятельств музыкальному руководителю приходится выступать в разных ролях: то эколог, то архитектор, то спасатель, врач. Он и учитель, который все знает и всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в трудную минуту. Я думаю, что смогу сделать многое, чтобы в будущем оценили не только меня, но самое главное, моих воспитанников. Здесь хочется вспомнить слова Л.Н. Толстого «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.».

Основной целью своей педагогической деятельности я считаю создание единого пространства «семья - детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса будет уютно, интересно, безопасно, полезно и благополучно. Я считаю, что музыкальный руководитель в детском саду должен обладать высокими моральными качествами, глубокими знаниями, культурой и, конечно, уважением и любовью к людям. «Если не любить, то не имеешь права воспитывать» - говорил великий педагог Г. Песталоцци. Любовь к детям - это любовь к каждому ребенку без исключения.

Знаю, что впереди меня ждет ещё много интересных открытий, ведь профессия музыкального руководителя - это бесконечное путешествие в два прекрасных мира - Мир музыки и Мир ребёнка, и очень хочется это чудесное путешествие продолжать!

И пусть я не стала знаменитой певицей или балериной, но для большого количества детей я стала «Волшебницей». Сейчас я могу с чувством гордости и уважения к себе сказать: «Я - музыкальный руководитель в детском саду!».

«Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его малому инстинкту! Кто из вас не жалел о том возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда душа наслаждается постоянно миром?»

Ж.Ж. Руссо