Мастер-класс для воспитателей «Применение ИКТ в работе музыкального руководителя ДОУ. Использование интерактивного оборудования в работе музыкального руководителя доу

Применение ИКТ в работе музыкального руководителя

Прошкина Ольга Викторовна

В статье рассмотрены вопросы о необходимости использования новых информационных технологий на музыкальных занятиях в детском дошкольном учреждении. Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как наша главная задача - формирование художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.

Теория:

Компьютерные программы приучают детей к самостоятельности и развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми. Использование компьютерных средств обучения также помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.

И в своей работе я имею возможность ввести в свою работу компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Таким образом, использование видеомагнитофона, компьютера очень удобны не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.

Функции демонстрационного материала на детских утренниках, досугах, а также во время проведения повседневных музыкальных занятий, выполняют презентации, созданные в приложении Microsoft Office PowerPoint. Они заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей. В своей работе я использую презентации по пьесам П.И.Чайковского, например, «Апрель», «Октябрь». Незаменимы в работе презентации по изучению композиторов-классиков (Гендель, Бах, Вивальди, Гайдн, Моцарт, Бетховен), а также композиторов эпохи Романтизма (Шуберт, Мендельсон, Шопен, Шуман, Лист, Брамс, Чайковский, Россини). Они позволяют сделать знакомство с великими музыкантами более увлекательным и интересным. Эти презентации подходят для многих возрастных категорий детей.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Практика :

Традиционно музыкальное занятие я начинаю с музыкально-ритмических движений. Идею использования движения как средства формирования музыкальности детей выдвинул швейцарский учёный и композитор Э.Ж. Далькроз. По его мнению, ритм музыки и пластики объединяются в движение.

Всё чаще использую аудиозаписи или видеозаписи (DVD), это облегчает мне работу, так как, я не сижу за фортепиано, а могу показать танцевальное движение или кого-то поправить. Новые движения я могу записать на видео, где дети смотрят красивый показ. А на занятиях дети смотрят и стараются сделать так же. Этим я добиваюсь выразительного качественного выполнения движений, слежу за тем, чтобы дети точно передавали особенности того или иного произведения. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Хороводы чаще всего проходят под народные песни, у нас в детском саду, много аудиокассет, которые подобраны по тематике; по видам музыкальной деятельности. Хотя текст песен подсказывает содержание и последовательность движений, дети самостоятельно его инсценируют в соответствии с развитием сюжета, выполняя отдельные роли. Танцы обычно построены на зафиксированных движениях в определённой последовательности и построении - пары, круг, в шахматном порядке и так далее. Детям очень нравится танцевать под музыку современной эстрады. Например: «Улетай туча» Ф.Киркорова; «Морячка» О.Газманова; «Бабушки-старушки» А.Буйнова; «Зима» Алсу; …

Восприятие музыки - это самый распространённый вид музыкальной деятельности, доступный каждому. Благодаря новым информационным технологиям эстрадная музыка звучит везде и по телевидению, и по радио, и компьютеру, магнитофону, на плеере, в мобильных телефонах; но очень мало классической музыки. Я стараюсь это восполнить.

В нашей фонотеке есть много дисков, аудиокассет, видеокассет: «Щелкунчик», «Спящая красавица» П.И.Чайковского, «Топ-хлоп, малыши» Т. Сауко, А.Бурениной…Эти записи я даю родителям на выходные, что бы они дома, в спокойной обстановке просмотрели с детьми. Если ребёнок растёт в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика, и народная музыка, он, естественно, привыкает к её звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах

музыкальной деятельности.

В моей коллекции есть аудиокассеты, которые объединены одной темой: Великая Отечественная - (песни ВОВ), «Релаксация с музыкальным сопровождением», «Знакомство с театром», «Песенки-инсценировки для развития речи и вокальных навыков» Е. Железновой., а также очень много музыкальных сказок и песен из мультфильмов.

Развивая у воспитанников навыки слушания, знакомлю детей с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности. Ребята научились высказывать свои сопереживания, размышлять об увиденном - поэтому развивается речь, мышление, художественный вкус. Музыкальные руководители ДОУ должны иметь определённый уровень звуковой и исполнительской культуры, от которого во многом зависит эффект воспитательного воздействия на ребёнка, и быть хорошо подготовленными в области музыкознания.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства.

Песня - ценное средство нравственно - эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста. Чтобы разучить песню, мы сначала слушаем, а выучив, прослушиваем, выразительно ли она спета, как звучит. В этом нам помогает видеокамера, или аудиозапись.

К праздникам и развлечениям готовлюсь очень серьёзно - ищу в

интернете стихи, песни, музыку к танцам, ведь они представляют собой

наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие радость

и эстетические переживания.

В компьютере, в своей папке я пишу планы, сценарии, диагностику,

тексты песен, стихи, музыку, фотографии и так далее.

Исходя, из выше сказанного, можно сделать вывод, что новые

информационно - коммуникационные технологии дают толчок развитию

новых форм и содержание традиционных видов детской деятельности: этот

тезис подтверждается всем ходом работ, объединённых понятием

«информация дошкольного образования».Помогли нам достичь стабильного, позитивного изменения в уровне развития разных аспектов личности ребёнка - дошкольника.

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

· психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;

· возбуждает живой интерес к предмету познания;

· расширяет общий кругозор детей;

· возрастает уровень использования наглядности на занятиях;

Вывод:

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Список используемой литературы:

1. Гулак, И.В. Использование компьютера //Управление ДОУ. - 2006. № 8

С. 36.

2. Новосёлова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника //Новая школа. -

1997. - № 3. - С. 23.

3. Горвиц, Ю., Поздняк, Л. Кому работать с компьютером в детском

саду//Дошкольное воспитание. - 1991. - № 5. - С. 12.

4. Калинина, Т.В.Новые информационные технологии в дошкольном

детстве // Управление ДОУ. - 2008. № 6 - С. 32

You have no rights to post comments

Елена Редькина
Использование ИКТ в работе музыкального руководителя

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе

музыкального руководителя в ДОУ

Редькина Е. А. -

Музыкальный руководитель

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №46»

г. Братск

Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Каковы же функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя . Это :

1. Средство подготовки выступлений,

2. Источник учебной, музыкальной информации ,

3. Наглядное пособие,

4. Методические копилки : «Консультации» «Работа с родителями » , «Стихи» , «Музыка » , «Презентации» ; «Фотоальбомы» и др.

5. Средство подготовки текстов, музыкального материала , их хранение.

6. Оформление документации в электронном формате (планы, мониторинг) .

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям перед музыкальным руководителем стоит вопрос : как сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы удивительного, неожиданного, вызывать интерес у дошкольников к творческому процессу и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки к развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой желание действовать, изучать, понимать. Поэтому использование современного оборудования ИКТ поможет успешно решить данную проблему. Педагог-музыкант может применять различные образовательные средства ИКТ как при подготовке к музыкальному занятию , на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний, а также на развлечениях и праздниках. Большую помощь при этом оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, электронные презентации Power Point, это наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.

Использование информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей : зрительного, слухового, чувственного; задействовать на занятии все виды памяти : зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка , рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.

Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ : детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей.

В своей работе с детьми подготовительной к школе группе на музыкальных занятиях я использую мультимедийные презентации. Презентации помогают ребёнку проявлять и развивать необходимые качества : ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность, решают следующие программные задачи :

Расширяют представления о государственных, народных и православных праздниках; об искусстве, традициях и обычаях народов России; о творчестве зарубежных композиторов;

Способствуют развитию эстетического вкуса, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды;

Развивают умение давать адекватную оценку собственному творчеству и творчеству своих товарищей.

На музыкальных занятиях в подготовительной к школе группе выделяются следующие разделы : восприятие музыки , пение музыкально -ритмические движения, , игра на ДМИ. Я включаю мультимедийные презентации в любой раздел музыкального занятия .

Восприятие музыки :

Видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям , «Клоуны» Д. Кабалевский, «Шествие гномов «Э. Григ

Знакомство с жанрами музыки :»Все умеют наши дети-петь, шагать и танцевать.»

Анимационные фоны (природа, сказочные фоны»)

Видиоролики на музыкальное произведение . «Баба Яга» !

«Детский альбом» П. Чайковского,

Мультипликация (фрагменты мультиков с музыкальными инструментами )

Определение характера музыки по цветам- настроениям,тучкам и солнышкам

Пение :

По графическому изображению разучивать различные попевки : «Сорока-сорока, «Огуречик» , «Радуга-дуга» , упражнения для развития голосового аппарата,

По картинкам-подсказкам узнавать и учить песни. (Мнемотаблица к песне «Солнышко» )

Песенки –сюрпризы «Маленькой елочке» , «Друзья» (пение под фонограмму)

Наглядные эффекты в виде схем, графических композиций, диаграмм.

Игра «Угадай мелодию»

Муз. -дид. игры : Развивать музыкально -слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма,

«Узнай музыкальный инструмент » . «Весело-грустно» , «Колобок» ,

«Что дети делают?» «Веселый огород» , «Добрый мастер»

6. Музыкально -ритмические движения и танцы :

Использование мнемотаблиц , с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

Картинки-призы, сопровождающиеся звуковыми эффектами. «Поиграем в перестроения»

Игра на ДМИ : «Знакомство с музыкальными инструментами , их звукоизвлечением».

По схемам разучивать партии в оркестре.

Так же мультимедийные презентации использую на развлечениях и праздниках таких как

«Золотая осень» «Зимушка -зима» «День защитника Отечества» , «Мамин праздник» , «Зимующие птицы» , «А за окнами Весна» , «Шумовой оркестр» , «9 Мая» , «Выпускной бал» . С помощью мультимедиа такие праздники смотрятся зрелищно и эффектно.

В работе с родителями с помощью ИКТ осуществляю консультативную поддержку родителям;

разрабатываю и довожу до их сведения практические музыкальные рекомендации : по охране голоса дошкольников, правильного выбора музыкальной фонотеки дома . Подбираю репертуар для музицирования дома на ДМИ.

Знакомим советы специалистов в области музыки по организации детской музыкальной деятельности дома , а в совместных мероприятиях используем такие формы работы как : «Музыкальная угадайка » , «Как развить музыкальные способности ребенка дома» .

В работе по самообразованию использую ИКТ при оформление документации в электронном формате (планы, мониторинг, составление сценарий и развлечения, консультаций о музыкальном воспитаний дошкольников для родительских уголках в группе, составляем различные музыкально-дидактические игры , папки передвижки, атрибуты к играм и к праздникам.

А также составляем фонотеку для танцев, для пения и слушания, для музыкальных игр .

Также я использую в своей практике онлайн игры «Виртуальное пианино» , «Игра на барабанах» , «Проверка музыкального слуха »

Готовые презентации можно с успехом интегрировать в другие образовательные области : познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественное творчество, коммуникация, и т. д. Использовать в режимных моментах ДОУ.

Создание мультимедийных презентаций требует от музыкального руководителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса детей к музыкальной деятельности .

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы применения ИКТ в работе музыкального руководителя :

Нет компьютера в музыкальном зале ДОУ

Недостаточная компьютерная грамотность педагога

Недостаточное программное обеспечение

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя .

Используемая литература :

Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. – 2003.- № 9.

Андреев, А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования [Текст] // Школьные технологии. 2001. - №3.

Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии [Текст]. - М., 1999.

Музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 2 «Пчёлка»

Аннотация: В статье говорится о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий при организации с детьми непосредственно-образовательной деятельности в образовательной области «Музыка» .

Ключевые слова: Информационно-коммуникативные технологии, педагоги ДОУ, игры, интерактивное обучение, интерактивная доска.

Актуальность.

Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях и, но и от своих сверстников последних десятилетий. Это не удивительно, ведь принципиально изменилась жизнь, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, нашу жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

Сегодня информатизация –это один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования ёловой, И. Пашелите, Б. Хантер и др.) .

В периодической печати уже на протяжении несколько лет обсуждается проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (, и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Наш опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Целесообразное использование информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, и др.) . Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. исследователями под руководством, . В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться программы для дошкольников. Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ - жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования. В практике работы музыкального руководителя использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством. Использование современных информационных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение. Все вышеперечисленное позволяет органично включить ИКТ в музыкальные занятия.

Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик, повышает эффективность и качество образовательных программ , усиливает адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Это направление Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики в области образования.

Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Каковы функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя?

1. Источник (учебной, музыкальной) информации

2. Наглядное пособие

3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение

4. Средство подготовки выступлений.

Я в своей работе широко использую ИКТ в различных формах:

    Подбор иллюстраций к занятиям, оформлению родительских уголков, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, подбор и создание дополнительного познавательного материала к занятиям; оформление буклетов , электронного портфолио, материалов по различным направлениям деятельности; создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных деятельности детей и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т. е. может быть использована на любом этапе занятия. С удовольствием создаю серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям; оформление документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей , планирование, отчетов и т. п.) . Компьютер значительно упрощает процесс, существенно экономит время; использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении; создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей; создание электронной почты; Участие в конкурсах разного уровня по интернету.

Таким образом, с помощью ИКТ усиливается информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом которой является формирование более эффективной модели обучения, повышается мотивация к изучению общественных дисциплин.

Анализируя опыт использования ИКТ в детском саду можно сказать, что использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.

Однако педагогу дошкольного образования, применяющему ИКТ-технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыки для малышей остаются неоспоримыми.

Список литературы:

1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду//Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5;

2. Захарова технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003;

3. Калинина, информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. – 2008. № 6;

4. Новосёлова, С. Л. «Компьютерный мир дошкольника» //Новая школа. – 1997. - № 3;

5. «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств» . М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий» ) .

6. Комарова, Т. С. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» / - М., 2011.

7. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. – М: Стандартинформ, 2007.

Марич развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / , . – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

Интернет-ресурсы:

1. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.

2. Гурьев компьютеризации детских образовательных учреждений.

3. «Использование ИКТ в образовательном процессе.»

4. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»

5. Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно - информационной среды детей дошкольного возраста» .

Сидорова Т.В.

Музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР - детский сад

ГО Красноуфимск

Использование ИКТ - технологий в педагогической деятельности музыкального руководителя

Аннотация

Внедрение инновационных технологий в педагогический процесс музыкального воспитания способствует развитию творческого и ассоциативного мышления, речи, памяти детей дошкольного возраста, а также является средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса.

В настоящее время педагогические коллективы ДОО интенсивно внедряют в работуинформационно-коммуникационныетехнологий (ИКТ). Основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

ИКТ - технологии получили самое широкое применение в сфере дошкольного образования: в дошкольную образовательную среду внедряются интерактивное оборудование и программно-игровые комплексы; а также технологии дистанционного обучения.

В своей педагогической работе активно целенаправленно использую ИКТ - технологии. Применяю в практической деятельности системы интерактивного ввода-вывода SMARTTable и TeachTouch New: создана картотека презентаций, интерактивных пособий для шумового оркестра, интерактивные дидактические игры «Проверь себя», «Музыкальные инструменты», «Звуки природы» и др.

С целью эффективного применения в практике программируемого комплекса «Bee - bot» созданы: картотека иллюстраций на темы «Музыка П.И.Чайковского», «Мамина музыка», «Путешествие на карнавал животных» и др.. Дополнительным средством для активного включения в образовательную деятельность наглядного материала стал цифровой визуализатор (предмет-камера), для которого систематизированы комплекты наглядного, познавательного материала: «Детский альбом П.И.Чайковского», «Альбом юношества Шумана, «Сен-Санс и его Карнавал животных».

Благодаря непосредственному внедрению в педагогическую деятельность ИКТ - технологий, воспитанники научились самостоятельно и по назначению использовать программно - дидактическое оборудование в ходе музыкальных занятий; выдвигают способы решения проблемных ситуаций; умеют анализировать и обобщать при выполнении творческих заданий. Все это позволяет организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.

Одним из составляющих педагогической деятельности музыкального руководителя, является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с использованием ИКТ - технологий, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Смысл информатизации педагогического процесса музыкальной деятельности заключается в создании, как для педагогов, так и для воспитанников благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.

Новые подходы к музыкальному образованию наряду с традиционными, требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Активное применение в процессе музыкального образования ИКТ - технологий, повышает эффективность занятия, позволяет сделать процесс обучения эмоционально - насыщенней, а также увлекает ребёнка, способствует повышению мотивации ребенка к деятельности. Разнообразие способов представления информации (графические изображения, схемы, мнемотаблицы, иллюстрационный материал, рисунки, многообразие тактильных ощущений) позволяет задействовать все основные сенсомоторные анализаторы дошкольника.

Использование интерактивного оборудования на музыкальных занятиях в ДОУ, способно радикальным способом изменить и поменять существующую систему обучения детей. Интерактивное оборудование обогащает процесс обучения, позволяет сделать образовательный процесс более эффективным, вовлекая в процесс восприятия информации большинство чувственных компонентов воспитанников.

Применение ИКТ - технологий в реализации содержания образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкальной деятельности дошкольников, повышает эффективность учебно-воспитательной деятельности, активизирует инициативность, улучшает восприятие и усвоение материала, создает положительный настрой.

Сочетание комментариев педагога с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание детей к содержанию излагаемого материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение и повышая качество излагаемой педагогом информации.

Возможность пополнить педагогический процесс ресурсами удаленного доступа, позволяет закрепить материал занятий в игровой форме, а также привлечь родителей в образовательную среду, которые в свою очередь становятся участниками образовательных отношений.

Применяя в образовательной деятельности инновационных технологий, педагог эффективнее использует время, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов изучаемого материала.

Наряду с информационно-познавательным содержанием интерактивное занятие имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе её изложения интерактивного оборудования и элементов образовательной робототехники.

Использование ИКТ - технологий в процессе музыкального развития дошкольников может значительно разнообразить музыкальную деятельность детей, то есть ребенок становиться активным участником и создателем процесса. Ребенок начинает развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве - что очень актуально в век информационных технологий.

В ходе исследований выявлено, что при устном изложении материала воспитанник за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении ИКТ - технологий, основанных на зрительном и слуховом восприятии материала.

В настоящее время существует недостаточное количество программ и методических пособий по применению ИКТ - технологий, которые помогут педагогу-музыканту в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии, поэтому освоение и реализация новых форм организации деятельности, способствует созданию авторских мультимедийных учебно-методических пособий, презентаций, музыкально-дидактических игр и материалов.

Использование новых инновационных технологий для разработки пособий и методических материалов, позволяет создать те материалы, которые требуются в конкретной ситуации, учитывая индивидуальные особенности детей, их интересы и потребности, постепенно повышая уровень сложности. Внедрение в педагогический процесс новых интересных пособий, помогает повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий: психологически облегчает процесс усвоения материала детьми; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор детей; возрастает уровень использования наглядности на занятиях.

Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности. Интерактивное оборудование и дистанционные образовательные ресурсы - это современные средства передачи информации, направленные на поддержку инициативы ребёнка, выработку познавательных навыков, обеспечение взаимосвязанной деятельности преподавателей и воспитанников.

Использование интерактивного оборудования, программно-игровых комплексов, и дистанционных образовательных ресурсов на музыкальных занятиях в ДОО способствуют повышению уровня прочности усвоения знаний. Дети с большим интересом вникают в суть происходящего на занятии и лучше запоминают материал, то есть повышается инициативность.

Данная статья создает предпосылки для музыкальных руководителей в использовании интерактивного оборудования, программно-игровых комплексов, и дистанционных образовательных ресурсов в процессе реализации содержания образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкальной деятельности дошкольников, как способа повышения эффективности качества образования.

Используемая литература:

1. Андреев, А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования [Текст] // Школьные технологии. 2001. - №3.

2. Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. - 2003.- № 9.

3. Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии [Текст]. - М., 1999.

Интернет-ресурсы:

1. Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»

2. Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»

3. Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».

4. Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.

«Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада»

Слайд 1.

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ И ВИДАХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Слайд 2.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Слайд 3.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

Слайд 4.

Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации.

Слайд 5.

Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети обычно бывают более активными в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.

Слайд 6.

Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Слайд 7.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому я создала электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Зима прошла» детям неясен смысл слов «канавка», «овражки», в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», поэтому я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение слов.

Слайд 8.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Слайд 9.

Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеодисков, например, «Школа танцев для детей + детская мультдискотека» для детей от 2-х лет. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.

Слайд 10.

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл? » «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд - задание, следующий - проверка правильности выполнения предложенного задания.

Слайд 11.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах можно использовать видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объяснять, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Слайд 12.

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.

Слайд 13.

Таким образом, практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

На сегодняшний день это тем более актуально, что и в должностные обязанности музыкального руководителя ДОУ входит знание «основ работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами) », владение «электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами».

Слайд 14.

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение. Использую компьютер для подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности и написания сценариев, конструктов, нотных партитур, оформления дидактических игр и других методических материалов и для обобщения опыта и т. д.

Слайд 15.

Использую мультимедийные презентации на праздниках (День защитника Отечества «Богатырская сила», 8 марта «Устами младенца», 9 Мая «Они сражались за Родину», выпуск в школу, развлечениях (викторина по сказкам А. С. Пушкина, «Фестиваль народных игр» и др., в образовательной деятельности («Доброта в жизни и музыке», «Страна вежливости» и др., дополнительном образовании («Колядки», «Масленица» и др.) .

Слайд 16.

Использование ИКТ происходит не только в работе с детьми. Консультации и семинары для воспитателей тоже проходят с использованием презентаций, слайд-шоу. Так, при знакомстве с оформлением музыкального уголка в группе детского сада педагоги смотрят красочную фотопрезентацию, где показаны разнообразные варианты расположения музыкальных инструментов в группе, представлена видеовыставка музыкальных игрушек-самоделок для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе. На педагогических советах представляю мультимедийные презентации по темам «Один день из жизни детского сада», «Экспериментальная деятельность - Ребенок в мире звуков», «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ» и др.

ИКТ позволяют в доступном виде представить документацию для воспитателей, специалистов и администрации (консультации, анализ мониторинга, ознакомление с годовыми перспективным планом и отчет о проделанной работе) .

Слайд 17.

В современной деятельности музыкального руководителя одну из важных функций имеет интернет-общение. Оно помогает обмену опытом с коллегами других регионов страны через различные образовательные и личные сайты. Среди наиболее популярных http://dohcolonoc.ru/, http://www.musical-sad.ru/, http://kladraz.ru,http://maam.ru/, http://nsportal.ru, сайт фестиваля культуры и искусства PEDMIX.ru и другие. Они позволяют найти необходимую информацию в доступном для детей дошкольного возраста виде и в кратчайшие сроки.

Становится традицией включать презентации и на родительских собраниях, демонстрируя фотографии детей в повседневной жизни детского сада. В работе с родителями использую сайт детского сада, где размещаю консультации, фотографии с мероприятий, достижения воспитанников и др. Широко применяю ИКТ для музыкального и визуального оформления праздников и развлечений, на родительских собраниях, для подготовки материалов по проблемам музыкального образования детей в родительские уголки. И что особенно важно, ИКТ - технологии дают большие возможности для обработки и хранения музыкального материала.

Однако педагогу дошкольного образования, применяющему ИКТ-технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников - это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыки для малышей остаются неоспоримыми.

Слайд 18.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников - это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем!