Памятник василию сурикову. Памятник василию сурикову Памятник василию сурикову

Страна: Россия

Город: Москва

Ближайшее метро: Кропоткинская

Сдан: 2003 г.

Скульптор: Переяславцев М.В.

Архитектор: Семенов А.П.

Описание

Великий русский художник живописец Василий Иванович Суриков запечатлен стоящим в полный рост у своего мольберта. Он словно стоит у мольберта и внимательно изучает пейзаж, который будет перенесен на полотно картины.

Памятник выполнен из бронзы и установлен на мраморный, прямоугольный постамент. На постаменте нанесена памятная надпись “Василию Ивановичу Сурикову”.

История создания

Памятник был открыт в 2003 году перед зданием Российской академии художеств, которой в свое время учился Василий Иванович. Работа над памятником велась около 5 лет по проекту Скульптора М.В. Переяславцева.

Как добраться

Удобней всего добраться до памятника можно приехав на станцию метро Кропоткинская. Выходите на площадь Пречистенские Ворота. Переходите Гоголевский бульвар и идете по Пречистенской улице до Российской академии художеств (ул. Пречистенская д. 21). Напротив академии располагается памятник великому русскому художнику Василию Сурикову.

Памятник Василию Сурикову (1848–1916) , великому живописцу, автору полотен «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова». Установлен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Василий Суриков — великий живописец, автор полотен «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова»

Василий Иванович Суриков (1848–1916) - великий живописец , автор масштабных исторических полотен. Талант красноярского мальчика из бедной семьи не остался незамеченным, и местный меценат Кузнецов оплатил ему обучение в Академии художеств. Среди первых заметных работ художника — «Утро стрелецкой казни» , «Меншиков в Берёзове» ; в эти годы он входит в Товарищество передвижных выставок. В зрелом возрасте Суриков создаёт такие признанные шедевры, как «Боярыня Морозова» , «Переход Суворова через Альпы» , «Степан Разин» . Картины отличаются серьёзным подходом, большим количеством персонажей, глубоким погружением в историю, что сделало их заметным явлением русской культуры конца 19 в.

Василий Суриков скончался 6 (19) марта 1916 г., похоронен рядом с супругой и дочерью на в Москве (участок № 21).

На могиле семейной четы установлен мемориальный чёрного цвета. Две вертикальные стелы с резными элементами по углам объединены гранитной аркой, увенчанной крестом. Памятники установлены на общую подставку, к которой примыкает квадратная надгробная плита с лавровым венком. Между стелами расположена высокая ваза из серого гранита. Резной

2003-01-23T17:21Z

2008-06-05T17:40Z

https://сайт/20030123/304526.html

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

Церетели открыл памятник Василию Сурикову

84

В сквере напротив Российской Академии художеств на Пречистенке в четверг открылся памятник великому русскому художнику Василию Сурикову. Как передает корреспондент РИА "Новости", в церемонии приняли участие мэр Москвы Юрий Лужков, первый заместитель министра культуры РФ Наталья Дементьева, президент Академии художеств Зураб Церетели. Памятник представляет собой бронзовую фигуру художника, стоящего у мольберта. Фигура высотой 2,6 м установлена на гранитном постаменте высотой 1,8 м. Авторы скульптуры - художник Михаил Переяславец и архитектор Анатолий Семенов. Закладной камень в основании памятника был установлен еще в 1998 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения художника. Суриков /1848-1916 гг./ родился в Красноярске. Окончил Петербургскую Академию художеств. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок. С 1877 года жил в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Художник был мастером монументальных патриотических картин на сюжеты из русской истории. Его...

МОСКВА, 23 января. /Корр. РИА "Новости" Евгения Якута/. В сквере напротив Российской Академии художеств на Пречистенке в четверг открылся памятник великому русскому художнику Василию Сурикову.

Как передает корреспондент РИА "Новости", в церемонии приняли участие мэр Москвы Юрий Лужков, первый заместитель министра культуры РФ Наталья Дементьева, президент Академии художеств Зураб Церетели.

Памятник представляет собой бронзовую фигуру художника, стоящего у мольберта. Фигура высотой 2,6 м установлена на гранитном постаменте высотой 1,8 м. Авторы скульптуры - художник Михаил Переяславец и архитектор Анатолий Семенов. Закладной камень в основании памятника был установлен еще в 1998 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения художника.

Суриков /1848-1916 гг./ родился в Красноярске. Окончил Петербургскую Академию художеств. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок. С 1877 года жил в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Художник был мастером монументальных патриотических картин на сюжеты из русской истории. Его работы "Утро стрелецкой казни", "Покорение Сибири Ермаком", "Переход Суворова через Альпы", "Боярыня Морозова" и многие другие давно стали хрестоматийными. По глубине замысла, совершенству исполнения и композиционному мастерству полотна Сурикова представляют собой уникальные явления в русском искусстве.

Как отметил на церемонии столичный мэр, "хотя Суриков и не был москвичом, самый плодотворный период его творчества прошел в Москве, здесь созданы его лучшие полотна". Лужков подчеркнул, что творчество художника и в наши дни не утратило своей актуальности. "Сегодня, глядя на картины Сурикова, мы заново переживаем самые напряженные исторические моменты истории нашего государства", - отметил градоначальник.

Всем, кто бывает или живет в Москве, наверное, знакома площадь Пречистенских ворот, украшенная памятником Энгельсу. Принцип выбора места для памятников меня порой повергает в недоумение - почему на месте дома, в котором жил Суриков, нужно ставить памятник Энгельсу (и вообще - где Энгельс, а где Пречистенка?), а памятник Сурикову на Пречистенке нужно ставить на месте дома, в котором жил Булгаков?
Но как бы то ни было, от места, где теперь гордо стоит Энгельс, расходятся две старинных московских улицы - Остоженка и Пречистенка. И вроде бы идут они в одной плоскости... На фотографии, сделанной во второй половине 1920-х годов, с исторического, еще не снесенного Храма Христа Спасителя, это особенно заметно.


В левой части снимка видна "стрелка" между Остоженкой и Пречистенкой со старым домом. Как выяснилось при исследовательских работах в 1970-х годах весь этот квартал представлял собой боярские палаты 17 века, слегка "осовременненые" внешне к началу 19 века. И замаскированный таким образом под рядовую застройку терем успели снести - уцелели лишь две постройки в глубине участка, которым вернули исторический облик...


Вот они, Красные палаты, случайно уцелевшие за спиной у Энгельса...


Начало Остоженки...


...и начало Пречистенки...


...и маленький скверик на месте не уцелевшей старинной застройки. За ним еще одно здание 17 века - Белые палаты. По скверику лениво бродят непуганные московские голуби.
Пречистенка в древности носила название Чертолье - тут были овраги, холмы, пригорки, между которых струился ручей Черторый (уж такие были у него изрытые берега, и такое прихотливое русло с перепадами высоты, что считалось - только черт мог вырыть подобную гадость). Лишь в царствование Алексея Михайловича (батюшки Петра I), когда Чертолье более-менее выровняли и по нему прошла ближняя дорога из Кремля в Новодевичий монастырь, царь распорядился дать формирующейся улице более благочестивое название - Пречистенка...


Если приглядеться, некоторые неровности почвы в районе Пречистенских ворот есть, но не слишком значительные. Однако следы старых оврагов и пригорков найти можно... Достаточно свернуть в первый же двор на Остоженке и попытаться выйти из него на Пречистенку.


Чтобы попасть из дворика в начале Остоженки на Пречистенку, в тот самый маленький скверик за спиной Энгельса нужно... спуститься по длинной лестнице в три пролета, словно с горы.


А когда идешь по Пречистенке или Остоженке, кажется, что улицы такие ровные...

Скульптура — один из старейших и сложнейших видов изобразительного искусства.

В отличие от живописи и графики она трехмерна, обладает реальным объемом, живет в пространстве, требует восприятия с разных точек зрения, под разными углами и ракурсами, постепенно раскрывая художественный образ. Очень разнообразны виды и жанры скульптуры: монументальная, монументально-декоративная, станковая (портрет и композиция), скульптура малых форм, рельеф, медальерное искусство. Каждый из этих видов пластики имеет свои особенности и законы, которые предстоит в совершенстве освоить студентам, избравшим для себя эту специальность.

Факультет скульптуры МГАХИ им. В.И. Сурикова сравнительно немногочислен. Ежегодно на него поступает до 8 человек (на бюджетной основе), из которых многие имеют специальную подготовку. Они уже окончили Московский академический художественный лицей или другие средние художественные учебные заведения. Обучение на факультете ведется по очной форме с первого курса в течение 6 лет в двух персональных мастерских, которыми руководят выдающиеся мастера современного пластического искусства. Одной из них — профессор Александр Иулианович Рукавишников, Народный художник Российской Федерации, академик, член Президиума РАХ, заведующий кафедрой скульптуры и композиции, другой — профессор Михаил Владимирович Переяславец, Народный художник России, действительный член РАХ.

Как и в других подразделениях нашего института, на факультете скульптуры приемы и методика обучения студентов строятся на прочной основе академической художественной школы с последовательным постижением законов мастерства. Для скульптора очень важно с самого начала уметь правильно построить каркас своей будущей работы, учитывая ее размер, вес и характер движения задуманной вещи. Необходимо глубокое, тщательное изучение классического рисунка, копирование античных оригиналов скульптуры и ее отдельных частей. Постижение конструкции и пластики человеческого тела и работа с обнаженной натурой, продуманное, основанное на пристальном изучении действительности построение композиции, что, собственно, и является залогом создания художественного образа. Обязательным программным требованием является знание, осмысление и практическое применение творческого наследия ведущих школ искусства от древних времен до наших дней. Учебно-творческие задачи, ставящиеся перед учащимися на факультете скульптуры, всегда новы, интересны, направлены на максимальное развитие способностей студентов. Об этом свидетельствуют результаты частых просмотров на кафедре, просмотров ректора, Ученого совета института совместно с Президиумом Российской академии художеств, на которых обсуждаются работы студентов скульптурных мастерских. Ученики неизменно получают высокие оценки.

Славные традиции корифеев отечественной скульптуры и блестящих педагогов, таких как А.Т. Матвеев, М.Б. Манизер, Н.В. Томский, Л.Е. Кербель, постоянно развиваясь и обогащаясь в соответствии с требованиями времени, поддерживаются и ныне. Сегодня и в России, и во многих странах ближнего и дальнего зарубежья работают ученики П.И. Бондаренко, М.Ф. Бабурина, О.К. Комова, замечательных художников, произведения которых давно и по праву принадлежат к классике отечественной культуры ХХ века.

А.И. Рукавишников и М.В. Переяславец учились у Льва Ефимовича Кербеля, с которым до конца его жизни поддерживали личные и творческие отношения. Теперь и за плечами любимых питомцев Л.Е. Кербеля большой путь в искусстве и преподавании. Такие разные в творчестве и мировоззрении, А.И. Рукавишников и М.В. Переяславец, сохраняя индивидуальные особенности собственных взглядов и пристрастий, создали цельную, логически выстроенную систему профессиональной подготовки и воспитания скульптора-творца.

А.И. Рукавишников — художник многогранного дарования, смелый новатор в искусстве, в совершенстве владеет законами академической школы. Его скульптуру отличает удивительная легкость, свобода, культура лепки, эти качества он умеет привить своим студентам.

М.В. Переяславец — один из одареннейших и творчески активных мастеров современного ваяния, преимущественно работающий в области монументальной и станковой скульптуры. Стремление к максимальной ясности и гармонической простоте композиционных решений, к созданию чувственно полнокровных пластических образов — отличительные свойства его творчества, привлекающие в его мастерскую все новых учеников.

Среди преподавателей факультета скульптуры, опытных, увлеченных своей работой, талантливых художников царит доброжелательная, товарищеская обстановка, которая оказывает положительное воздействие и на студентов. Народный художник Российской Федерации, профессор Николай Иванович Боровской и доцент Миронов Александр Александрович ведут рисунок на младших курсах; доцент Миронов Александр Александрович и старший преподаватель Игнатов Алексей Игоревич обучают рисунку студентов с третьего курса. Скульпторами-ассистентами в мастерской А.И. Рукавишникова является Действительный член РАХ, Заслуженный художник Российской Федерации, профессор Андрей Владимирович Балашов и Заслуженный художник Российской Федерации, старший преподаватель Долмогомбетов Галим Жиембаевич — декан факультета. В мастерской М.В. Переяславца скульптуру преподает Народный художник РФ, профессор Владимир Иванович Кошелев и Заслуженный художник РФ, член-корреспондент РАХ, доцент Мильченко Сергей Григорьевич.

Каждый учебный год завершает летняя практика, по сути продолжающая учебный процесс. Под руководством педагогов студенты выезжают в Санкт-Петербург и его окрестности, древнейший город России Переславль-Залесский, в Дом творчества им. Д.Н. Кардовского, где работают самостоятельно, пробуя свои силы в освоении различных материалов (дерева, камня и т. п.), ищут новые композиционные решения и художественные средства. Выставки работ с летней практики, которые систематически проводятся в институте, всегда бывают интересны для всего коллектива вуза.

Сегодня, когда практически исчезли училища, где готовили мастеров-исполнителей (форматоров, увеличителей, литейщиков и т.п.), требуется уже в институте знакомить студентов с художественным производством. На старших курсах факультета скульптуры студенты проходят практику литья в бронзе на заводе. Хотелось бы активнее использовать также принадлежащую РАХ учебно-производственную базу, созданную по инициативе и при деятельном участии Президента Академии З.К. Церетели.

Некоторые выпускники факультета скульптуры, ставшие за годы учебы специалистами высокого класса, вместе со своими наставниками Р.И. Рукавишниковым, М.В. Переяславцем, А.В. Балашовым и другими известными мастерами участвовали в выполнении ответственного заказа — воссоздании скульптурного убранства храма Христа Спасителя в Москве.

Монументальная скульптура — один из самых массовых видов искусства, как правило, она связана с архитектурой, с городской или природной средой. Теперь, когда в МГАХИ работает факультет архитектуры, есть возможность студентам старших курсов — скульпторам и архитекторам ставить общие задания по выполнению эскизов памятников, проектированию городских районов, ансамблей площадей, зон отдыха и т.п. Опыт и определенные навыки в решении этих важных задач, востребованных в современной жизни, полученные студентами еще в стенах вуза, помогут им обрести уверенность в дальнейшей профессиональной работе.

На шестом курсе студенты выполняют дипломную работу — завершенное художественное произведение, которое представляют на защиту Государственной экзаменационной комиссии. В этих работах авторы предстают как зрелые мастера-профессионалы со своим индивидуальным восприятием мира, свободно владеющие богатейшим арсеналом выразительных средств скульптуры.