Скульптура на красной площади. Памятник Минину и Пожарскому: кто и как изображён

До начала XIX века Москва не имела традиции установки скульптурных памятников: в честь знаменательных событий возводились часовни и церкви (например, Покровский собор на Красной площади, выстроенный в память взятия Казани). Первые монументы в России появились в Санкт-Петербурге и были посвящены его основателю – императору Петру I. Со временем и москвичи пожелали увековечить своих героев – выбор пал на Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского.

С предложением создать памятник лидерам Второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году от польского нашествия, выступило в начале XIX века Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Установить монумент изначально предполагалось не в Москве, а в Нижнем Новгороде – на родине ополчения. Модель памятника по своей инициативе в 1804 году выполнил скульптор Иван Петрович Мартос – один из самых известных скульпторов России, прошедший длинный путь от сына небогатого помещика до профессора Академии художеств и создавший фигуру Иоанна Крестителя для портика Казанского собора в Петербурге. В 1811 году первоначальное решение было изменено: от установки памятника в Нижнем Новгороде отказались в пользу Москвы – главного места действия Второго ополчения. А после окончания Отечественной войны 1812 года монумент Минину и Пожарскому обрёл новое значение: как символ победы над захватчиками и изгнания их из Москвы.

Памятник был создан после сбора пожертвований, в котором приняла участие буквально вся страна: императорская фамилия, дворяне, купцы, мещане, крестьяне – размер пожертвований колебался от 50 копеек до 5000 рублей, средства приходили из различных губерний России. Торжественное открытие монумента состоялось на Красной площади 20 февраля 1818 года в присутствии императора Александра I и при огромном стечении народа: люди заполнили не только всю Красную площадь, но и крышу здания Верхних торговых рядов и даже башни Кремля.

Скульптор Мартос сформулировал общую идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели». Новый памятник был поставлен в самом центре Красной площади, напротив главного входа в здание Верхних торговых рядов. Выбор места не случаен: Кузьма Минин, обращаясь к раненому князю Дмитрию Пожарскому с призывом возглавить ополчение, своей рукой указывает на Кремль, где в этот момент находятся захватчики. Пожарский опирается на щит с ликом Спаса Нерукотворного Образа, принимает из рук Минина меч и готовится встать. Постамент украшен двумя барельефами: на лицевой стороне – сцена сбора средств на Второе ополчение, на задней стороне – наступление и разгром русским войском поляков. Кроме того, на пьедестале присутствует надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия в лето 1818».

В первые годы после революции существовала угроза уничтожения монумента, звучали предложения по его переплавке. К счастью, эти планы так и остались лишь проектами. Однако оставить памятник на прежнем месте власти тоже не могли: официально необходимость переноса объяснялась тем, что монумент, находясь в центре Красной площади, создаёт помехи для транспорта и демонстраций. Но была и другая причина: Минин теперь указывал прямо на мавзолей, в связи с чем у горожан рождались свои ассоциации и присказки. В результате в 1931 году памятник героям Второго ополчения «переехал» с центра Красной площади к собору Василия Блаженного, где он находится и сегодня. В 2010–2011 годах была проведена комплексная реставрация монумента, позволившая укрепить его и предотвратить разрушение.

Кстати, Нижний Новгород свой монумент всё же получил: в 2005 году Зураб Церетели создал чуть уменьшенную копию московского памятника Минину и Пожарскому, которая была установлена возле Нижегородского кремля.

20 февраля (4 марта) 1818 года в Москве на Красной площади был открыт памятник Минину Пожарскому. «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия» – так гласит надпись не его пьедестале.

Это один из самых знаменитых памятников Москвы, занимающий, к тому же, самое почетное место.


Идея поставить памятник руководителям народного ополчения, освободившего Москву от польских отрядов и обеспечивших прекращение Смуты после избрания на царство Михаила Романова созрела в начале XIX века, в годы 300-летия смутного времени. В 1808 году Александр I одобрил идею сбора средств по подсписке на создание памятника, который первоначально планировалось поставить в Нижнем Новгороде. Победителем конкурса на лучший проект стал скульптор Иван Мартос.

Проект Мартоса так понравился Императору, а сам памятник имел такое значение для формирования русского патриотизма, что решено было поставить его в Москве. А в Нижегородском Кремле решили воздвигнуть мраморный обелиск в память ополчения и его руководителей.

Работы по реализации проекта были прерваны из-за войны с Наполеоном, но после изгнания французской армии из России установка памятника народным героям Минину и Пожарскому в центре освобожденной Москвы стала особенно актуальной. По предложению Мартоса памятник поставили не на площади Тверских ворот, как планировалось до войны, а на Красной площади возле не сгоревшего в великом пожаре Кремля. В 1818 году памятник был установлен посередине площади напротив Верхних Торговых рядов (ныне это ГУМ).

На открытии памятника присутствовали Император Александр I и цвет российского генералитета и офицерства, включая многих героев войны с Наполеоном. При большом стечении людей состоялся гвардейский парад.

В 1931 году памятник помешал проведению парадов физкультурников и боевой техники, и его переместили на нынешнее место к Собору Василия Блаженного. Это нарушило архитектурный ансамбль Красной площади, которая стала напоминать плац, и во второй половине 90-х годов ХХ века обсуждалась целесообразность и возможность возвращения памятника на прежнее место. Однако вскоре военные парады на Красной площади возобновились, а сама она была приспособлена для проведения помпезных концертов, коммерческих мероприятий и для заливки катка.

4 ноября 2005 года, после установления нового государственного праздника – Дня народного единства – в Нижнем Новгороде у подножия Кремля возле церкви Рождества Иоанна Предтечи, где, как считают некоторые историки, Козьма Минин и обращался к нижегородцам, открыта уменьшенная на 5 см копия московского памятника, выполненная Зурабом Церетели.




В.Ф. Тимм. Красная площадь во время коронации Александра II. 1865.
Рисунок из файла Арну
Вид Красной площади. Литография Л.Ж. Арну.
Манифестация у памятника Минину и Пожарскому на историческом месте в центре Красной площади в первые дни войны. Фото А. Савельева. 1914.

Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарскому Мартос Иван Петрович.

Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

Фигура Минина безраздельно господствует в композиции. Навсегда запоминается его призывный жест. Рука, вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. Мужественное лицо хотя и напоминает своими чертами лицо Зевса, но подстриженные в скобку волосы придают ему характер русского крестьянина. Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху. Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность. Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Его фигура в античном одеянии несколько нерешительна, она вообще менее удалась Мартосу, но основное движение выражено ясно: он откликнулся на призыв Минина. В одной руке Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая положена на меч, протянутый Мининым. Как и в гравюре, меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство. Претерпел некоторые изменения лицевой барельеф: он стал лаконичнее, фигур стало меньше и трактовка их - выразительнее. Барельеф разделен на две части. В правой - группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой - группа женщин. По сравнению с первым вариантом эта группа стала ещё более выразительной. Коленопреклоненные женщины непросто отдают свои драгоценности, но плавным движением рук как бы возлагают их на алтарь Отечества. Позы женщин значительны и торжественны. Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками.

Барельеф на памятнике Минуну и Пожарскому

Обращает внимание группа за женскими фигурами, в которой изображен отец с двумя сыновьями. Любимый ученик Мартоса С. И. Гальберг, лепивший голову отца, предал ей портретные черты своего учителя. Основанием для этого, видимо, послужило то, что сын Мартоса в 1812 г. сражался в армии Кутузова. Центром барельефа являются пожертвования, сложенные на земле. Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.».

На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Барельеф также разделен на две части - на одной изображены русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, на другой - группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей.

Однако этот барельеф менее удался Мартосу, чем лицевой, в нем недостает напряженности и выразительности, которые так характерны для творчества Мартоса. Важно отметить, что барельеф с приношениями нижегородцев помещен именно на лицевой стороне, а барельеф, посвященный Пожарскому, - на задней. Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы.

Символизм памятника Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника, и первое на что мы обращаем внимание, - это высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. Когда мы подходим ближе, перед нами встает во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение. Устремленным вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. С задней стороны отчетливо видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского символизирующие крепкое единство обоих героев. Таким образом, превосходное композиционное решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения.

Памятник Минину и Пожарскому — скульптурная группа из латуни и меди, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади.

Посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году.

Передний горельеф изображает граждан-патриотов, жертвующих свое имущество на благо Родины. Слева - сам скульптор Мартос, отдающий отечеству двоих сыновей (один из них погиб в 1813 году).

Задний горельеф изображает князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы.

С предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили в 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Первоначально памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде — городе, где было собрано ополчение.

Скульптор Иван Мартос сразу же приступил к работе над проектом памятника. В 1807 году Мартос публикует гравюру с первой модели памятника, в которой народных героев Минина и Пожарского представляет российскому обществу как освободителей страны от иноземного ига.

В 1808 году жители Нижнего Новгорода обратились за Высочайшим соизволением пригласить прочих соотечественников к участию в создании памятника. Предложение было одобрено Императором Александром I, который всячески поддерживал идею возведения памятника.

В ноябре 1808 года скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о подписке на сбор средств по всей России. Имена подписчиков были напечатаны и обнародованы.

В связи c учётом важности памятника для русской истории было решено установить его в Москве, а в Нижнем Новгороде установить мраморный обелиск в честь Минина и князя Пожарского.

Обелиск в честь Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде.

Установлен в 1828 в Нижегородском Кремле вместо первоначально планировавшегося памятника. Спроектирован архитектором А. И. Мельниковым, барельефы созданы по эскизам И. П. Мартоса.

Работы по созданию памятника были начаты в конце 1812 года под руководством Ивана Мартоса. Малая модель памятника была закончена в середине 1812 года. В том же году Мартос начинает изготовление большой модели и в начале 1813 года модель была открыта для публики. Работа была высоко оценена Императрицей Марией Федоровной (4 февраля) и членами Академии Художеств

Отливка памятника была поручена Василию Екимову - литейному мастеру Академии Художеств. По окончании подготовительных работ отливка была выполнена 5 августа 1816 года. Для плавки было подготовлено 1100 пудов меди. Медь плавилась 10 часов. Отлитие столь колоссального монумента одним разом было выполнено впервые в европейской истории.

Для пьедестала памятника первоначально предполагалось использовать сибирский мрамор. Но из-за значительных размеров памятника было решено использовать гранит. Огромные камни были доставлены в Санкт-Петербург с берегов Финляндии, являвшейся частью Российской Империи. Пьедестал, состоящий из трех цельных кусков, был изготовлен каменотесом Сухановым.

Доставку памятника из Санкт-Петербурга в Москву было решено осуществлять по воде, учитывая размеры и вес памятника, по маршруту через Мариинский канал до Рыбинска, далее по Волге до Нижнего Новгорода, затем вверх по Оке до Коломны и по реке Москве. 21 мая 1817 года памятник был отправлен из Санкт-Петербурга и 2 сентября того же года доставлен в Москву.

В то же время было окончательно определено место установки памятника в Москве. Было решено, что лучшим местом является Красная площадь по сравнению с площадью у Тверских ворот, где ранее предполагалась установка. Конкретное место на Красной площади было определено Мартосом: в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа).

Памятник Минину и Пожарскому у Верхних Торговых Рядов в середине 1850-х гг. Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа.

20 февраля (4 марта) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника с участием Императора Александра и его семейства и при стечении огромного количества людей. На Красной площади состоялся парад гвардии

Парад при открытии памятника Минину и Пожарскому. Гравюра XIX века.

Манифестация возле памятника в первые дни первой мировой войны. Видно расположение памятника в центре Красной площади. Фото А. Савельева. 1914.

В 1931 году памятник Минину и Пожарскому посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного. Поэт Д Алтаузен требовал снести памятник и установить на его месте памятник Н.Некрасову.

Памятники Минину и Пожарскому в других городах

4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. На нижегородском памятнике надпись сохранена, но без указания года.

Памятник Козьме Минину в Нижнем Новгороде. Установлен в июне 1989 года (скульптор О. К. Комов).

Памятник Козьме Минину в Балахне,Нижегородская область.

Памятник был создан для поднятия патриотического духа и торжественно открыт 7 ноября 1943 года в г.Горьком (Нижнем Новгороде) (скульптор Александр Колобов).

Фигура Минина была выполнена из недолговечного материала (бетона) и покрашена под бронзу. Летом 1985 года памятник, требующий ремонта либо замены, демонтировали и отправили в Балахну, на предполагаемую родину героя.

Памятник Дмитрию Пожарскому в сквере у стен Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.

Памятник Дмитрию Пожарскому в Зарайске, Московская область

В 1610—1611 годах Дмитрий Пожарский был воеводой Зарайска.

Памятник Дмитрию Пожарскому в посёлке Борисоглебский, Ярославская область

Памятник Дмитрию Пожарскому в селе Пурех, Нижегородская область

6 сентября 1817 года в Москву прибыл памятник Минину и Пожарскому. Он был отлит в Санкт-Петербурге и доставлялся водным путём через Нижний Новгород. Впервые в истории Москвы был установлен памятник в честь народных героев, а не государя.

Работы по созданию памятника начались в 1804 году. Руководил ими российский скульптор-монументалист Иван Петрович Мартос, а отливка была поручена Василию Екимову – литейному мастеру Академии Художеств. На изготовление памятника потребовалось 1100 пудов меди, время плавления которой составляло около десяти часов.

Кто такие Минин и Пожарский? Где они жили? Чем прославились?

Давайте заглянем в историю. Свой подвиг они совершили почти четыреста лет назад. Тяжелое это было время для Руси, названное народом «лихолетьем». Древний Новгород был захвачен шведами. Вся Русь на Западе и северо-западе была в руках польско-литовских интервентов. Даже в столице находился польский гарнизон. Враги хозяйничали и бесчинствовали.

1611г. был одним из самых тяжелых в истории Москвы и всей земли русской. России угрожала потеря независимости. К тому же обрушились на землю русскую невиданные беды: несколько лет подряд стояла небывалая засуха, случился сильный неурожай, начался голод. Вымирали целые деревни.

Казалось, что небыло в истории времени более мрачного, чем это; казалось, что Русь погибает от всех несчастий, обрушившихся на нее, и неоткуда ждать спасения. Но оно пришло!


«За веру православную стою…» Кузьма Минин

В это время в городе Нижний Новгород (на Волге) жил богатый торговец Кузьма Минин. Он призвал новгородцев на борьбу с иноземцами:

«Братья! Постоим за русскую землю, ополчимся поголовно, отдадим наше имущество, соберем деньги на войско, освободим Москву от иноземцев!»

Воспрянули духом нижегородцы, собрали ополчение и двинулись к Москве. По дороге со всех сторон присоединялись к ополчению люди, а возглавил войско князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

В 1612 году подступили русские полки к столице и здесь приняли бой с поляками, три дня отважно сражались и одержали победу, а вскоре и Кремль освободили от укрывшихся там последних захватчиков.

Этот великий подвиг гражданина Минина и князя Пожарского остался навека в народной памяти.

«Стечение жителей было неимоверное»

Торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому состоялось 20 февраля 1818 года. На Красной площади, заполненной тысячами москвичей, были выстроены войска, прошел военный парад. Под барабанный бой и крики «ура» с памятника сняли покрывало. Одна из московских газет так описывала это событие:

«Во время сего торжественного обряда стечение жителей было неимоверное; все лавки, крыши Гостиного двора, лавки, устроенные нарочно для дворянства около Кремлевской стены, и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым и необыкновенным зрелищем».

Памятник произвел на зрителей большое впечатление. На нем в русской рубашке изображен нижегородский староста Кузьма Минин, призывающий Дмитрия Пожарского возглавить ополчение и повести его на спасение отечества. Пожарский, опираясь на щит, принимает меч из рук Минина.


Пьедестал памятника сделан из трех цельных кусков гранита, привезенного из Финляндии, а знаменитые барельефы «Нижегородские граждане» и «Изгнание поляков», а так же сама скульптура Минина и Пожарского — из бронзы.



Интересные факты

Интересно, что на памятнике есть и изображение автора монумента. Постамент памятника с двух сторон украшен бронзовыми рельефами. На одном из них — стилизованное изображение народного ополчения, изгоняющего поляков из Москвы, на другом — нижегородцы, приносящие пожертвования для организации ополчения. На последнем барельефе крайняя фигура слева (мужчина, отправляющий в народное ополчение своих сынов) — Мартос с сыновьями.

Значение памятника Минину и Пожарскому далеко выходило за рамки памяти о событиях 1612 года. Он не только стал первым монументом в Москве, но и первым памятником, на котором изображен человек из простого народа.

В 1930 году при проведении реконструкции Красной площади памятник был перенесен к храму Василия Блаженного. Уже в нашем веке восторжествовала справедливость и в отношении Нижнего Новгорода, где напротив крепостных ворот, из которых когда-то выходило народное ополчение, была установлена копия памятника Минину и Пожарскому.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .