Современное искусство. Нано-арт - визуальный вид искусства Текст диссертации на тему "Перспективы использования технологий нано-арт в современном графическом дизайне"

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Nano Art - (от лат. nano - «миллиардная часть метра», c анг. art - «искусство») - это визуальный вид искусства , направленный художниками на создание "скульптур микро- и наноразмеров под действием химических или физических процессов обработки материалов, фотографированием полученных нано образов с помощью электронного микроскопа и обработкой чёрно-белых фотографий в графическом редакторе (например, Adobe Photoshop).

История создания

Техника стиля

Процесс создания произведения Nano Art’а, его технику можно представить следующим образом: художники создают скульптуры (композиций) микро - и нано-размеров под действием химических или физических процессов обработки материалов, фотографированием полученных мини-образов с помощью электронного микроскопа и обработкой чёрно-белых фотографий в графическом редакторе . Используя растровый электронный микроскоп, делают отпечатки срезов твёрдых тел, чёрно-белые изображения обрабатывают на компьютере , добавляют цвет к сложной структуре материала. Особой глубины и трёхмерности изображения можно добиться, используя технику Digital Faux - особые фильтры и эффект полупрозрачных слоёв. Завершающий этап процесса создания изображения - печать . Для неё используют холст или мелованную бумагу с высоким глянцем. После этого работы можно демонстрировать аудитории. Благодаря развитию нанотехнологий стало возможно проникнуть в глубинный мир материи, сделавшийся предметом творческого вдохновения для многих подкованных в научном плане художников. Образы NanoArt’а очень наглядны и ярки. Можно говорить о том, что NanoArt отличает система художественно-образных задач - художественные образы не оставят людей равнодушными своей неповторимой красотой и необычностью.

Напишите отзыв о статье "NanoArt"

Примечания

Отрывок, характеризующий NanoArt

– Уйдет! – щуря глаза, сказал эсаул.
Человек, которого они называли Тихоном, подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели, и, скрывшись на мгновенье, весь черный от воды, выбрался на четвереньках и побежал дальше. Французы, бежавшие за ним, остановились.
– Ну ловок, – сказал эсаул.
– Экая бестия! – с тем же выражением досады проговорил Денисов. – И что он делал до сих пор?
– Это кто? – спросил Петя.
– Это наш пластун. Я его посылал языка взять.
– Ах, да, – сказал Петя с первого слова Денисова, кивая головой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова.
Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что мародеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества.
– Мы французам худого не делаем, – сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. – Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали… – На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его.
Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки.
Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона.
– Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, – говорили про него.
Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренне и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон.
– Что, брат, не будешь? Али скрючило? – смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных.
Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину. Теперь Тихон был послан Денисовым, в ночь еще, в Шамшево для того, чтобы взять языка. Но, или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов и, как видел с горы Денисов, был открыт ими.

Нано-арт - это в изуальный вид искусства . В переводе с латинского языка нано (nano) — миллиардная часть метра, арт (art) в переводе с английского — искусство .

Nano Art — это вид искусства , направленный художниками на создание скульптур микро- и нано -размеров под действием химических или физических процессов обработки материалов, фотографированием полученных нано -образов с помощью электронного микроскопа и обработкой чёрно-белых фотографий в графическом редакторе (например, Adobe Photoshop).

Создатель этих изображений — Крис Орфеску — румынский учёный и художник, живущий в США. Крис всегда испытывал интерес к нано -технологии как к самой современной науке. Почти 30 лет назад во время исследования он был так поражен структурой и хитросплетениями вещества в его крошечной частичке, что начал исследовать глубины взаимодействия искусства , науки и техники, в итоге зародилось искусство нового вида Нано-арт .

Важнейшим объектом этого направления в искусстве стало изображение вещества. Посредством развития нано -технологий теперь можно легко заглянуть в глубинный слой веществ, ставший предметом творческого вдохновения для многих художников. Их творения — это необычайно удивительные по своей красоте и необычности молекулярные и атомные пейзажи (вид естественных структур веществ), а также нано -скульптуры (результат манипуляций с материей на молекулярном и атомном уровнях с применением физических и химических процессов). Такие работы можно наблюдать как на выставках нано -технологий, так и в музеях современного изобразительного искусства .

Текст диссертации на тему "Перспективы использования технологий нано-арт в современном графическом дизайне"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

На правах рукописи

ХАМШО МХД САЛЕМ

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ НАНО-АРТ В СОВРЕМЕННОМ ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Специальность: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

(искусствоведение)

Научный руководитель: Павловская Е.Э.

доктор искусствоведения, профессор

Москва - 2013 г.

Введение............................................................................ 3

Глава 1. Влияние научных инноваций на развитие

современного искусства и дизайна.......................................... 16

1.1. Теоретические основы «научного искусства»......................... 16

1.2. Эстетические аспекты восприятия научно-художественных инноваций в искусстве и дизайне............................................. 36

1.3. Место нано-арт в современном искусстве и дизайне................. 38

Глава 2. Нано-технологии в проектировании визуального пространства...................................................................... 45

2.1. Принцип работы электронного микроскопа и компьютерные технологии обработки нано-изображений................................... 45

2.2. Анализ работ известных художников стиля нано-арт и применяемых ими технологий................................................. 65

2.3. Взаимосвязи нано-арт с изобразительным искусством и

традиционной культурой Сирии............................................... 109

Глава 3. Перспективы использования технологий нано-арт как ресурс дизайн-проектирования.............................................. 132

3.1. Нано-арт и трехмерное изображение (ЗБ).............................. 132

3.2. Возможности нано-арт в развитии современного графического дизайна................................................................................ 155

3.3. Технологии нано-арт в развитии музейной культуры и популяризации традиционного искусства и архитектуры (на

примере Сирии)..........................................................................................................................................168

Заключение................................................................................................................................................179

Список литературы............................................................................................................................182

Приложения..............................................................................................................................................194

Введение

Актуальность исследования. Взаимосвязь науки и искусства на протяжении многих веков служила фактором, способствующим не только взаимному обогащению этих сфер (примером чего является творчество многих ученых и художников)1, но и общественному прогрессу в целом - дополняя и развивая картины мира, формируя среду обитания человечества, открывая новые горизонты развития. Революционные изменения в области научных и информационных технологий, произошедшие в конце ХХ-го века, оказали беспрецедентное влияние на художественную сферу, способствуя появлению множества новых разновидностей и направлений арт-практик, основанных преимущественно на использовании научно-технических достижений. В этот период в научный обиход входит термин «Science Art» («научное искусство»), применяемый для обозначения «трансдисциплинарной области, формирующейся на границе науки и искусства, - области, в пределах которой создаются условия для плодотворного синтеза дискурсивного мышления и интуитивного суждения, предпринимаются многочисленные и часто успешные попытки адаптировать методы естественных и точных наук для создания научно-обоснованного искусства, а методов искусства - для формирования новых научных теорий»2.

Одним из наиболее ярких «представителей» научного искусства становится нано-арт. Нано-арт - это искусство, основанное на творческой переработке продуктов нанотехнологий, а именно изображений молекулярной структуры вещества, полученных с помощью электронных

1 «Известно, что греческая античность не знала современного разделения на искусство и науку, которые составляли некое культурное единство. Художники эпохи Возрождения, многие представители художественного модернизма конца XIX - начала XX века, пионеры кибернетического искусства и медиа-арт середины XX века - все они строили здание эстетики на фундаменте науки» - цит. по Мигунов A.C., Ерохин C.B., Галкин Д.В., Гагарин В.Е. Феномен научного искусства: истоки, сущность, терминология [Предисловие]. Сборник тезисов с Первой международной научно-практической конференции «Научное искусство», МГУ им. Ломоносова, 4-5 апреля 2012 - http://www.science-art.ru/doc/fil9,pdf

или атомно-силовых микроскопов. Развитие нано-арт как отдельного направления современного искусства является результатом синтеза двух важнейших научно-технических достижений второй половины ХХ-го века. С одной стороны - это естественно-научная революции, которая поразила мир своими результатами в области нано-технологий, с другой стороны -это информационная революция, которая сделала доступными разнообразные компьютерные технологии, в том числе открывающие широчайший спектр возможностей работы с визуальными образами.

Открытие эстетического начала в глубине молекулярных структур и атомных натуральных материалов привело к появлению экспериментов с разными материальными объектами, являющимися основой для получения нано-изображений, и средствами их художественной интерпретации. Нанотехнология (микронанотехнология) в последнее время стала предметом обсуждения среди ученых и художников большинства развитых стран. Основоположник этого направления Крис Орфеску, румынский художник и ученый, работающий в США, не только добился значительных творческих результатов, но и способствовал популяризации нано-арт во всем мире.

В настоящем диссертационном исследовании, в качестве теоретической гипотезы, принято предположение о взаимосвязи научного искусства, и его новейшей разновидности нано-арт, и современного дизайна. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что сами по себе термины «научное искусство» и «нано-арт» могут рассматриваться как чрезвычайно близкие по духу терминам «техническая эстетика», художественное конструирование», «промышленное искусство» - терминам, несущим в себе соединение двух, казалось бы, противоположных начал, научно-технического и художественного. С той лишь разницей, что техническая эстетика подразумевает художественное осмысление искусственно созданной человеком техногенной среды, а нано-арт, в качестве основного исходного

материала для своей практики, использует «конструктивные» материалы, созданные самой природой.

Разумеется, это «родство» само по себе не является основанием утверждать, что нано-арт может быть автоматически отнесен к одному из видов дизайн-деятельности, в частности - к графическому дизайну. В данной работе предпринята попытка доказать, что технологии нано-арт являются одним из актуальных интеллектуально-образных ресурсов деятельности дизайнеров, позволяющим решать целый спектр сложных проектных задач. В частности, к ним можно отнести поиск новых средств формообразования в промышленном и средовом дизайне, формирование коммуникативных пространств (в том числе виртуальных) средствами графического дизайна, развитие новых приемов эмоционального воздействия в рамках экспозиционного дизайна и т.д. Уже сейчас многие исследователи отмечают уникальную роль научного искусства (в том числе нано-арт) в популяризации научных знаний и достижений. И эта роль, безусловно, не может оставаться вне интересов дизайна.

Дизайн, как инновационная по своей природе сфера деятельности, всегда был нацелен на включение в свой арсенал новых источников вдохновения, новых выразительных средств и приемов, новых технологий воздействия на своего потребителя. Именно поэтому обращение к искусству нано-арт является актуальным для дизайна, позволяя ввести в его теорию и практику целый ряд новых представлений о перспективах и социокультурных последствиях развития техногенной цивилизации, о связанных с ними трансформациях эстетических норм и идеалов, наконец, о возможностях использования результатов научных достижений в проектной деятельности.

Разработанные в диссертации научные положения и рекомендации могут быть использованы методологами и практиками дизайна в качестве основы анализа и определения направлений развития нано-арт как нового

направления современного искусства, связанного с технико-технологическими возможностями обустройства научных технологий и своеобразный фактор расширения диапазона различных видов графического дизайна.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что

нано-арт как направление творческой деятельности, демонстрирующее синтез достижений науки и искусства, возник относительно недавно, мы можем с уверенностью утверждать, что в научном плане оно опирается на богатую предысторию и стремительно выходит в современное дискуссионное пространство. В частности, состоявшаяся в 2012 году на базе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова 1-ая Международная научно-практическая конференция «Научное искусство» показала высокий интерес научного сообщества к философско-эстетическим, культурологическим, искусствоведческим, психологическим аспектам научного искусства, его истории и теории, а также возможностям его использования в дизайн-практиках. Среди участников этой конференции хотелось бы выделить труды таких исследователей как: Белокопытова A.B. «Научное освещение живописи», Булатова Д.Х. «Новое состояние живого: к вопросу о технобиологическом искусстве», Вальковского A.B. «Проблема медиафиксации художественных проектов в актуальном искусстве», Варовой H.JI. «Наука и искусство: конфликт или взаимопомощь в сохранении эстетического идеала?», Дарваш Д. «Мосты между науками и искусствами: симметрия», Ерохина C.B. «Эволюция кинетической скульптуры: от конструктивизма к феррофлюидному искусству», Игнатовой А.К. «Арт-спонсорство и контекст восприятия science art-произведений», Кузнецовой Т.В. «Инновационные технологии моды: мерчендайзинг, бренд и яркие тренды», Лобановой Е.В. «Композиция ограниченного пространства в архитектуре и компьютерной визуализации», Маркова Д.И. «Зеленый синтез: экология и энергоэффективность - новые предпосылки синтеза

искусств в архитектуре и дизайне XXI века», Собко В.Г. «Картина мира и ее отражение в искусстве в свете научных открытий», Чирва Б.Ч. и Чирва А.Ю. «Проблема адресности визуальных текстов научного искусства в педагогическом дизайне», Rose Ch., Zschenderlein Н. «Perception And Embodied Knowledge - Research And Design Of Effective Encounter Spaces For Complex Data Representation».

В то же время нано-арт многочисленными нитями связан с областями техники, теории и практики дизайна, с творчеством в сферах обработки фотографий, кинематографа, видео, компьютерной графики, а также работами по теории и истории интерактивного искусства и цифрового изображения.

Прежде всего, это работы, посвященные истории, теории и практике техноизображений, то есть произведений, созданных при помощи технических приспособлений. Это фотография, кино- и видеофильмы, компьютерная графика. В данной области это в основном работы западных ученых и исследователей, потому что они имеют бесспорный приоритет в изучении становления и практическом применении техноизображений.

Далее необходимо назвать монографии и статьи таких теоретиков и практиков в области синтетического искусства, как Р. Арнхейм - «Visual Thinking» (N.Y., 1969), Н. Больц, Б. Виола, Вячеслав Иванов, JI. Лисицкий, А. Родченко, В. Флуссер.

Эти исследователи наиболее полно и глубоко анализируют взаимосвязь особенностей технологий со способами их применения в средствах визуальной информации, а также влияние последних на психологию современного человека, оказывая влияние на культуру современного цивилизованного общества и быта. Еще раз оговоримся, вышеперечисленные труды не являются самыми новыми и современными по теме исследования, однако они закладывают вектор развития современной культуры и искусства.

Особое место надо выделить исследованиям Р. Арнхейма и В. Флуссера - ученых из Англии и Чехии, работающих в США. В своих трудах они раскрывают основы визуального мышления. Их основополагающая идея в том, что мыслительные задачи могут быть решены и решаются с помощью визуального восприятия перцептуальных единиц, стала фундаментом для ряда научных положений и экспериментов.

В то же время искусство нано-арт еще не стало предметом серьезного искусствоведческого анализа и требует научного осмысления с позиций дизайна в целом, и графического дизайна, в частности.

Целью является выявление возможностей и перспектив использования нано-арт как нового направления современного искусства в графическом дизайне, разработка методических рекомендаций по применению технологий нано-арт в различных направлениях визуальных коммуникаций.

Реализация цели исследования потребовала решения следующих задач:

1. Проанализировать и обобщить существующие теоретические и методологические подходы к проблеме взаимосвязи науки и искусства в историческом контексте, определить роль научного искусства (на примере нано-арт) в современном социокультурном пространстве;

2. Теоретически обосновать свойства нано-арт, во-первых, как технико-эстетической системы, имеющей структуру, эволюцию, функции, и, во-вторых, как составляющей графической проектной культуры.

3. Раскрыть механизмы и значение компьютерных средств визуальной информации, нанотехнологий в графической культуре.

4. Определить наиболее перспективные сферы использования нано-арт при проектировании визуальных коммуникаций, подготовить практические рекомендации.

Объект исследования: процесс и результат создания объектов нано-арт и их использование в современном графическом дизайне.

Предмет исследования: технологии нано-арт как фактор расширения художественно-образных и эмоциональных характеристик произведений современного дизайна.

Гипотезы исследования

1. Нано-арт как новое направление творческой деятельности на стыке науки и искусства обладает высоким художественно-образным потенциалом, позволяющим рассматривать его как один из актуальных ресурсов современного графического дизайна. .

2. Искусство нано-арт имеет идейный и научный масштаб, который превращает его в новый самостоятельный вид искусства и в одно из средств информации в XXI-м веке.

3. Определение нано-арт должно формулироваться на базе совокупности эстетической ценности техноизображений и антропоцентрической направленности дизайнерской деятельности.

Теоретико-методологическую основу диссертационного

исследования составляют работы Р. Арнхейма, Н. Больца, Б. Виолы, Вячеслава Иванова, JI. Лисицкого, А. Родченко, Галины Струковой (Россия), В. Флуссера, Rorivaldo Camargo (Бразилия), Jean Constant (США), Bjoern Daempfling (Германия), Shruti Gour (США), David Hylton (США), Teresa Majerus (Люксембург), Cris Orfescu (Румыния/США)3, Siddhartha Pathak (США), Chris Robinson (США), Camargo Rorivaldo (Бразилия), Dheeraj Roy (США), Gilberto Sossella (Италия), Jozef Stefan (Словения), Ricardo Tranquilin (Бразилия) и др.

Методы исследования

При решении задач применялся метод комплексного анализа развития, технологии, функции и эстетики произведений нано-арт. Суть этого метода заключается в том, что процессы создания и восприятия произведений нано-арт делятся на логически-пошаговые и эмоционально-комплексные

3 http://www.crisorfescu.com - официальный сайт Криса Орфеску с его работами в стиле нано-арт

операции. Это позволяет рассматривать каждую составную часть нано-арт по одной универсальной схеме, как в отдельности, так и в комплексе с остальными его составляющими.

Для придания стройности проводимому исследованию был избран метод восхождения от изучения сущностных характеристик технических средств, используемых для создания мониторных изображений, к проектно-художественным характеристикам последних. Такой метод дал возможность отобрать именно те черты техноизображений, на базе которых возможно сформулировать основные характеристики и свойства нано-арт.

Надежность, достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются соответствием его принципиальных положений теоретико-методологическим принципам и поставленным задачам, выбором адекватных методов, широкой источниковедческой базой, успешной апробацией полученных результатов в прикладном художественном проектировании, научно-исследовательской практике в рамках проведения художественно-дизайнерских выставок.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Изложены основные положения научных подходов, определяющих нано-арт как технико-эстетической систему. Раскрыты сущностные характеристики, структура, функции, композиционные возможности и выразительные средства нового направления в графическом дизайне.

Стадия формирования эстетики и выразительных средств нано-арт связывается с влиянием научно-технических открытий на художествен�

Глава 1. Влияние научных инноваций на развитие современного искусства и дизайна.

1.1. Теоретические основы «научного искусства».

1.2. Эстетические аспекты восприятия научно-художественных инноваций в искусстве и дизайне.

1.3. Место нано-арт в современном искусстве и дизайне.

Глава 2. Нано-технологии в проектировании визуального пространства.

2.1. Принцип работы электронного микроскопа и компьютерные технологии обработки нано-изображений.

2.2. Анализ работ известных художников стиля нано-арт и применяемых ими технологий.

2.3. Взаимосвязи нано-арт с изобразительным искусством и традиционной культурой Сирии.

Глава 3. Перспективы использования технологий нано-арт как ресурс дизайн-проектирования.

3.1. Нано-арт и трехмерное изображение (ЗБ).

3.2. Возможности нано-арт в развитии современного графического дизайна.

3.3. Технологии нано-арт в развитии музейной культуры и популяризации традиционного искусства и архитектуры (на примере Сирии).

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Хамшо Мхд Салем

Выводы диссертации призваны способствовать обозначению места нано-арт в системе современной графической проектной культуры. На их основании можно наметить круг вопросов, расширяющих и углубляющих проблематику нано-арт. Среди тем возможных дальнейших исследований -влияние нано-арт на развитие современного графического дизайна; анализ выразительных средств нано-арт методами теории и истории изобразительных искусств; материалы и выводы диссертации могут быть плодотворно использованы при решении всех этих вопросов. Такие исследования позволят составить объемную картину становления и современного состояния нано-арт, а также заглянуть в перспективу его развития.

1. Теоретически обоснованы свойства нано-арт, во-первых, как технико-эстетической системы и, во-вторых, как составляющей графической проектной культуры. Центральным научным результатом диссертации стало развернутое многоуровневое определение нано-арт.

2. Результаты диссертации способствуют обретению нано-арт статуса одного из видов проектной деятельности и дают ему возможность занять должное место в современной графической проектной культуре.

3. В результате проведенного исследования в диссертации раскрыто значение компьютерных средств визуальной информации в графической культуре. На основании этого достигнута главная цель работы, а именно: выявлена эволюция, сформулированы ведущие характеристики и раскрыта структура нано-арт.

4. Доказано, что развитие нано-арт генетически связано с развитием средств художественного творчества, основанных на современной технике (фотография, кинематограф, видеоискусство, компьютерная графика).

5. В процессе исследования подтвердилась гипотеза автора о том, что определение нано-арт должно формулироваться на базе совокупности эстетической ценности техноизображений и антропоцентрической направленности дизайнерской деятельности.

6. Научное обоснование получило утверждение автора, что способы постановки целей нано-арт, его структура, особенности восприятия, а также метод создания и среда применения его произведений свидетельствуют о принадлежности нано-арт графической проектной культуре.

Прежде всего, рассмотрено становление нано-арт. Автор осуществил это в ключе развития фото-, кино- и видеотехнологий, компьютерной графики и интерактивного искусства. Выявленные в результате этого анализа свойства техногенных изображений сопоставлены с основными свойствами графического дизайна. Такое сопоставление позволяет констатировать, что развитие составляющих художественной культуры, базирующихся на современной технике, определило формирование графического языка нано-арт, его функцию и методы проектирования. Отсюда можно заключить, что нано-арт является продуктом ассимиляции техноизображений графической проектной культурой на стадии их зарождения и выступает закономерным продолжением линии развития графического дизайна.

Опираясь на данные диссертационного исследования, автор доказал, что формирование эстетического отношения к информации в произведении скрин-дизайна возможно только в результате осуществления интерактивного контакта с реципиентом. Поэтому проектирование в нано-арт носит ярко выраженный антропоцентрический характер. Из этого следует, что основная цель нано-арт состоит в проектировании интерфейсов для обеспечения информационных коммуникаций и в формировании технико-эстетической среды, служащей для сохранения экологии человеческого восприятия и для гуманизации техники. Последовательное прохождение всех этапов исследования позволило автору в итоге третьей главы дать пределение нано-арт, в котором он выступает как направленная на формирование технико-эстетической коммуникационной среды художественно-проектная деятельность, которая характеризуется системностью и комплексностью единых технологических, функциональных и образных решений; базируется на принципах соответствия биологическим и культурным каналам взаимоотношений человека с окружающим миром с целью гармоничного включения компьютерных средств визуальной информации в современную графическую культуру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Нано арт представляет собой изображения на тему науки и связи микрочастиц. Этот вид современного искусства помогает человеку познать красоту окружающего мира. Кроме того подобные изображения заставляют задуматься на философские тем о том, из чего состоит природа и какой смысл несет человеческое бытие. Изображения могут быть выполнены как в нарисованном виде, так и с помощью фотографии. Вот как выглядят нарисованные картины "Глаз Науки" и "Пять Элементов":

Фотографии представляют собой частицы разных веществ, увеличенные с помощью микроскопа. После этого изображения художественно обрабатываются в фотошопе. Нано-арт придумал румынский ученый Крис Орфеску. Он всегда интересовался трендами в современной науке. Орфеску был поражен, когда впервые увидел структуру клеток под микроскопом. За свои работы художник получил приз американского журнала World of Art.

При создании произведений важно правдоподобно показать состав клетки. Главными выразительными средствами являются объем и цвет. Нано-фотографии, сделанные с помощью микроскопа обладают невероятными яркими цветами еще до применения к ним фотошопа. Они похожи на творения художникоа-абстракционистов. Отличие обычной фотографии от нано-арта заключается в следующем. Стандартные снимки созданы фотонами, а нано-изображения электронами, проникнувшими в самую глубину структуры клетки. Для этого используется электронно-растровые и атомно-силовые микроскопы. Дополнительной глубины и насыщенности цвета добиваются, используя технику Digital Faux — особые фильтры и эффект полупрозрачных слоёв. После этого изображение печатается на холсте или глянцевой бумаге.

В этом виде изобразительного искусства различается несколько подстилей: реализм, абстракционизм и символизм. Реализм представляет собой более-менее натуральное изображение микрочастиц клетки. На абстрактных изображениях ключевую роль играют формы и цвета. Символические изображения подразумевают какой-то сюжет. Например некоторые клетки похожи по своему виду на облако в виде гриба, которое образуется после ядерного взрыва. Используя фотографии молекул и атомов за основу, можно создавать фантастические пейзажи. Структуры многих клеток похожи на фантастические растения.

Существуют также нано-скульптуры. Их можно увидеть на выставках научных технологий или в музеях современного искусства. Помимо Криса Орфеску нано-артом сейчас занимаются Алессандро Скали, Робин Гуд, Рената Спьяцци, Тереза Майерус, Хитачи и русский художник Алексей Державин.