Здание театра мхат им горького. МХТ им

XX столетие для русского театра началось раньше календарного. 22 июня 1897 года в московском ресторане "Славянский базар" встретились два человека: драматург и театральный критик Владимир Иванович Немирович - Данченко и Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский). После долгого разговора решено было организовать новый театр - Художественный Общедоступный театр. Первое представление вновь созданного театра - "Царь Федор Иоаннович", которое состоялось 14 октября 1898 года, подарило публике (и истории искусства сцены) два открытия: во-первых, все, что происходило во время спектакля, определялось волей режиссеров - постановщиков; во-вторых, исполнитель роли царя Федора, Иван Михайлович Москвин, играл так, как до него никто не играл на русской сцене. Современные ему критики затруднялись определить, в чем новизна его актерской игры. Они повторяли слово "правда" иногда "истинная правда", "настоящая жизнь", удивлялись тонкому и трепетному выражению самых глубоких чувств, отсутствию "актерства".

Газеты и журналы тех лет были переполнены спорами и легендами о новом московском театре. Шутка сказать, отменили систему бенефисов, ставят всего три-четыре спектакля в сезон, добиваются каких-то невиданных результатов в сложнейшей игре, запрещают зрителям аплодировать во время спектакля, установили поворотный круг, придумали новое освещение сцены и к каждой постановке создают специальные декорации!

Москва с нетерпением ожидала каждой новой постановки Художественного театра, который первоначально арендовал небольшое помещение в саду «Эрмитаж» в Каретном ряду. Известный московский фабрикант и меценат Савва Морозов, страстный поклонник Художественного театра, в 1902 году взял для него в аренду здание в Камергерском переулке. Перестройку здания в стиле модерн осуществил еще один почитатель театра - архитектор Ф. О. Шехтель.

Имя «Художественно-Общедоступного» театр носил недолго: уже в 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ. Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал Вл. И. Немирович-Данченко (О. Книппер, И. Москвин, В. Мейерхольд, М. Савицкая, М. Германова, М. Роксанова, Н. Литовцева), и участники спектаклей руководимого К. С. Станиславским Общества любителей искусства и литературы (М. Лилина, М. Андреева, В. Лужский, А. Артем). Из провинции был приглашен А. Вишневский, в 1900 году в труппу принят В. Качалов, в 1903 году Л. Леонидов.

Рождение МХАТа было связано с драматургией А. П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад») и М. Горького («Мещане», «На дне»). В свое время Чехов сам рекомендовал основателям театра молодого писателя Горького. МХАТ - театр выдающихся мастеров режиссуры и актерского искусства, создал шедевры, вошедшие в историю мирового театра.

Среди лучших спектаклей МХАТа - «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Синяя птица» М. Меттерлинка, «Месяц в деревне» И.С. Тургенева «Гамлет» У. Шекспира, «Мнимый больной» Ж.-Б. Мольера и другие. Здесь складывалась знаменитая на весь мир система Станиславского, здесь писалось его Евангелие для мирового театра - книга «Работа актера над собой». Здесь играли В. В. Лужский, О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов и другие талантливые актеры.

Для проведения экспериментальной работы по системе Станиславского, а также для подготовки актеров Художественный театр создал за годы своего существования восемь драматических студий. В 1924 из этих студий в труппу вошли А.К. Тарасова, М.И. Прудкин, О.Н. Андровская, К.Н. Еланская, А.О. Степанова, Н.П. Хмелёв, Б.Н. Ливанов, М.М. Яншин, А.Н. Грибов, А.П. Зуева, Н.П. Баталов, М.Н. Кедров, В.Я. Станицын и др., которые наряду с вступившими в МХТ Б.Г. Добронравовым, М.М. Тархановым, В.О. Топорковым, М.П. Болдуманом, А.П. Георгиевской, А.П. Кторовым, П.В. Массальским стали выдающимися мастерами сцены. Из студий вышли также молодые режиссёры - Н.М. Горчаков, И.Я. Судаков, Б.И. Вершилов. Сплотив вокруг себя молодых авторов, театр приступил к созданию современного репертуара («Пугачёвщина» К.А. Тренёва, 1925; «Дни Турбиных» М.А. Булгакова, 1926; пьесы В.П. Катаева, Л.М. Леонова; «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, 1927). Яркое воплощение получили постановки классики: «Горячее сердце» А.Н. Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927), «Мёртвые души» по Н.В. Гоголю (1932), «Враги» М. Горького (1935), «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л.Н. Толстому, «Тартюф» Мольера (1939), «Три сестры» Чехова (1940), «Школа злословия» Р. Шеридана (1940).

История МХАТа - не только история рождения новой театральной эстетики, это еще и мучительная история конфликта в его развитии. Театр возник как частный, а стал государственным. Еще при жизни Станиславского МХАТ стал «первым театром страны», он так и назывался Московский художественный академический театр (МХАТ) СССР и находился в непосредственном ведении правительства. Театр создавался как альтернатива казенному академическому искусству, а спустя годы сам стал академическим, то есть образцовым, эталонным. Это звание театр носит с 1919 года. А в 1932 году ему было присвоено имя М. Горького.

40–50-е годы отмечены печатью своего времени, и несмотря на отдельные удачи, внутренняя противоречивость, заложенная в развитии театра, привела к тому, что к 60-м годам он оказался в творческом кризисе. В репертуар все чаще включали пьесы-«однодневки», болезненно проходила смена поколений. Положение усугублялось тем, что не допускалась никакая критика театра. Он перестал привлекать театральную публику, и старейшие актеры сами пригласили в 1970 году на должность главного режиссера Олега Ефремова, сумевшего в 70-х гг. вдохнуть новую жизнь в театр. Им были поставлены «Последние» М. Горького (1971), «Соло для часов с боем» О. Заградника (совместно с А.А. Васильевым, 1973), «Иванов» (1976), «Чайка» (1980), «Дядя Ваня» (1985) Чехова. Одновременно глубоко разрабатывалась и современная тема. Постоянными авторами театра стали А.И. Гельман («Заседание парткома», 1975; «Мы, нижеподписавшиеся», 1979; «Скамейка», 1984, и др.) и М.М. Рощин («Валентин и Валентина», 1972; «Эшелон», 1975; «Перламутровая Зинаида», 1987, и др.), ставились пьесы М.Б. Шатрова, А.Н. Мишарина. В труппу вошли И.М. Смоктуновский, А.А. Калягин, Т.В. Доронина, А.А. Попов, А.В. Мягков, Т.Е. Лаврова, Е.А. Евстигнеев, Е.С. Васильева, О.П. Табаков; в спектаклях работали художники Д.Л. Боровский, В.Я. Левенталь и др.

Ефремов был хорошо известен в театральных кругах как воспитанник школы-студии МХАТа. В 1956 году он создал театр «Современник», основанный на подлинных принципах Станиславского и Немировича-Данченко. «Современник» - это отдельное небывалое явление в театральной и общественной жизни не только Москвы, но и всей страны. Не менее десяти лет каждый спектакль «Современника» был событием. Придя во МХАТ, Ефремов сумел придать театру новое дыхание, вновь сделал его одним из интересных и ведущих театров. «Лишний билетик» стали спрашивать у метро, на дальних подступах к театру.

На сцену МХАТа, как и следовало из заветов его основателей, пришли наиболее интересные драматурги, Ефремов собрал вокруг себя выдающихся актеров, пригласил для постановок талантливых режиссеров. Наряду с классикой глубоко разрабатывалась и современная тема. Однако театр ждал новый кризис. Постоянно разраставшуюся труппу становилось трудно объединить. Необходимость предоставлять работу всем актерам вела к компромиссам и в выборе пьес, и в назначении режиссеров, что приводило в свою очередь к появлению явно «проходных» работ.

Несмотря на постановку МХАТом в 80-х годах ряда значительных спектаклей, общей творческой программы в театре не было, и в 1987 году коллектив разделился на две самостоятельные труппы. В историческом здании в Камергерском под руководством Ефремова остался Московский художественный театр им. А. П. Чехова. Ефремов добился, чтобы театру дали имя драматурга, которому он обязан началом своей всемирной славы. В 1996 году МХАТ им. Чехова был отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. После смерти О. Н. Ефремова в 2000 году, пост художественного руководителя МХАТ им. Чехова занял Олег Павлович Табаков.

На Тверском бульваре в новом здании под руководством актрисы Татьяны Дорониной поселился театр с прежним названием - Московский художественный театр им. М. Горького.

Громадное, пугающее детей, здание на Тверском бульваре, выстроенное не без учета модернизма начала века, и есть МХАТ им. Горького.

Татьяна Доронина – художественный руководитель, исполнитель многих главных ролей в постановках, а иногда и режиссёр спектаклей.

Татьяна Доронина. Родилась в Ленинграде. По окончании Школы-студии МХАТ (1956) - актриса Волгоградского театра, затем - Театра им. Ленинского комсомола в Ленинграде, в 1959-1966 - актриса Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького, в 1966-1977, с 1983 - актриса МХАТ СССР им. М. Горького, в 1977-1983 - актриса театра им. Вл. Маяковского. Художественный руководитель, директор МХАТ им. М. Горького (с 1986). По итогам опроса журнала "Советский экран" признана лучшей актрисой 1967 года (Надя - "Старшая сестра"), 1968 года (Нюра - "Три тополя" на Плющихе"; Наташа - "Еще раз про любовь"), 1973 года ("Мачеха"). Народная артистка СССР (1981). Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Призы за актерскую работу" за 1970 год.

Так в Москве стало два Художественных театра. Оба театра пользуются успехом у публики. На их сценах представлена русская и зарубежная классика, современная драматургия, играют известные актеры. Каждый театр по-своему сохраняет заветы К. С. Станиславского. Как говорится в одной театральной эпиграмме, «есть роли, гастроли, успех, чего же боле?»

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР, открылся 14 (26) октября 1898 премьерой Царя Федора Иоанновича А.К.Толстого. Началом Художественного театра считают встречу его основателей К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897. На этой встрече, по словам Станиславского, обсуждали «основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношения». В продолжавшейся восемнадцать часов беседе был обсужден состав труппы, костяк которой составят молодые интеллигентные актеры, и скромно-неброское оформление зала. Разделили обязанности (литературно-художественное veto принадлежит Немировичу-Данченко, художественное – Станиславскому) и набросали систему лозунгов, по которым будет жить театр («Сегодня – Гамлет, завтра – статист, но и в качестве статиста он должен быть артистом»). Обсудили круг авторов (Х.Ибсен , Г.Гауптман , А.П.Чехов) и репертуар. В докладе в Московскую городскую думу с просьбой о субсидии Немирович-Данченко писал: «Москва... более, чем какой-нибудь из других городов, нуждается в общедоступных театрах... Репертуар должен быть исключительно художественным, исполнение возможно образцовым...». Не получив государственной субсидии, в марте 1898 ряд лиц во главе со Станиславским и Немировичем-Данченко заключили договор, положивший начало негласному «Товариществу для учреждения Общедоступного театра» (в число учредителей вошли Станиславский, Немирович-Данченко, Д.М.Востряков, К.А.Гутхейль, Н.А.Лукутин, С.Т.Морозов, К.В.Осипов, И.А.Прокофьев, К.К.Ушков). Имя «Художественно-Общедоступного» театр носил недолго. Уже в 1901 из-за цензурных ограничений и финансовых затруднений, вызвавших повышение цен на билеты, из названия было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ. Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актерское мастерство преподавал Немирович-Данченко, и участники любительских спектаклей руководимого Станиславским «Общества искусства и литературы». Среди первых были О.Л.Книппер , И.М.Москвин , Вс.Э.Мейерхольд, М.Г.Савицкая, М.Н.Германова, М.Л.Роксанова, Н.Н.Литовцева, во второй группе – М.П.Лилина, М.Ф.Андреева, В.В.Лужский, А.Р.Артем. Из провинции был приглашен А.Л.Вишневский, в 1900 в труппу принят В.И.Качалов , в 1903 – Л.М.Леонидов.

Замыслы создателей МХТ во многом совпадали с исканиями таких режиссеров, как А.Антуан, О.Брам, боровшихся с рутиной старого театра. Станиславский вспоминал: «Мы протестовали и против старой манеры игры... и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров». Было решено отказаться от исполнения нескольких разнородных драматургических произведений в один вечер, упразднить увертюру, которой традиционно начиналось представление, отменить выходы актеров на аплодисменты, следить за порядком в зрительном зале, подчинить контору требованиям сцены, для каждой пьесы подбирать собственную обстановку, мебель, бутафорию и т.д. Самой же важной частью реформы, по словам Немировича-Данченко, было преобразование репетиционного процесса: «Это был единственный театр, в котором репетиционная работа поглощала не только не меньше, а часто и больше творческого напряжения, чем самые спектакли... на этих-то работах и производились новые искания. Вскрывались глубинные авторские замыслы, расширялись актерские индивидуальности, устанавливалась гармония всех частей».

Главной задачей МХТ, по мысли его создателей, был поиск сценического воплощения новой драматургии, не находящей понимания в старом театре. Планировалось обращение к драмам Чехова, Ибсена, Гауптмана. В первый период своего существования (1898–1905) МХТ был преимущественно театром современной драматургии.

Первый спектакль МХТ поражал зрителей своей исторической и бытовой правдой, живостью массовых сцен, смелостью и новизной режиссерских приемов, игрой Москвина в роли Федора. Станиславский считал, что с Царя Федора началась историко-бытовая линия в МХТ, к которой он относил постановки Венецианского купца (1898), Антигоны (1899), Смерти Грозного (1899), Власти тьмы (1902), Юлия Цезаря (1903) и др. Однако рождением нового театра его создатели считали постановку Чайки Чехова. Театр нашел своего Автора, и, по словам Немировича-Данченко, «театром Чехова он [МХТ] станет неожиданно для нас самих». Именно в чеховских спектаклях произошло открытие театральной системы, определившей театр 20 века, пришло новое понимание сценической правды, поворачивающее внимание актера и режиссера от реализма внешнего к внутреннему реализму, к проявлениям жизни человеческого духа. В работе над пьесами Чехова определился новый тип актера, раскрылись дарования Лилиной (Маша в Чайке , Соня в Дяде Ване ), Книппер-Чеховой (Аркадина вЧайке , Елена Андреевна в Дяде Ване , Маша в Трех сестрах , Раневская в Вишневом саде , Сарра в Иванове ), Станиславского (Тригорин в Чайке , Астров в Дяде Ване , Вершинин в Трех сестрах , Гаев в Вишневом саде , Шабельский в Иванове ), Качалова (Тузенбах в Трех сестрах , Трофимов в Вишневом саде , Иванов в Иванове ), Вс.Э.Мейерхольда (Треплев в Чайке ) и др. Сложились новые принципы режиссуры, создания «настроения», общей атмосферы действия, определились новые сценические средства передачи скрытого за словами содержания («подтекст»). МХТ впервые в истории мирового театра утвердил значение режиссера – автора спектакля, интерпретирующего пьесу в соответствии со спецификой своего творческого видения. МХТ утвердил новую роль сценографии в спектакле. Постоянный художник первого периода В.А.Симов способствовал воссозданию на сцене конкретных обстоятельств, реальной среды, в которой происходит действие пьесы. Именно с пьесами Чехова связывал Станиславский важнейшую линию постановок Художественного театра – линию интуиции и чувства, – куда относил помимо Чехова Горе от ума (1906), Месяц в деревне (1909), Братья Карамазовы (1910), Николай Ставрогин (1913), Село Степанчиково (1917) и др.

Линией символизма и импрессионизма были названы постановки западных символистов – Гауптмана (Потонувший колокол , 1898; Геншель , Одинокие , оба 1899; Михаэль Крамер , 1901), Ибсена (Гедда Габлер , 1899; Доктор Штокман , 1900; Когда мы, мертвые, пробуждаемся , 1900); Дикая утка , 1901; Столпы общества , 1903; Привидения , 1905). Линия фантастики была начата постановкой Снегурочки Островского (1900) и продолжена Синей птицей (1908) М.Метерлинка.

1 июля 1902 была произведена реформа и сформировано «Товарищество Московского Художественного театра» на паях с участием членов труппы, сотрудников и людей, близких театру. В «Товарищество» не были включены ряд «основателей» Художественного театра – Мейерхольд, Роксанова, Санин и др. Часть из них во главе с Мейерхольдом покинули труппу театра. В 1902 театр переехал в новое здание (дом Лианозова) в Камергерском переулке, перестроенное архитектором Ф.О.Шехтелем и оборудованное заботами Саввы Морозова новейшей по тем временам техникой сцены. С переходом совпало начало новой репертуарной линии – общественно-политической, связанной прежде всего с постановками пьес М.Горького. Первые его пьесы Мещане , На дне (обе 1902) писались специально для МХТ. Оглушительный успех спектакля На дне (Сатин – Станиславский, Лука – Москвин, Барон – Качалов, Настя – Книппер, Васька Пепел – Леонидов) сравнивали с постановкой Чайки . Спектакль оставался в репертуаре МХТ более сорока лет.

Общественный перелом 1905 года обозначил новый период в истории МХТ. Смерть Чехова, временное расхождение с Горьким заставили его руководителей пересмотреть репертуарную линию театра. Подводя первые итоги, руководители считали, что театру пора уходить от натуралистических крайностей в сценографическом решении и актерской игре. В символистских драмах Ибсена, Гамсуна, Метерлинка, в экспрессионистских драмах Л.Н.Андреева видятся перспективы нового театра, отличного от чеховского. Тяга к передаче ирреального на сцене будет увлекать и Немировича-Данченко, и Станиславского. В постановках одноактных пьес Метерлинка (Слепые , Непрошенная , Там, внутри , 1904)), в спектаклях Драма жизни Гамсуна (1907), Жизнь Человека (1907) и Анатэма (1909), Росмерсхольм Ибсена (1908) опробовались новые декорационные принципы, приемы актерского исполнения. Наиболее значимым и удачным экспериментом в этом направлении была постановка Анатэмы , где был найден особый ход к созданию стилизованных народных толп. Сгущенностью сценического гротеска поразил Качалов-Анатэма.

В эти годы начинается многолетняя работа Станиславского над его «системой» законов сценического творчества («система Станиславского»). Экспериментальную работу он начал совместно с Л.А.Сулержицким в 1-й Студии МХТ, открытой в 1913. Опыт складывавшейся в те годы системы был использован в Месяце в деревне (1909).

Театром символистской драмы МХТ не стал, и самые крупные художественные победы второго периода связаны, прежде всего, с постановкой русской классики, в этот период преобладающей в репертуаре. Совершенство актерского мастерства, правда «жизни человеческого духа», глубина вскрытия «подтекста», «подводного течения» отличали постановки Горе от ума (1906), Борис Годунов (1907), Месяц в деревне (1909), На всякого мудреца довольно простоты (1910), Нахлебник , Где тонко, там и рвется , Провинциалка Тургенева (1912) и прежде всего Братья Карамазовы (1910). Инсценировка романа Достоевского открыла, по словам Немировича-Данченко, «громадные перспективы», перспективы новых контактов сцены и литературы «большой формы». Впервые в МХТ возник спектакль на два вечера, состоявший из «глав» различной длительности (без экспериментов с условным театром это было бы невозможно). Классическим было признано исполнение Москвиным – Снегирева, Леонидовым – Дмитрия Карамазова, Качаловым – Ивана. В 1913 театр снова обратился к Достоевскому, выбрав Бесы (спектакль Николай Ставрогин ).

Выдающимся событием стала постановка пьесы Живой труп (1911), в которой театр приблизился «к толстовской правде характеров». Жизненная достоверность соединилась со смелыми поисками острой, яркой театральности. Так решались спектакли Мнимый больной (1913, Станиславский – Арган), Хозяйка гостиницы (1914, Станиславский – кавалер Рипафратта), Смерть Пазухина М.Е.Салтыкова-Щедрина (1914), Село Степанчиково по Достоевскому (1917). Ощущая острую нехватку современных пьес в репертуаре, руководители МХТ обращались к произведениям Андреева, С.С.Юшкевича, Д.С.Мережковского . Но ни постановка Мiserere Юшкевича (1910), ни Екатерина Ивановна (1912) и Мысль (1914) Андреева, ни Будет радость Мережковского (1916) не стали творческими удачами театра.

В эти годы наряду со Станиславским, Немировичем-Данченко, Лужским режиссерами на сцене МХТ работают Л.А.Сулержицкий, К.А.Марджанов (Пер Гюнт , 1912), А.Н.Бенуа (Брак поневоле и Мнимый больной , 1913, Пир во время чумы , Каменный гость , Моцарт и Сальери , 1915), английский режиссер Г.Крэг (Гамлет , 1911). Обновляются и расширяются принципы декорационного оформления. К работе в театре привлекаются художники В.Е.Егоров, М.В.Добужинский, Н.К.Рерих , Бенуа , Б.М.Кустодиев .

Последней постановкой МХТ до Октябрьской революции было Село Степанчиково (1917), где одну из своих лучших ролей (Фома Опискин) сыграл Москвин, а Станиславский, репетировавший Ростанева, от роли отказался и больше ни одной новой роли не сыграл, доигрывая на гастролях старый репертуар. Общий кризис усугублялся в МХТ тем, что значительная часть труппы во главе с Качаловым, выехавшая в 1919 в гастрольную поездку, оказалась отрезанной военными событиями от метрополии и несколько лет гастролировала по Европе.

Первым спектаклем советского периода стал Каин (1920) Дж.Г.Байрона . Качалову в своей постановке Станиславский предназначал роль Люцифера. Ставя мистерию Байрона, Станиславский стремился понять на вселенском уровне то, что в быту «окаянных дней» зловеще сплеталось и спуталось: братоубийство, вызванное жаждой блага и справедливости. Репетиции только начались, когда одна из них была сорвана: Станиславский был взят заложником при прорыве белых на Москву. Новый зритель не принял спектакля.

В 1920 Художественному театру было присвоено звание «академического театра». В прессе тех лет все настойчивее звучат обвинения в «отсталости», в «нежелании» принять революционную действительность, в саботаже. Деятельность МХАТа протекала в атмосфере неприятия «академического и буржуазного театра» влиятельными пролеткультовцами и лефовцами, адресовавшими Художественному театру социально-политические обвинения. Безусловной победой стала постановка Ревизора (1921), где М.А.Чехов сыграл лучшего Хлестакова во всей истории театра. В 1922 МХАТ отправился в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке, которым предшествовало возвращение (не в полном составе) качаловской труппы.

В середине 1920-х годов встал острейший вопрос о смене театральных поколений во МХАТе. После долгих колебаний самостоятельными театрами в 1924 стали 1-я и 3-я Студии Художественного театра, в труппу театра влились студийцы 2-й Студии А.К.Тарасова, О.Н.Андровская, К.Н.Еланская, А.П.Зуева, В.Д.Бендина, В.С.Соколова, Н.П.Баталов, Н.П.Хмелев, М.Н.Кедров, Б.Н.Ливанов, В.Я.Станицын, М.И.Прудкин, А.Н.Грибов, М.М.Яншин, В.А.Орлов, И.Я.Судаков, Н.М.Горчаков, И.М.Кудрявцев и др.

МХАТ обращается к современной драматургии: Пугачевщина К.А.Тренева (1925), Дни Турбиных М.А.Булгакова (1926, по его роману Белая гвардия ), Бронепоезд 14-69 Вс.Иванова (1927, по мотивам его одноименной повести), Растратчики и Квадратура круга В.П.Катаева (оба 1928), Унтиловск Л.М.Леонова (1928), Блокада Вс.Иванова (1929). Принципиальной для МХАТа стала встреча с Булгаковым, ставшим после Чехова – Автором театра. В Днях Турбиных раскрылись дарования «второго поколения» МХАТ ((Мышлаевский – Добронравов, Алексей Турбин – Хмелев, Лариосик – Яншин, Елена Тальберг – Соколова, Шервинский – Прудкин, Николка – Кудрявцев, гетман Скоропадский – Ершов и др.).

Победой театра стала постановка Горячего сердца (1926), осуществленная Станиславским (Хлынов – Москвин, Курослепов – Грибунин, Матрена – Шевченко, Градобоев – Тарханов), где масленичная яркость красок сочеталась с психологической точностью актерского исполнения. Стремительная легкость темпа, живописная праздничность отличала Безумный день, или Женитьба Фигаро П.О.Бомарше (1927) (декорации А.Я.Головина). Освоением новых принципов в работе над прозой стал Дядюшкин сон Достоевского (1929) и Воскресение Толстого (1930), где Качалов сыграл Лицо от автора, Мертвые души (1932) (Чичиков – Топорков, Манилов – Кедров, Собакевич – Тарханов, Плюшкин – Леонидов, Ноздрев – Москвин и Ливанов, губернатор – Станицын, Коробочка – Зуева, и др.).

С осени 1928 из-за болезни сердца Станиславский прекратил не только актерские выступления, но и деятельность режиссера-постановщика, сосредоточившись на завершении своих трудов по «системе». Вся полнота ответственности за сохранение МХТ легла на Немировича-Данченко. В январе 1932 меняется статус Художественного театра: театр получил название МХАТ СССР, в сентябре 1932 театру было присвоено имя М.Горького, в 1937 он был награжден орденом Ленина, в 1938 – орденом Трудового Красного Знамени. С 1933 МХАТ передается здание бывшего Театра Корша, где образован филиал МХАТ. При театре организованы музей (в 1923) и экспериментальная сценическая лаборатория (в 1942).

Художественный театр был объявлен главными подмостками страны. На его сцене идут революционные пьесы: Страх А.Н.Афиногенова (1931), Хлеб В.М.Киршона (1931), Платон Кречет (1935), Любовь Яровая А.Е.Корнейчука (1936), Земля Н.Е.Вирты (1937, по его роману Одиночество ) и др. В искусстве тех лет утверждается и насаждается метод социалистического реализма, сценические образцы которого дает и МХАТ. В 1934 ставится пьеса Егор Булычев и другие Горького (Булычев – Леонидов). В 1935 Немирович-Данченко совместно с Кедровым ставит Враги Горького – спектакль, в котором жизненная правда соединялась с тенденциозностью. Определив зерно пьесы – «враги», постановщики подчинили ему все компоненты спектакля, в том числе оформление В.В.Дмитриева.

Положение «главного театра страны» не избавляло от цензуры (в 1936 после нескольких представлений был снят Мольер Булгакова, и автор покинул Художественный театр), не избавляло от репрессий среди сотрудников МХАТ. Репертуарную политику диктовал лично Сталин. Спектакли считались делом государственной важности – о премьере Анны Карениной (1937) сообщалось в выпуске новостей ТАСС. Анну Каренину Немирович-Данченко строил на противостоянии «пожара страсти» и чопорного светского Петербурга (Анна – Тарасова, Каренин – Хмелев, Вронский – Прудкин, Стива Облонский – Станицын, Бетси – Степанова, и др.).

В 1938 умер Станиславский; в 1939 была закончена начатая им экспериментальная работа над спектаклем Тартюф , завершенная Кедровым; в этой работе был плодотворно применен метод физических действий, прежде всего в игре В.О.Топоркова – Оргона. Среди постановок 1930-х годов – Таланты и поклонники (1933), Гроза (1934), Горе от ума (1938). Четкое стилистическое решение, отточенность, изящество актерского мастерства отличали спектакль Школа злословия Р.Б.Шеридана (1940, в ролях супругов Тизл – Андровская и Яншин).

В начале 1940-х годов Немирович-Данченко обращается к Чехову и осуществляет новую постановку Трех сестер (1940; Маша – Тарасова, Ольга – Еланская, Ирина – Степанова и Гошева, Андрей – Станицын, Тузенбах – Хмелев, Соленый – Ливанов, Чебутыкин – Грибов, Кулыгин – Орлов, Вершинин – Болдуман и др.). Этот спектакль мужественной простоты, поэтической правды, точного стиля, внутренней музыкальности построения стал эталонным для поколения режиссуры 1950–1960-х годов.

В годы войны был осуществлен ряд спектаклей: Кремлевские куранты Н.Ф.Погодина (1942), Фронт Корнейчука (1942), Глубокая разведка (1943), Русские люди К.М.Симонова (1943), Офицер флота А.Крона (1945). Последней режиссерской работой Хмелева и последней крупной актерской работой Москвина стала Последняя жертва (1944). 1940-е – годы ухода «первого поколения художественников». Театр потерял Немировича-Данченко, Леонидова, Лилину, Вишневского, Москвина, Качалова, Тарханова, Хмелева, Добронравова, Соколову, Сахновского, художников Дмитриева, Вильямса.

В 1946 художественным руководителем театра стал М.Н.Кедров. Проявляя неуступчивость во всем, что касалось методики работы (при нем из театра вынуждены были уйти М.О.Кнебель, П.А.Марков), Кедров достаточно равнодушно относился к репертуару МХАТа. В 1950-е годы в афише театра появятся политические агитки – пьесы-отклики на политические кампании и процессы (Зеленая улица Сурова, 1948, Чужая тень Симонова). Была поставлена апология Сталина (Залп «Авроры » Большинцова и Чиаурели, 1952). После Постановления ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946, обязавшего театры ежегодно выпускать не менее двух-трех спектаклей «на современные советские темы», в репертуар МХАТа вошли Дни и ночи Симонова (1947), Победители Б.Ф.Чирскова (1947), Хлеб наш насущный (1948) и Заговор обреченных Вирты (1949), Илья Головин С.В.Михалкова (1949), Вторая любовь по Е.Мальцеву (1950). Об этом времени историк театра напишет: это был «пик „размхачивания" МХАТа». Характерно, что эти спектакли, получившие официальное признание, не удерживались в репертуаре из-за малой посещаемости.

Мхатовское искусство сохранялось в постановках классической драматургии: Дядя Ваня (1947, реж. Кедров), Поздняя любовь (1949, реж. Горчаков), Плоды просвещения (1951, реж. Кедров). Блестящий ансамбль актеров (Станицын, Коренева, Грибов, Степанова, Массальский, Топорков, Белокуров и др.) продемонстрировал единство творческого метода. Первым обращением МХАТа к Шиллеру стала постановка Марии Стюарт (1957, реж. Станицын; Мария – Тарасова, Елизавета – Степанова). В том же году была поставлена Золотая карета Леонова, находившаяся под цензурным запретом десять лет (режиссеры Марков, Орлов, Станицын). В 1960 МХАТ вновь обратился к роману Достоевского Братья Карамазовы (Дмитрий – Ливанов, Федор Карамазов – Прудкин, Смердяков – Грибков, Иван – Смирнов и др.). Рядом с недолго живущими в репертуаре постановками (Забытый друг А.Д.Салынского, 1956; Все остается людям С.И.Алешина, Битва в пути по Г.Е.Николаевой, оба 1959; Цветы живые Погодина, Над Днепром Корнейчука, оба 1961; Друзья и годы Л.Г.Зорина, 1963) в филиале МХАТа был поставлен Милый лжец (1962) с блистательным дуэтом Степановой и А.П.Кторова.

С 1955 во МХАТе не было главного режиссера, театр возглавлялся коллегией (в 1960–1963 ее председателем был Кедров, затем афиши подписываются им, Ливановым, Станицыным (или с В.Н.Богомоловым). Афиша МХАТ к концу 1950-х годов переполнена (около тридцати наименований). Рядом с великими постановками прошедших лет – новые, по масштабу не соотносящиеся с предшественниками и друг с другом. В афишу возвращаются Три толстяка (1961), Бронепоезд 14-69 (1963), Платон Кречет (1963), Егор Булычев и другие (1963, один из постановщиков и исполнитель главной роли Ливанов), Чайка (1968). Но в новых постановках нет ни опоры на традиционализм, ни экспериментальных новшеств. Рядом пьесы-однодневки, разыгрываемые первоклассными силами: Точка опоры Алешина (1960), Цветы живые Погодина (1961), Над Днепром Корнейчука (1961), Свет далекой звезды Чаковского и Павловского (1964), Три долгих дня Беленького (1964), Тяжкое обвинение Шейнина (1966) и др. Залы театра постепенно пустеют. Центр тяжести перемещается в Театр на Таганке, в «Современник».

В поисках выхода из затянувшегося «бессюжетного существования» последних десятилетий «старики» Художественного театра приглашают главным режиссером выпускника и педагога Школы-студии, основателя и руководителя «Современника» О.Н.Ефремова. Возглавив МХАТ в 1970, он дебютирует постановкой А.М.Володина (1971). Авторами театра становятся А.Гельман (Заседание парткома , 1975; Обратная связь , 1977; Мы, нижеподписавшиеся , 1979; Наедине со всеми , 1981; Скамейка , 1984; Чокнутая , 1986) и М.Шатров (Так победим !, 1981). Ставятся Сталевары (1972), Медная бабушка Зорина (1975), Серебряная свадьба Мишарина (1985). В этих разных по качеству спектаклях режиссер «разбирал» механику советской жизни, касаясь социальных вопросов, настолько болезненных, что выпуск постановок часто сопровождался цензурными осложнениями. Пользуясь терминологией Станиславского, эти спектакли можно отнести к «общественно-политической линии» МХАТа.

С самого начала Ефремов начинает приглашать в труппу МХАТа известных артистов, в которых он предполагает «близость мхатовской школе». В период 1970–1990-х годов во МХАТ приходят Е.А.Евстигнеев , А.А.Калягин , А.Д.Попов , И.М.Смоктуновский , Е.С.Васильева, Иосиф Сумбаташвили , Георгий Алекси-Месхишвили , Борис Мессерер , Эдуард Кочергин , Давид Боровский , Валерий Левенталь .

Счастливым было сотрудничество театра с Эфросом. В 1975 вышел Эшелон Рощина, в 1981 Тартюф , один из его самых радостных, гармоничных и праздничных спектаклей с великолепным актерским ансамблем (Оргон – Калягин, Тартюф – Любшин, Эльмира – Вертинская, Клеант – Богатырев). Новые пути открывал театру Гинкас, поставив Вагончик на Малой сцене МХАТа (1982), где соединил на сцене мхатовских актеров и настоящих детдомовцев. Обвал (1982), поставленный Чхеидзе, поражал редким соединением режиссерского рисунка и актерской игры (Джако – Петренко, княгиня Хевистави – Васильева, князь Хевистави – Любшин). Одним из наиболее долговечных среди спектаклей тех лет стал Амадей Шеффера (1983), поставленный Розовским, где виртуозно играет Табаков (Сальери). К спектаклям «большого стиля», возвращающим театру дыхание классической прозы, относились Господа Головлевы (1984) Додина, где одну из своих лучших ролей сыграл Смоктуновский (Иудушка Головлев).

Одним из главных авторов ефремовского периода МХАТа становится Чехов. Вопросы смысла бытия здесь решаются не на социальном, а на экзистенциальном уровне. В Иванове (1976) в пустом «ограбленном» пространстве точно вывернутого наизнанку дома (художник Боровский) метался, не находя себе места, крупный красивый человек. Смоктуновский сыграл в Иванове своего рода «паралич души» как симптом болезни эпохи, которую вскоре назовут «временем застоя». В Чайке (1980) поразительно красивое пространство усадьбы у колдовского озера, придуманное художником Левенталем, гармонировало с музыкально подобранным оркестром исполнителей: Нина – Вертинская, Треплев – Мягков, Сорин – Попов, Дорн – Смоктуновский, Тригорин – Калягин, Аркадина – Лаврова. «Новый мхатовский ансамбль впервые предстал в своей внятной объединяющей силе» (А.Смелянский). В 1985 был поставлен Дядя Ваня , в котором тема развала дома, семьи обретала пугающий «автобиографический» смысл: уходили великие «старики строго поколения МХАТ», под конец сыгравшие свой «лебединый спектакль» – Соло для часов с боем О.Заградника (1973).

Неуклонное разрастание труппы, падение внутритеатральной этики МХАТа отметили начало эпохи скандалов. После провала очередной попытки сокращения труппы, после бурных собраний и дискуссий возникла идея деления театра. В 1987 в здании на Тверском бульваре осталась часть труппы МХАТ им. Горького; руководителем театра стала актриса Татьяна Доронина. Театр в отремонтированном здании Художественного театра в Камергерском переулке стал назваться МХАТ им. Чехова, его художественным руководителем остался Ефремов.

Раздел Художественного театра был событием крайне болезненным. Резкая смена репертуара, уход многих ведущих актеров поставили театр на грань катастрофы. Первой премьерой в Камергерском становится Перламутровая Зинаида Рощина (1987), спектакль, который начал репетироваться в 1983 и казался устаревшим уже на премьере. В 1988 был поставлен Московский хор Петрушевской. В Кабале святош Булгакова (1988), поставленном Адольфом Шапиро, в поразительном дуэте Мольера-Ефремова и Короля-Смоктуновского звучал мотив конца романа театра и власти. На дуэте Гендель-Ефремов и Бах-Смоктуновский была построена постановка Возможной встречи Барца (1992). Попыткой освоения и разгадки русской стихотворной классики стали постановки Горе от ума (1992) и Борис Годунов (1993, царь Борис – Олег Ефремов). Последним спектаклем Ефремова на мхатовской сцене стали чеховские Три сестры (1997). Поставленный на круг дом Прозоровых живет и дышит в спектакле, как живое существо, меняясь со сменой времен года и временем суток. Построенный на мотивах расставания, прощания, ухода, этот спектакль предлагал взгляд на человеческую судьбу на фоне природы, на фоне мироздания. В финале дом отъезжал, растворялся среди деревьев торжествующего сада. Спектакль Сирано де Бержерак выпускался уже без Ефремова (ум. в 2000).

В 2000 художественным руководителем театра стал О.П.Табаков.

Литература:

Линч Дж., Глаголь С. Под впечатлением Художественного театра . М., 1902
Эфрос Н. Московский Художественный театр, 1898–1923 . М. – Пг., 1924
Немирович-Данченко Вл.И. Из прошлого . [М.], 1936
Московский Художественный театр в иллюстрациях и документах. 1898–1938 . М., 1938
Юзовский Ю. М.Горький на сцене МХАТ . М. – Л., 1939
Московский Художественный театр в иллюстрациях и документах. 1939–1943 . М., 1945
О Станиславском. Сборник воспоминаний . М., 1948
Ростоцкий Б. Русская классическая драматургия на сцене МХАТ . М., 1948
Марков П.А., Чушкин Н. Московский Художественный театр. 1898–1948 . М., 1950
Горчаков Н.М. Режиссерские уроки К.С.Станиславского . М., 1952
Немирович-Данченко Вл.И. Театральное наследие , т. 1–2. М., 1952–1954
Абалкин Н. А., Система Станиславского и советский театр . М., 1954
Московский Художественный театр 1898–1917 , т. 1. М., 1955
К.С.Станиславский. Материалы. Письма. Исследования . М., 1955
Строева М. Чехов и Художественный театр . М., 1955
Московский Художественный театр в советскую эпоху . М., 1962
Станиславский К.С. Собрание сочинений , тт. 1–9. М., 1988–1999
Соловьева И. Ветви и корни , М., 1998
Московский художественный театр. 100 лет . М., 1998
Смелянский А.М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины ХХ века . М., 1999



Московский художественный театр (МХТ, бывш. МХАТ), открылся 14 октября 1898 премьерой «Царя Федора Иоанновича» А.К.Толстого. Началом Художественного театра считают встречу его основателей К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897. На этой встрече, по словам Станиславского, обсуждали «основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношения». Разделили обязанности (литературно-художественное veto принадлежит Немировичу-Данченко, художественное – Станиславскому) и набросали систему лозунгов, по которым будет жить театр («Сегодня – Гамлет, завтра – статист, но и в качестве статиста он должен быть артистом»). Обсудили круг авторов (Х.Ибсен, Г.Гауптман, А.П.Чехов) и репертуар.

Не получив государственной субсидии, в марте 1898 ряд лиц во главе со Станиславским и Немировичем-Данченко заключили договор, положивший начало негласному «Товариществу для учреждения Общедоступного театра» (в число учредителей вошли Станиславский, Немирович-Данченко, Д.М.Востряков, К.А.Гутхейль, Н.А.Лукутин, С.Т.Морозов, К.В.Осипов, И.А.Прокофьев, К.К.Ушков). Среди первых актеров были О.Л.Книппер, И.М.Москвин, Вс.Э.Мейерхольд, М.Г.Савицкая, М.Н.Германова, М.Л.Роксанова, Н.Н.Литовцева, во второй группе – М.П.Лилина, М.Ф.Андреева, В.В.Лужский, А.Р.Артем.

Было решено отказаться от исполнения нескольких разнородных драматургических произведений в один вечер, упразднить увертюру, которой традиционно начиналось представление, отменить выходы актеров на аплодисменты, следить за порядком в зрительном зале, подчинить контору требованиям сцены, для каждой пьесы подбирать собственную обстановку, мебель, бутафорию и т.д. Самой же важной частью реформы, по словам Немировича-Данченко, было преобразование репетиционного процесса.

Главной задачей МХТ (бывш. МХАТ), по мысли его создателей, был поиск сценического воплощения новой драматургии, не находящей понимания в старом театре. Планировалось обращение к драмам Чехова, Ибсена, Гауптмана. В первый период своего существования (1898–1905) МХТ был преимущественно театром современной драматургии.

Первый спектакль МХТ (бывш. МХАТ) поражал зрителей своей исторической и бытовой правдой, живостью массовых сцен, смелостью и новизной режиссерских приемов, игрой Москвина в роли Федора. Станиславский считал, что с «Царя Федора» началась историко-бытовая линия в МХТ. Однако рождением нового театра его создатели считали постановку «Чайки» Чехова. Театр нашел своего Автора, и, по словам Немировича-Данченко, «театром Чехова он [МХТ] станет неожиданно для нас самих». Именно в чеховских спектаклях произошло открытие театральной системы, определившей театр 20 века, пришло новое понимание сценической правды, поворачивающее внимание актера и режиссера от реализма внешнего к внутреннему реализму, к проявлениям жизни человеческого духа. МХТ впервые в истории мирового театра утвердил значение режиссера – автора спектакля, интерпретирующего пьесу в соответствии со спецификой своего творческого видения.

МХАТ имени Горького М. был основан легендарными личностями. У его истоков стояли К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Это один из самых знаменитых и лучших театров России.

История театра

МХАТ имени Горького, фото здания которого представлено в данной статье, был основан в 1898 году. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко решили создать свой театр, программа которого была бы основана на новаторских принципах. Они радели за новую манеру актёрской игры, за отсутствие ложного пафоса, наигрыша и декламации, за новый строй в спектаклях, за расширение и обогащение репертуара, за достоверность воссоздания антуража. Возглавили новый театр В.И. Немирович-Данченко (который занял пост директора-распорядителя) и К.С. Станиславский, который стал главным режиссёром. Труппа была собрана из студентов Владимира Ивановича и актёров-любителей, участвовавших в постановках Константина Сергеевича.

Первый спектакль театра состоялся в октябре 1898 года. Это была трагедия «Царь Фёдор Иоаннович» по А.Толстому. В этом же году состоялась премьера «Чайки» А.П.Чехова. Театр К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко был свеж, оригинален, и многие его хвалили, но немало было и тех, кто его ругал. Первые 4 года своего существования труппа не имела собственного здания. Спектакли игрались в арендованном помещении театра «Эрмитаж». Зал его вмещал в себя 815 зрителей. МХАТ в то время не был государственным театром и дотаций от государства не получал, завися от того, сколько зарабатывал своими постановками, и плюс от средств меценатов, главным из которых был знаменитый Савва Морозов, который впоследствии взял на себя все финансовые дела.

В 20-е годы 20 века театр получил название МХАТ и был возведён в ранг государственного академического. Этот период был непростым, так как во время работы над одним из спектаклей К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко из-за разногласий приняли решение отказаться от совместной работы над постановками, как было это раньше. В результате Константин Сергеевич сам отстранил себя от работы над новыми постановками и занялся только руководством деятельностью молодых режиссёров. Конфликт завершился тем, что в 1934 году Константин Сергеевич покинул МХАТ. Знаменитый актёр и режиссёр Олег Ефремов возглавлял МХАТ в конце 20 века. При нём труппа стала очень большой, и многим артистам не хватало ролей. Это привело к конфликту. Театр раскололся на две труппы. Часть артистов ушла с О. Ефремовым и получила название МХТ имени А.П. Чехова. А другие артисты вошли в труппу Татьяны Дорониной и остались в МХАТ имени М. Горького. И по сей день существуют отдельно эти два театра.

Сегодня в своём репертуаре имеет постановки как для взрослых, так и для детей МХАТ имени Горького. Актеры здесь служат только самые яркие и талантливые. Среди них большое количество обладателей почётных званий заслуженного и народного артиста России».

Приобрести билеты на спектакли можно в режиме онлайн на официальном сайте МХАТ имени Горького. поможет выбрать удобное по расположению и по финансам место в зрительном зале.

Спектакли для взрослых

МХАТ имени Горького М. предлагает своим зрителям следующие постановки:

  • «Банкрот».
  • «Рождество в доме Купьелло».
  • «Три сестры».
  • «Зойкина квартира».
  • «Заложники любви, или Халам-бунду».
  • «Школа злословия».
  • «Высотка».
  • «Годы странствий».
  • «Ромео и Джульетта».
  • «Медведь».
  • «На дне».
  • «Униженные и оскорблённые».
  • «Васса Железнова».
  • «Жорж Данден, или Сон одураченного мужа».
  • «Отчаянные влюблённые».
  • «Как боги».
  • «Шоколадный солдатик».
  • «Грибной царь».
  • «Монах и бесёнок».
  • «Старая актриса на роль жены Достоевского».
  • «Красавец-мужчина».
  • «Паутина».
  • «Прощание в июне».
  • «Без вины виноватые».
  • «Босоногий в Афинах».
  • «Так и будет».
  • «Любовь взаймы».
  • «Женитьба Белугина».
  • «Уличный охотник».
  • «Не всё коту Масленица».
  • «Вишнёвый сад».
  • «Не хочу, чтобы ты выходила замуж за принца».
  • «Деньги для Марии».
  • «Такая любовь».
  • «Дама-невидимка»
  • «Пространство для любви».
  • «Русский водевиль».
  • «Комедианты господина».
  • «Мастер и Маргарита».
  • «Полоумный Журден».
  • «Дикарка».
  • «Незримый друг».
  • «Тёркин - жив и будет».
  • «Западня для королевы».
  • «Дорогая Памела».
  • «Лес».
  • «Контрольный выстрел».
  • «Тайна двери отеля "Ригал"».
  • «Костюмер».

Спектакли для детей

МХАТ имени Горького М. предлагает маленьким зрителям несколько спектаклей. В нынешнем театральном сезоне это:

  • «Синяя птица».
  • «В поисках радости».
  • «Сокровища Петера».
  • «Её друзья».

Все постановки созданы по замечательным произведениям, которые интересны как детям, так и их родителям.

Премьеры

В этом театральном сезоне МХАТ имени Горького М. представит публике сразу девять премьерных спектаклей. Это постановки:

  • «Люти».
  • «Отелло уездного города».
  • «Провинциалка».
  • «Кроткая».
  • «Пигмалион».
  • «Гамлет».
  • «Мой бедный Марат».
  • «Укрощение строптивой».
  • «Домик на окраине».

Труппа

Актеры театра МХАТ имени Горького М.:

  • М.А. Дахненко.
  • А.В. Самойлов.
  • И.С. Криворучко.
  • К.С. Зайцев.
  • Л.Н. Мартынова.
  • А.И. Титоренко.
  • А.С. Чайкина.
  • М.В. Кабанов.
  • Р.А. Титов.
  • В.Л. Ровинский.
  • Д.В. Корепин.
  • Т.Г. Поппе.
  • Т.В. Дружков.
  • А.С. Рубеко.
  • Н.Ю. Пирогова.
  • С.Ю. Курач.
  • А.Е. Ливанов.
  • А.С. Погодин.
  • Н.Ю. Моргунова.
  • А.А. Кравчук.
  • Г.В. Ромодина.
  • В.Р. Халтурин.
  • К.А. Ананьев.
  • Ю.Е. Болохов.
  • В.А. Лаптева.
  • А.В. Шульгин.
  • Г.Н. Кочкожаров.
  • Е.А. Хромова.
  • Н.Ю. Померанцев.
  • А.С. Удалов.
  • Л.А. Жуковская.
  • В.И. Конашенков.
  • А.Ю. Оя.
  • А.Ю. Карпенко.
  • Ю.А. Ракович.
  • С.Э. Габриэлян.
  • Д.В. Таранов.
  • Л.Д. Голубина.
  • И.Е. Фадина.
  • Л.В. Кузнецова.
  • И.Ф. Скициан.
  • А.А. Чубенко.
  • А.Г. Беседина.
  • С.В. Галкин.
  • Л.Л. Матасова.
  • Т.В. Доронина.
  • А.А. Алексеева.
  • О.А. Цветанович.
  • Ю.А. Зыкова.
  • Е.Ю. Кондратьева.
  • Т.Н. Миронова.
  • М.В. Юрьева.
  • Ю.Ю. Коновалов.
  • Е.В. Катышева.
  • Н.Н. Медведева.
  • А.И. Дмитриев.
  • Т.В. Ивашин.
  • Д.В. Зенухин.
  • А.А. Хатников.

Художественный руководитель

Театр МХАТ имени Горького М. существует под руководством знаменитой актрисы Татьяны Васильевны Дорониной. Она также является и режиссёром-постановщиком. Актёрское образование получила в Школе-студии МХАТ в 1956 году. После окончания обучения три года служила в Театре имени Ленинского Комсомола в Ленинграде. С 1959 по 1966 г. была ведущей актрисой в ленинградском БДТ имени М. Горького. Здесь она сыграла большое количество ролей.

С 1966 по 1972 год Татьяна Васильевна была актрисой МХАТ имени М.Горького. После этого в течение 11 лет служила в Московском академическом театре им. В. Маяковского. Здесь она сыграла Дульсинею, Липочку, Елизавету Тюдор, Марию Стюарт, Аркадину и так далее. В 1983 году Татьяна Васильевна вернулась в МХАТ имени М.Горького. Через 4 года она стала его художественным руководителем и занимает эту должность до сих пор. Также Т. Доронина является режиссёром и за эти годы поставила большое количество спектаклей.

Татьяна Васильевна извесна зрителю по своим многочисленным ролям в кино. Она сыграла в фильмах: «Шли солдаты…», «Мачеха», «Ещё раз про любовь», «Первый эшелон», «Три тополя на Плющихе», «Старшая сестра», «На ясный огонь», «Валентин и Валентина» и многих других. Т. Доронина награждена орденами «Дружбы народов», Святой Ольги, «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней. Она является лауреатом премий Константина Симонова, «Хрустальная роза Виктора Розова», академика В.И. Вернадского, Евгения Васильевна - член Союза писателей России.

«Синяя птица»

Театр МХАТ имени Горького М. вернул в свой репертуар детский спектакль «Синяя птица». Он был поставлен ещё в 1908 году самим К.С. Станиславским. Сказка возобновлена именно в режиссуре Константина Сергеевича. В спектакле заняты актёры: Т.Н. Миронова, Г.В. Ромодина, А.С. Чайкина, Н.Н. Медведева, Г.С. Карташов, М.В. Юрьева, Н.Ю. Моргунова, Е.В. Ливанова, О.Н. Дубовицкая, В.И. Масенко. Это феерическая история, которая наполнена музыкой. Этот спектакль всегда вызывает отклик в детских душах. На нём выросло уже не одно поколение. Любимая сцена всех зрителей - это та, в которой происходят чудеса: оживают огонь, хлеб, молоко. Спектакль идёт на сцене МХАТ уже 104 года. Это своего рода мировой рекорд. Ни в каком другом театре нет таких постановок, которые идут с неизменным успехом больше сотни лет.

«Отелло уездного города»

Это спектакль по пьесе Этот спектакль - премьера нынешнего театрального сезона. Роли в постановке исполняют: Б.А. Бачурин, Ю.А. Ракович, М.В. Бойцов, И.С. Криворучко, Л.Н. Мартынова, В.Р. Халтурин, А.А. Хатников, Д.В. Корепин, И.С. Рудоминская, Н.Н. Медведева, О.Н. Дубовицкая, В.Л. Ровинский. Эта история о молодом повесе, который прибыл по делам в небольшой уездный городок. Его приезд неожиданно для всех меняет привычное течение жизни местного населения. Оказывается, что некоторые семьи благополучны лишь на вид. Любовь превратится во всепоглощающую страсть и превратит скромного добряка в мстительного Отелло. Многие годы эта пьеса была незаслуженно забыта и «жила» в тени «Грозы» и «Бесприданницы». Но МХАТ имени М.Горького решил подарить ей новую жизнь на сцене и познакомить зрителя с этим незаслуженно забытым шедевром, в котором кипят шекспировские страсти.

Адрес и как добраться

В городе Москве находится МХАТ имени Горького. Адрес театра: дом №22. Рядом находятся Гнездниковский и Леонтьевский переулки. Возникает вопрос у тех, кто впервые собирается посетить МХАТ имени Горького: как добраться до театра? Самый удобный способ - это метро. Театр располагается совсем рядом со станциями: Чеховская, Тверская и Пушкинская. Последняя располагается к зданию театра ближе всех. От любой из трёх этих станций до театра можно очень быстро дойти пешком.

Арендовал его у Г.М. Лианозова на 12 лет. До этого у дома было много владельцев; его строили, сносили и перестраивали. Каким мы видим его сейчас, он стал в 1902 году после реконструкции, проведенной . Это было первое театральное здание в России, которое архитектор создавал в творческом союзе с художественными руководителями театра.

Существует легенда, что в середине XIV века участок земли, где стоит дом, принадлежал Иакинфу Шубе, полководцу Дмитрия Донского. В 1767 году владение перешло к князю П.И. Одоевскому и его наследникам. В 1851 году «мхатовский» дом стал принадлежать Сергею Римскому-Корсакову; в народе здание прозвали «домом Фамусова». По мнению литераторов, Римский-Корсаков был женат на двоюродной сестре Грибоедова, с которой был написан образ Софьи в комедии «Горе от ума».

Театральная история здания началась в 1882 году, когда по заказу Георгия Лианозова архитектор М.Н. Чичагов перестроил дом. Зрительный зал занял центральную часть задних комнат, а большая часть двора между зданиями превратилась в сцену. Лианозов сдавал помещение театру Ф.А. Корша и труппе госпожи Е.Н. Горевой; здесь пели знаменитые итальянцы Анжело Мазини и Франческо Таманьо. Впоследствии театр арендовали для кафешантанов разные владельцы подобных заведений, в основном Ш. Омон.

В 1902 году по заказу Саввы Морозова реконструкцию здания для Московского Художественного театра осуществил архитектор (при участии И.А. Фомина). Дом перепланировали, фасад был перестроен. По рисункам знаменитого архитектора отделали интерьеры и все убранство театра вплоть до занавеса и надписей. По выражению Станиславского, здание превратили в «изящный храм искусства». Савва Морозов потратил на перестройку дома 300 тысяч рублей, при этом Шехтель выполнил свою работу безвозмездно.

После реконструкции вместимость театра увеличилась до 1300 человек. Большая сценическая коробка заняла весь бывший двор. Для проектирования сцены был привлечен опытный антрепренер-режиссер, знаток сценических фокусов М.В. Лентовский; за техническое оснащение сцены отвечали братья Жуйкины. В результате получилась одна из самых совершенных сцен того времени.

К сожалению, проект Шехтеля по переделке фасада полностью осуществить не удалось. Существующая отделка сочетает в себе как элементы модерна, так и следы эклектичной обработки. Во время той отделки на первом этаже вставили оконные рамы с мелкой «клетчатой» расстекловкой (стекло разделено на маленькие квадраты). Между окнами первого и второго этажа повесили фонари-светильники кубической формы на изысканных кронштейнах. Для боковых порталов был разработан дизайн входных дверей с пластичными медными ручками. Было предложено интересное решение для правого входа: с обеих сторон он был облицован голубоватой керамической плиткой. Над его входом разместили скульптуру Голубкиной «Море житейское» – выполненную именно в духе нового искусства, стилистику и формальный язык которого воплощал Художественный общедоступный театр.

Оформление интерьеров восхитительное – это редкий сохранившийся пример русского модерна в театральной архитектуре. Приглушенная зеленоватая окраска стен, темное дерево, орнамент в стиле модерн, надписи, выполненные специально разработанным шрифтом – всё это создает уникальную атмосферу театра.

Федор Шехтель придумал занавес сцены со знаменитыми орнаментом в виде завитков и изображением чайки, которая стала символом МХТ. Это дань великому , чья пьеса «Чайка» была поставлена на сцене театра. 25 октября 1902 года спектаклем «Мещане» открылся сезон в новом здании театра в Камергерском переулке.

В конце 1970–1980-х была проведена капитальная реконструкция помещений театра. Были отреставрированы интерьеры фойе и зрительного зала; смонтировано новое техническое оборудование сцены, пристроены подсобные помещения. После многочисленных изменений и реконструкций подлинно шехтелевских вещей осталось немного. Но фирменный стиль великого архитектора всё же сохраняется в интерьерах театра, его история продолжается в МХТ.