Знаменитый портрет баха вернулся в лейпциг.

В четверг, 13 марта, в Берлинском соборе (Berliner Dom) открывается специальная выставка "Действительно Бах!" ("Echt Bach!"). Об этом сообщается на сайте дома-музея Баха в Айзенахе , являющегося организатором экспозиции. Главная сенсация - выставленный там пастельный портрет Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach), созданный около 1730 года, местонахождение которого было неизвестно на протяжении последних 80 лет.

Обретение пропавшего портрета

Картина была приобретена музеем в Айзенахе за 50 тысяч евро из частного собрания еще в декабре 2013 года, но сперва ее предъявили экспертам, и лишь затем - общественности. Специалисты тщательно проанализировали анонимную работу и пришли к выводу, что это, скорее всего, настоящий прижизненный портрет великого композитора.

О существовании пастельного изображения Баха, выполненного с натуры, известно давно: сохранилось письмо сына Баха, композитора Карла Филиппа Эммануила Баха (Carl Philipp Emmanuel Bach), в котором тот пишет первому биографу отца, Иоганну Николаусу Форкелю (Johann Nikolaus Forkel): "Портрет отца выполнен пастелью. В Берлине я заказал его акварельную копию, поскольку сухие краски не выносят сотрясений при перевозке".

Достойный провенанс

Известно, что несколько позже Карл Филипп Эммануил настоял, чтобы именно этот портрет послужил основой для гравюры в книге Форкеля. Исследователи предполагают, что сын Баха передал портрет отца биографу. В начале XX столетия он уже хранился в собрании известного коллекционера и поклонника Баха Манфреда Горке (Manfred Gorke), который собрал множество автографов композитора и его учеников. В 1936 году Горке продал портрет берлинскому промышленнику Густаву Винклеру (Gustav Winkler), после чего след работы затерялся на долгие десятилетия.

Несмотря на веские доводы в пользу подлинности работы, абсолютной уверенности в том, что мы имеем дело именно с портретом Баха, у специалистов нет и не будет. Таким образом, единственным неоспоримо подлинным изображением Баха является знаменитый портрет 1746 года кисти Элиаса Готлоба Хаусмана (Elias Gottlob Haußmann), входящий во все энциклопедии.

Два других портрета композитора - относящийся к веймарским годам Баха портрет работы Иоганна Эрнста Ренча (Johann Ernst Rentsch) и картина Иоганна Якоба Иле (Johann Jakob Ihle), предположительно появившаяся во время пребывания композитора в Кётене, весьма вероятно также являются прижизненными портретами Баха (все три картины - на заднем плане заглавного снимка), но это все же окончательно не подтверждено.

После выставки в Берлине вновь обретенный портрет Баха займет место в экспозиции музея в Айзенахе.

ВЕЛИКИЙ БАХ. К Дню рождения композитора

Глеб Семёнов

Бах

Не верю, нет, не органист
Меня во прах поверг!
Летели камни сверху вниз,
А души снизу — вверх.

Был каждый вновь из ничего
Прекрасно сотворён.
О ты, слепое торжество
Знамён, племён, времён!

Тщета интриг, тщета вериг,
Тщета высоких слов…
Есть человека первый крик,
Любви внезапный зов.

Есть добрый труд из года в год
И отдых в день седьмой.
И время течь не устаёт,
Как небо над землёй.

Какая разница: свеча
Или мильоны свеч?
Какая разница: парча
Или лохмотья с плеч?

Геройствуй, схимничай, греши, —
За жизнью — только смерть.
Лишь в редких проблесках души
Сияет третья твердь.

Там над обломками эпох,
С улыбкой на губах,
Ведут беседу Бах и Бог,
Седые Бог и Бах.

Бах не новый, не старый, он нечто гораздо большее - он вечный...
Р. Шуман

Э.Г. Хаусманн. Портрет И.С. Баха. 1747.

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (Bach)

(21 III 1685, Эйзенах - 28 VII 1750, Лейпциг)

Бах - композитор парадоксальный. Вот один из парадоксов. Притом, что Бах занимает первую строчку в любом списке самых часто исполняемых композиторов, у него нет таких мелодий, которые мы бы насвистывали или напевали в минуту грусти или радости - первый признак популярности. И это притом, что у Баха есть несравненные страницы музыки грустной и музыки радостной! Популярность - необычайная - гениального Баха иного рода, нежели популярность сладкозвучного Иоганна Штрауса, например.

1520 годом помечен корень ветвистого генеалогического дерева старинного бюргерского рода Бахов. В Германии слова "Бах" и "музыкант" в течение нескольких столетий были синонимами. Однако лишь в п я т о м поколении "из их среды... вышел человек, чье славное искусство излучало столь яркий свет, что и на них пал отблеск этого сияния. То был Иоганн Себастьян Бах, краса и гордость фамилии и отечества, человек, которому, как никому другому, покровительствовало само Искусство Музыки". Так писал в 1802 г. И. Форкель - первый биограф композитора на заре нового века, ибо век Баха распростился с великим кантором сразу после его смерти. Но и при жизни избранника "Искусства Музыки" трудно было назвать избранником судьбы. Внешне биография Баха ничем не отличается от биографии любого немецкого музыканта рубежа XVII-XVIII вв. Бах родился в маленьком тюрингском городе Эйзенахе, раскинувшемся неподалеку от легендарного замка Вартбург, где в средние века, по преданию, сходился цвет миннезанга, а в 1521-22 гг. звучало слово М. Лютера: в Вартбурге великий реформатор переводил на язык отечества Библию.

И. С. Бах не был вундеркиндом, однако к 17 годам он владел клавесином, скрипкой, альтом, органом, пел в хоре, а после мутации голоса выступал как префект (помощник кантора). В 1702 г. из стен Michaelschule вышел достаточно образованный музыкант. Постоянным стремлением к совершенствованию отмечена его музыкантская карьера, связанная по традиции времени с церковью, городом или двором. Не по воле случая, предоставлявшего ту или иную вакансию, а твердо и настойчиво поднимался он на очередную ступень музыкально-служебной иерархии от органиста (Арнштадт и Мюльхаузен, 1703-08) к концертмейстеру (Веймар, 1708-17), капельмейстеру (Кетен, 1717-23), наконец, кантору и директору музыки (Лейпциг, 1723-50). При этом рядом с Бахом - музыкантом-практиком рос и набирал силу Бах-композитор, в своих творческих побуждениях и свершениях шагнувший далеко за пределы тех конкретных задач, которые перед ним ставились.

Бах написал более 1000 музыкальных произведений. Сегодня каждому из известных произведений присвоен номер BWV (сокращение от Bach Werke Verzeichnis — каталог работ Баха). Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую.

В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалья, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги.

Toccata & Fugue D minor BWV 565. Toccata

Toccata & Fugue D minor BWV 565. Fugue

FANTASIA BWV 562 C MINOR

ПРЕЛЮДИЯ BWV 846

Бах писал музыку как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. Его произведения для инструментов соло — 6 сонат и партит для скрипки соло, 6 сюит для виолончели, и партиту для флейты соло, — многие считают одними из самых глубоких творений композитора.

Сюиты для виолончели соло

SUITES NO. 1 - COURANTE

SUITES NO. 2 - ALLEMANDE

SUITE NO. 4 - BOURREE 1

Кроме того, Бах сочинил несколько произведений для лютни соло. Писал он также трио-сонаты, сонаты для солирующих флейты и виолы да гамба.

Сонаты для виолы да гамба и клавесина

SONATA IN G MAJOR - ANDANTE

SONATA IN G MINOR - VIVACE

Наиболее известные произведения Баха для оркестра — «Бранденбургские концерты». Они были так названы, потому что Бах, послав их маркграфу Христиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому в 1721 году, думал получить работу при его дворе; эта попытка оказалась безуспешной. Шесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо. Число 6, часто встречающееся у Баха, символизирует шесть «рабочих» дней творения. Другие дошедшие до нас произведения Баха для оркестра включают два скрипичных концерта, концерт для 2 скрипок ре минор, и концерты для одного, двух, трёх и даже четырёх клавесинов.

Среди камерных произведений следует особо выделить вторую партиту для скрипки, в частности последнюю часть — Чакона. Скрипач существует до или после "Чаконы" Баха. Среди его сольных сонат и партит "Чакона" - чудо из чудес.

Анна Ахматова была потрясена этим произведением. Она слышала его ещё в гостиной дома Гумилевых. После этого и появятся упоминания "Чаконы" в произведениях Ахматовой.

А мне в ту ночь приснился твой приезд
Он был во всем... И в баховской Чаконе,
И в розах, что напрасно расцвели...

Первоначально это стихотворение называлось "27 декабря 1940", указывая на число, когда Ахматова начала писать "Поэму без героя".
В самой поэме есть упоминание о "Чаконе":

Полно мне леденеть от страха,
Лучше кликну Чакону Баха.
А за ней войдет человек...
Он не станет мне милым мужем,
Но мы с ним такое заслужим,
Что смутится Двадцатый Век.

Partita 2 - Ciaccona

(исполняет Иегуди Менухин)

В популяризацию музыки Баха в XX веке внесли свой вклад многочисленные «облегчённые» и «осовремененные» версии его произведений. Среди них — широко известные сегодня мелодии, исполненные Swingle Singers, и запись Венди Карлос 1968 года «Switched-On Bach», где использовался недавно изобретённый синтезатор. Обрабатывали музыку Баха и джазовые музыканты, такие как Жак Лусье. Обработку Гольдберг-вариаций в стиле нью-эйдж исполнил Джоэль Шпигельман. Среди российских современных исполнителей отдать должное великому композитору попытался Фёдор Чистяков в своём сольном альбоме 1997 года «Когда проснётся Бах».

Однако осознание музыкальной и педагогической ценности его сочинений, интерес к музыке Баха породил новое движение среди исполнителей: широкое распространение получила идея аутентичного исполнения (или «исторически ориентированное исполнение») . Такие исполнители, например, используют клавесин вместо современного фортепиано и хоры меньшего размера, чем это было принято в XIX и начале XX века, желая в точности воссоздать музыку баховской эпохи.

Мотив B-A-C-H

Образуется он из звуков, соответствующих буквам фамилии BACH. Как это происходит?

Все знают, что ноты имеют названия. История их возникновения давняя, и не она нас в данном случае интересует. Скажем лишь, что в русском языке получили распространение названия нот до, ре, ми, фа и т.д., пришедшие из латинского языка (акростих одного латинского гимна). Но существует — и имеет не меньшее распространение - буквенная (по латинскому алфавиту) система. Согласно этой системе, у букв фамилии «Bach» есть музыкальное значение: В — си-бемоль, А - ля, С - до, Н - си.

Бах знал об этой музыкальной особенности своей фамилии и обыгрывал этот мотив.

Вензель И.С. Баха - одна из самых красивых монограмм (фигура в центре). Она украшает каждый том Нового полного собрания сочинений композитора (Neue Ausgabe samtlicher Werke; сокращенно NBW). А если учесть, что это не просто изысканный орнамент, а рисунок, имеющий глубокий и в высшей степени индивидуальный - а потому уникальный - смысл, то станет ясно, что рисунком можно не только наслаждаться, но его необходимо и понять. После того как мы разложили монограмму на элементы, становится совершенно ясно, что это инициалы композитора, написанные традиционно (элемент показан слева), и их зеркальное отражение (показано справа). Теперь, когда мы видим эти элементы по отдельности, их легко распознать в вензеле. Но это еще не все, что заключено в монограмме. Ее венчает корона. Включение короны в вензель объясняется тем, что Бах в тот период ожидал своего назначения на пост придворного композитора курфюрста Саксонского.

J S B Окончательный J S B

Вариант (зеркальное отражение)

Примечательно, что эта монограмма изображена на хрустальном кубке, подаренном Баху в 1735 г.

Над монограммой надпись: «Vivat». На противоположной стороне имя Баха, записанное нотами:

В - А - С - Н, подразумевающее и «баховское число» - 14. Кстати, указание на это число имеется и в вензеле: ему соответствуют четырнадцать лепестков, украшающие внешний контур рисунка.

Итак, мы видим, что вензель содержит в себе много символических деталей. Приведение их в некое художественное единство даже для Баха, с его поразительной способностью изобретать и комбинировать всё новые и новые формы, было, по-видимому, непростым делом. К этому конечному результату он пришел после ряда поисков. Свидетельство одного из этапов работы дошло до нас. В 1733 г. его монограмма была такой:

Нельзя отказать этой монограмме в изобретательности и определенной элегантности, хотя также очевидно, что окончательный вариант во всех отношениях богаче, параднее и многозначительнее.

И последняя параллель: во многих баховских произведениях, особенно для сольных инструментов, можно встретить мелодические фразы, как правило в конце, которые и своей нотной графикой, и своим смысловым значением сродни заключительному росчерку пера - баховской подписи, после которой каденция, завершающая произведение, ассоциируется с печатью.

Пожалуй, самый известный портрет в истории классической музыки с июня 2015 года снова находится в Лейпциге. Картина проделала долгий путь.

Портрет Баха работы Элиаса Готтлоба Хаусмана вернулся в Лейпциг

"Бах снова дома!" - радуются жители Лейпцига. В музее Баха (Bach Museum Leipzig ), расположенном в бывшем здании школы при церкви святого Фомы, где в свое время преподавал Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach ), появился новый сенсационный экспонат, и какой! Речь идет о единственном прижизненном портрете великого композитора, о котором абсолютно точно известно, что он является подлинником и что на нем изображен именно Бах (относительно других портретов существуют те или иные сомнения).

Портрет Баха, 1748 год

Кроме того, полотно работы немецкого художника эпохи позднего барокко Элиаса Готтлоба Хаусмана (Elias Gottlob Haußmann ) обладает высоким художественным качеством, Бах на нем - "как живой". Именно этот портрет в многочисленных копиях определяет иконографию Баха во всем мире.

Долгий путь домой

О том, что уникальный портрет вернется в Лейпциг, где он был написан более двух с половиной веков назад, стало известно еще в конце 2014 года. Тогда было оглашено завещание американского мецената Уильям Шайде, скончавшегося в ноябре прошедшего года. Предприниматель Шайде, музыкант-любитель и страстный поклонник Баха, завещал Баховскому архиву в Лейпциге картину, которую он сам приобрел на аукционе в 1952 году.

Джон Элиот Гардинер во время беседы DW

Передача, как сообщает архив Баха, состоялась в конце апреля в Нью-Йорке: бургомистру Лейпцига Буркхарду Юнгу (Burkhard Jung ) картину передала вдова покойного Юдит Шайде. На открытии Баховского фестиваля в Лейпциге 12 июня знаменитый портрет был впервые после 265 лет представлен общественности в Германии.

Важную роль в "репатриации" портрета Баха сыграл и знаменитый британский дирижер и тонкий знаток музыки Баха сэр Джон Элиот Гардинер. Именно он посоветовал Шайде передать картину в Лейпциг и лично участвовал в возвращении. Британского специалиста в области аутентичного исполнительства связывает с картиной уникальная семейная история.

Будучи ребенком, сэр Джон имел возможность ежедневно видеть эту картину, которая на протяжении нескольких лет находилась в доме его отца в графстве Дорсет. Ему картина была передана на сохранение ее прежним владельцем, еврейским беженцем из Германии, Вальтером Йенке (Walter Jenke ). "Я вырос на глазах у Иоанна Себастьяна Баха", - пошутил Гардинер в интервью немецкой радиостанции Deutschlandradio Kultur . Тогда взгляд Баха казался ему "чрезвычайно строгим". Он с благоговейным страхом проходил ежедневно мимо портрета. "Это было время, когда я наизусть учил баховские мотеты", - вспоминает Гардинер. Позднее он попривык к портрету и Баха на стене уже не боялся.

Вот он какой, Бах...

Как и было оговорено с заказчиком, Хаусман написал в свое время портрет Баха в двух экземплярах, в 1746 и 1748 годах. Более ранняя версия картины хранится в музее городской истории Лейпцига, но сильно пострадала в прошлом столетии от неправильной реставрации. Второму из портретов повезло больше, краски на нем буквально сияют.

Бах позировал Хаусману в возрасте примерно шестидесяти лет. Он одет в парадный камзол и держит в руках нотный лист с записью своего произведения "Canon triplex à 6 Voc: per J.S. Bach ". Некоторые из зрителей полагают, что художник натуралистично прорисовал тонки красные жилки на носу композитора, любившего табак и красное вино.

Стоимость портрета оценивается в 2,5 миллиона евро.

31 марта - день рождения выдающегося немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Его музыкальное наследие вошло в золотой фонд мировой культуры и хорошо известно ценителям классики, а вот о его личной судьбе говорят редко. А ведь Иоганн Бах был представителем одной из самых "музыкальных" семей в истории: всего у него в роду насчитывается 56 музыкантов и композиторов. Сам же Иоганн Бах стал отцом 20 детей!




Иоганн Себастьян Бах родился в семье музыканта Иоганна Амброзиуса. Мальчик был самым младшим в семье, у него было 7 братьев и сестер, среди которых выдающиеся способности проявлял также Иоганн Кристоф. Иоганн Кристоф служил органистом, и после смерти отца и матери решил обучить младшего брата музыке. Пойдя по стопам своего отца и старшего брата, Иоганн Себастьян также выбрал для себя композиторскую стезю, он обучался в вокальной школе Св. Михаила. Начав поиски работы, Иоганн Себастьян вначале устроился придворным музыкантом в Веймар, позже был смотрителем органа в Арнштадте.



В Арнштадте Бах влюбляется в кузину Марию Барбаре. Несмотря на родственную связь, возлюбленные решают сочетаться браком. Их совместная жизнь была недолгой (Мария умерла в возрасте 36 лет), но в браке было рождено 7 детей, четверо из которых выжили. Среди них оказались и два будущих композитора - Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.



Иоганн Себастьян тяжело пережил утрату жены, но спустя чуть меньше года вновь влюбился. На этот раз его избранницей стала совсем молодая особа - Анна Магдалена. Девушке было тогда 20 лет, а именитому музыканту - 36. Несмотря на большую разницу в возрасте, Анна Магдалена прекрасно справлялась со своими обязанностями: она вела хозяйство, стала заботливой мачехой для уже подросших детей, и, самое главное, искренне интересовалась успехами мужа. Бах увидел в девушке недюжинный талант и стал давать ей уроки пения и музицирования. Анна увлеченно осваивала новую для себя сферу, разучивала гаммы, занималась пением с детьми. Семейство Бахов постепенно пополнялось, всего Анна Магдалена подарила мужу 13 детей. Огромная семья часто собиралась вместе вечерами, устраивая импровизированные концерты.



В 1723 году, заботясь о будущем детей, Бах перевез семью в Лейпциг. Здесь его сыновья смогли получить хорошее образование и начать музыкальную карьеру. Анна Магдалена продолжала заботиться о муже, помимо домашних дел, она находила время на то, чтобы переписывать ноты, создавать копии хоровых партий. Анна Магдалена несомненно обладала музыкальным даром, об этом в исследованиях творческого наследия Баха говорит австралийский ученый Martin Jarvis. По его мнению, жена композитора даже написала за него несколько произведений (в частности, сомнения вызывают ария из «Вариаций Гольдберга» и первая прелюдия к циклу произведений «Хорошо темперированный клавир»). К таким выводам он пришел на основании почерковедческой экспертизы.



Как бы там ни было на самом деле, Анна Магдалена посвятила всю себя заботе о муже. В конце жизни у Баха резко ухудшилось зрение, операция по удалению катаракты привела к полной слепоте. Анна Магдалена продолжала записывать его сочинения, и супруг высоко ценил ее самоотверженность.



Умер Иоганн Себастьян Бах в 1750 году, и был похоронен близ церкви Св. Иоанна. По иронии судьбы могила гения затерялась, и лишь в 1894 году его останки были случайно обнаружены во время перестройки церкви. Перезахоронение было произведено шесть лет спустя.

Узнать, как мог выглядеть Иоганн Себастьян Бах , можно из нашего фотообзора.

Родился (21) 31 марта 1685 года в городе Эйзенах. В маленьком Бахе изначально была заложена страсть к музыке, ведь его предки были профессиональными музыкантами.

Обучение музыке

В десятилетнем возрасте после смерти родителей, Иоганн Бах был взят на воспитание своим братом Иоганном Кристофом. Он обучал будущего композитора игре на клавире, органе.

В 15 лет Бах поступил учиться в вокальную школу Имени Святого Михаила, в городе Люнебург. Там он знакомится с творчеством современных музыкантов, всесторонне развивается. Во время 1700-1703 начинается музыкальная биография Иоганна Себастьяна Баха. Им была написана первая органная музыка.

На службе

После окончания учёбы Иоганн Себастьян был направлен к герцогу Эрнсту на должность музыканта при дворе. Неудовлетворённость от зависимого положения заставляет его поменять работу. В 1704 году Бах получает должность органиста Новой церкви в Арндштадте. Краткое содержание статьи не даёт возможности подробно остановиться на творчестве великого композитора, но именно в это время им было создано много талантливых произведений. Сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, придворным музыкантом Телемахом обогащало музыку новыми мотивами. В 1707 Бах переезжает в Мюльхузен, продолжает работать церковным музыкантом и заниматься творчеством. Власти довольны его работой, композитор получает вознаграждение.

Личная жизнь

В 1707 году Бах женился на своей кузине Марии Барбаре. Он снова решил сменить работу, став на этот раз придворным органистом в Веймаре. В этом городе в семье музыканта рождаются шестеро детей. Трое умерли в младенчестве, а трое в будущем становятся известными музыкантами.

В 1720 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на известной певице Анне Магдалине Вильгельм. Счастливая семья имела 13 детей.

Продолжение творческого пути

В 1717 году Баха переходит на службу к герцогу Анхальт – Кётенскому, высоко ценившему его талант. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры).

В Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха, английская и французская сюиты.

В 1723 году музыкант получает место кантора и учителя музыки и латыни в церкви святого Фомы, затем становится музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал в себя как светскую, так и духовую музыку. За свою жизнь Иоганн Себастьян Бах успел побывать руководителем музыкальной коллегии. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги»)

Последние годы жизни

В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Несмотря на это, композитор продолжал работать. В 1747 году он создаёт цикл пьес под названием «Музыка приношения», посвящённый прусскому королю Фридриху Второму. Последней работой стал сборник произведений «Искусство фуги», включивший в себя 14 фуг и 4 канона.

Умер Иоганн Себастьян Бах 28 июля 1750 года в Лейпциге, но его музыкальное наследие остаётся бессмертным.

Краткая биография Баха не даёт полного представления о сложном жизненном пути композитора, о его личности. Подробно с его судьбой и творчеством можно познакомиться, прочитав книги Иоганна Форкеля, Роберта Франца, Альберта Швейцера.