Кто такой куприн александр. Александр Куприн: биография, творчество и интересные факты из жизни

Александр Иванович Куприн и русская литература начала 20 века неразделимы. Это произошло потому, что писатель в собственных произведениях освещал современную ему жизнь, рассуждал на темы и искал ответа на вопросы, которые принято относить к категории вечных. Все его творчество опирается на жизненные прототипы. Александр Иванович черпал сюжеты из жизни, он лишь преломлял ту или иную ситуацию в художественном плане. Согласно общепринятому мнению, творчество этого автора относится к литературному направлению реализм, но есть страницы, которые написаны в стиле романтизма.

В 1870 году в одном из городов Пензенской губернии на свет появился мальчик. Назвали его Александром. Родители Саши были небогатыми дворянами.

Отец мальчика служил секретарем в суде, а матушка занималась ведением домашнего хозяйства. Судьба распорядилась таким образом, что после того, как Александру исполнился годик, его отец скончался скоропостижно от болезни.

После этого печального события вдова с детьми едет на жительство в Москву. Дальнейшая жизнь Александра, так или иначе, будет связана с Москвой.

Учился Саша в кадетском пансионе. Все говорило о том, что судьба мальчика будет связана с военным делом. Но на деле оказалось совершенно не так. Тема армии прочно вошла в литературное творчество Куприна. Военной службе посвящены такие произведения, как «Прапорщик армейский», «Кадеты», «Поединок», «Юнкера». Стоит отметить, что образ главного героя «Поединка» автобиографичен. Автор признается, что создал образ подпоручика, опираясь на опыт собственной службы.

1894 год ознаменовался для будущего прозаика отставкой от военной службы. Произошло это благодаря его взрывному характеру. В это время будущий прозаик ищет себя. Он пробует писать, и первые же опыты становятся удачными.

В журналах печатаются некоторые рассказы, принадлежащие его перу. Этот период до 1901 года можно назвать плодотворным периодом литературного творчества Куприна. Написаны следующие произведения: «Олеся», «Куст сирени», «Чудесный доктор» и многие другие.

В России в этот период времени назревают народные беспокойства, обусловленные противостоянием капитализму. Молодой автор творчески реагирует на эти процессы.

Результатом стала повесть «Молох», где он обращается к древнерусской мифологии. Под видом мифологического существа он показывает бездуховную мощь капитализма.

Важно! Когда «Молох» увидел свет, его автор тесно стал общаться с корифеями русской литературы того периода. Это Бунин, Чехов, Горький.

В 1901 году Александр встретил свою единственную и связал себя узами брака. После женитьбы супруги переехали в Петербург. В это время писатель активен и на литературном поприще, и в общественной жизни. Написаны произведения: «Белый пудель», «Конокрады» и другие.

В 1911 году семья переезжает жить в Гатчину. В это время в творчестве появляется новая тема – любви. Он пишет , «Суламифь».

А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

В 1918 году супруги эмигрируют во Францию. За границей писатель продолжает плодотворно работать. Написано более 20 рассказов. Среди них «Синяя звезда», «Ю-Ю» и другие.

1937 год стал знаковым в том плане, что Александру Ивановичу было разрешено вернуться на Родину. Больной писатель возвращается в Россию. На Родине он проживает всего год. Прах покоится на Волковском кладбище Ленинграда.

Самое главное, что нужно знать о жизни и творчестве этого выдающегося автора, размещено в хронологической таблице:

Дата Событие
26 сентября (7 августа) 1870 г. Рождение Куприна
1874 г. Переезд с матушкой и сестрами в Москву
1880–1890 гг. Учеба в военных училищах
1889 г. Публикация первого рассказа «Последний дебют»
1890–1894 гг. Служба
1894–1897 гг. Переезд в Киев и писательская деятельность
1898 г. «Полесские рассказы»
1901–1903 гг. Женитьба и переезд в Петербург
1904–1906 гг. Печать первого собрания сочинений
1905 г. «Поединок»
1907–1908 гг. Обращается к любовной теме в творчестве
1909–1912 гг. Получил пушкинскую премию. Опубликован «Гранатовый браслет».
1914 г. Служба в армии
1920 г. Эмиграция во Францию с семьей
1927–1933 гг. Плодотворный период творчества за границей
1937 г. Возвращение в Россию
1938 г. Смерть в Ленинграде

Самое главное о Куприне

Кратко биография писателя может быть изложена в нескольких основных вехах его жизни. Александр Иванович – выходец из обедневшей дворянской семьи. Так получилось, что мальчик рано остался без отца. По этой причине становление личности было достаточно сложным. Ведь, как известно, мальчику нужен отец. Мать, переехав в Москву, принимает решение определить сына на учебу в военное училище. Поэтому армейский уклад достаточно сильно повлиял на Александра Ивановича, его мировоззрение.

Главные этапы жизни:

  • До 1894 года, то есть до выхода в отставку от воинской службы, начинающий автор пробовал свои силы в писательском мастерстве.
  • После 1894 года понял, что писательство – это его призвание, поэтому целиком посвящает себя творчеству. Сводит знакомство с Горьким, Буниным, Чеховым и другими писателями того времени.
  • Революция 1917 года утвердила Куприна в мысли, что , возможно, правы в своих взглядах на власть. Поэтому писатель с семьей не может находиться в России и вынужден эмигрировать. Почти 20 лет Александр Иванович живет во Франции и плодотворно работает. За год до смерти ему разрешено вернуться на Родину, что он и делает.
  • В 1938 году сердце писателя перестало биться навсегда.

Полезное видео: ранний период творчества А. И. Куприна

Биография для детей

С именем Куприна ребята знакомятся во время обучения в начальной школе. Ниже приведем биографические сведения о писателе, которые необходимы ученикам.

Детям младшего школьного возраста важно знать, что Александр Иванович неспроста обратился к теме детей и детства. Он пишет на эту тему просто и естественно. В этом цикле он создает большое количество рассказов о животных. В целом в произведениях этой направленности Куприн выражает гуманное отношение ко всему живому.

В рассказах, героями которых являются дети, остро выражена тема сиротства. Возможно, это связано с тем, что их автор сам рано остался без отца. Но стоит отметить, что он показывает сиротство как социальную проблему. К произведениям о детях и для детей можно отнести «Чудесный доктор», «Ю-Ю», «Тапер», «Слон», «Белый пудель» и многие другие.

Важно! Несомненно, вклад этого выдающегося писателя в развитие и становление детской литературы чрезвычайно велик.

А. И. Куприн в Гатчине

Последние годы Куприна

В детстве Куприна было много трудностей, не меньше проблем было и в последние годы жизни. В 1937 году ему разрешили вернуться в Советский Союз. Его встречали торжественно. Среди приветствующих знаменитого прозаика были многие известные поэты и писатели того времени. Кроме этих людей было очень много поклонников творчества Александра Ивановича.

К этому времени у Куприна был диагностирован рак. Это заболевание сильно подорвало ресурсы организма писателя. Вернувшись на Родину, прозаик надеялся, что пребывание в родных пенатах пойдет ему только на пользу. К сожалению, надеждам писателя не суждено было сбыться. Через год талантливого реалиста не стало.

Последние годы жизни

Куприн в видеоматериалах

В современном мире информатизации очень многие биографические сведения о творческих людях оцифрованы. Телеканал «Радость моя» в своем эфире транслирует цикл передач «Мой живой журнал». В этом цикле есть передача о жизни творчестве Александра Куприна.

На телеканале «Россия. Культура» транслируется цикл лекций о писателях. Продолжительность ролика составляет 25 минут. Причем лекции об Александре Ивановиче тоже составляют цикл. Есть такие, которые повествуют о детстве и юношестве и о периоде эмиграции. Продолжительность их по времени примерно одинаковая.

В интернете есть подборки роликов о Куприне. Даже целая виртуальная страничка посвящена знаменитому русскому писателю. На этой же странице есть ссылки на аудиокниги. В самом конце размещены отзывы читателей.

Возвращение на Родину

Википедия о Куприне

В электронной энциклопедии Википедия размещена объемная информационная статья об Александре Ивановиче. В ней подробно рассказывается о жизненном пути прозаика. Даны подробные описания его основных произведений. Достаточно полно освещена информация, касающаяся семьи писателя. Этот текст сопровождается личными фотографиями Куприна.

После основной информации представлена библиография автора, причем почти на все книги есть электронные ссылки. Все, кто по-настоящему интересуется его творчеством, могут прочитать их интересующее. Также есть ссылки на видео с экранизированными произведениями Александра Ивановича. В конце статьи перечислены памятные места, связанные с именем Александра Ивановича Куприна, многие проиллюстрированы фотографиями.

Полезное видео: биография А.И. Куприна

Вывод

Со дня смерти Куприна прошло 70 лет. Это достаточно большой временной отрезок. Но, несмотря на это, популярность произведений Александра Ивановича не уменьшается. Это обусловлено тем, что в них заключены понятные всем вещи. Произведения Александра Ивановича Куприна необходимо читать всем, кто хочет лучше понимать природу взаимоотношений и мотивы, движущие различными людьми. Они являются своего рода энциклопедией нравственных качеств и глубоких переживаний любого человека.

Александр Иванович Куприн – известный русский писатель и переводчик. Он внес весомый вклад в фонд русской литературы. Его произведения отличались особой реалистичностью, благодаря чему он получил признание в самых разных слоях общества.

Краткая биография Куприна

Вашему вниманию предлагается краткая биография Куприна. Она, как и все , содержит много интересных фактов.

Детство и родители

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 г. в городе Наровчат, в семье простого чиновника. Когда маленькому Александру было всего один год, его отец – Иван Иванович умер.

После смерти мужа, мать будущего писателя – Любовь Алексеевна, решила отправиться в Москву. Именно в этом городе прошло детство и юность Куприна.

Обучение и начало творческого пути

Когда юному Саше исполнилось 6 лет, его отдали на обучение в Московское сиротское училище, которое он окончил в 1880 г.

Александр Иванович Куприн

В 1887 г. Куприн был зачислен в Александровское военное училище.

В этот период биографии ему приходится сталкиваться с разными трудностями, о которых он потом напишет в рассказах «На переломе (Кадеты)» и «Юнкера».

Александр Иванович имел неплохие способности к написанию стихов, однако они так и остались неопубликованными.

В 1890 г. писатель служил в пехотном полку в чине подпоручика.

Находясь в этом звании, он пишет такие рассказы как «Дознание», «Впотьмах», «Ночная смена» и «Поход».

Расцвет творчества

В 1894 г. Куприн решает подать в отставку, находясь на тот момент уже в звании поручика. Сразу же после этого, он начинает путешествовать по , знакомясь с разными людьми и набираясь новых знаний.

В этот период ему удается познакомиться с , Максимом Горьким и .

Биография Куприна интересна тем, что все впечатления и переживания, полученные им во время его немалых путешествий, он сразу же брал за основу для будущих произведений.

В 1905 г. печатается повесть «Поединок», которая получает настоящее признание в обществе. В 1911 г. появляется его самый значимый труд «Гранатовый браслет», который сделал Куприна по-настоящему знаменитым.

Следует заметить, что ему легко давалось написание не только серьезной литературы, но и детских рассказов.

Эмиграция

Одним из важнейших моментов в жизни Куприна стала Октябрьская революция. В краткой биографии сложно описать все переживания писателя, связанные с эти временем.

Вкратце лишь заметим, что он наотрез отказался принимать идеологию военного коммунизма и связанный с ним террор. Оценив сложившуюся ситуацию, Куприн практически сразу решает эмигрировать во Францию.

На чужбине он продолжает писать повести и рассказы, а также заниматься переводческой деятельностью. Для Александра Куприна было немыслимо жить без творчества, что отчетливо видно по всей его биографии.

Возвращение в Россию

Со временем, помимо материальных трудностей, Куприн все чаще начинает испытывать ностальгию по Родине. Возвратиться обратно в Россию ему удается лишь спустя 17 лет. Тогда же он пишет свое последнее произведение, которое называется «Москва родная».

Последние годы жизни и смерть

Советским чиновникам был выгоден известный литератор, вернувшийся на Родину. Из него пытались создать образ раскаявшегося писателя, приехавшего с чужбины, чтобы воспевать счастливую .


О возвращении Куприна в СССР, 1937 год, «Правда»

Однако в служебных записках компетентных органов зафиксировано, что Куприн слаб, болен, неработоспособен и, практически, не в состоянии ничего писать.

Кстати, именно поэтому появилась информация, что «Москва родная» принадлежит не самому Куприну, а приставленному к нему журналисту Н. К. Вержбицкому.

25 августа 1938 г. Александр Куприн умер от рака пищевода. Его похоронили в Ленинграде на Волковском кладбище, рядом с великим писателем .

  • Когда Куприн еще не был известным, ему удалось освоить множество самых разнообразных профессий. Он работал в цирке, был артистом, педагогом, землемером и журналистом. В общей сложности он освоил более 20 разных профессий.
  • Первая жена писателя – Мария Карловна, очень не любила беспорядки и неорганизованность в работе Куприна. Так, например, застав его спящим на рабочем месте, она лишила его завтрака. А когда он не написал нужные главы для какого-то рассказа, жена отказалась впускать его в дом. Как тут не вспомнить американского ученого, который под давлением жены !
  • Куприн любил одеваться в национальный татарский наряд, и ходить в таком виде по улицам. По материнской линии у него были татарские корни, чем он всегда гордился.
  • Куприн лично общался с Лениным. Он предлагал вождю создать газету для деревенских жителей под названием «Земля».
  • В 2014 году был снят телесериал «Куприн», повествующий о жизни писателя.
  • По воспоминания современников, Куприн был по-настоящему очень добрым и неравнодушным к чужим судьбам человеком.
  • Именем Куприна названы многие населенные пункты, улицы и библиотеки.

Если вам понравилась краткая биография Куприна – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вы вообще любите и биографии – подписывайтесь на сайт сайт любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Разнообразные жизненные обстоятельства и драматические сюжеты в произведениях Александра Ивановича Куприна объясняются в первую очередь тем, что его собственная жизнь была весьма «остросюжетной» и нелёгкой. Думается, что когда в рецензии на повесть Киплинга «Смелые мореплаватели» он писал о людях, прошедших «железную школу жизни, полную нужды, опасностей, огорчений и обид», то вспоминал о том, что было испытано им самим.

Родился Александр Иванович Куприн 26 августа 1870 года в Пензенской губернии в городе Наровчате. Отец будущего писателя Иван Иванович Куприн – разночинец (интеллигент не принадлежавший к дворянству) занимал скромную должность секретаря мирового судьи. Мать, Любовь Александровна происходила из дворян, но обедневших.

Когда мальчику не было и года, отец скончался от холеры, оставив семью без средств к существованию. Вдова с сыном вынуждена была поселиться в московском Вдовьем доме. Любовь Александровна очень хотела, чтобы её Сашенька стал офицером, и когда тому исполнилось 6 лет, мать определила его в Разумовский пансион. Тот готовил мальчиков к поступлению в среднее военное учебное заведение.

В этом пансионе Саша пробыл около 4-х лет. В 1880 году он начал учиться во 2-й Московской военной гимназии, реорганизованной позже в кадетский корпус. Надо сказать, что в стенах военной гимназии царила палочная дисциплина. Ситуацию усугубляли обыски, шпионство, надзирательство, издевательство старших воспитанников над младшими. Вся эта обстановка огрубляла и развращала душу. Но Саша Куприн, пребывая в этом кошмаре, сумел сохранить духовное здоровье, которое впоследствии стало обаятельной чертой его творчества.

В 1888 году Александр заканчивает учёбу в корпусе и поступает в 3-е Военное Александровское училище, готовившее пехотных офицеров. В августе 1890 года он его оканчивает и отправляется на службу в 46-й пехотный Днепровский полк. После этого началась служба в глухих и забытых богом уголках Подольской губернии.

Осенью 1894 года Куприн выходит в отставку и переезжает в Киев. К этому времени он уже написал 4 опубликованных произведения: «Последний дебют», «Впотьмах», «Лунной ночью», «Дознание». В том же 1894 году молодой писатель начинает сотрудничать в газетах «Киевское слово», «Жизнь и искусство», а в начале 1895 года становится сотрудником газеты «Киевлянин».

Он написал ряд очерков и объединил их в книгу «Киевские типы». Данный труд увидел свет в 1896 году. Ещё более значимым для молодого писателя стал 1897 год, так как был напечатан первый сборник его рассказов «Миниатюры».

В 1896 году Александр Куприн отправляется в поездку по заводам и шахтам Донецкого бассейна. Горя желанием досконально изучить реальную жизнь, он устраивается на один из заводов на должность заведующего учётом кузницы и столярной мастерской. В этом новом для него качестве будущий знаменитый писатель проработал несколько месяцев. За это время был собран материал не только для ряда очерков, но и для повести «Молох».

Во второй половине 90-х годов жизнь Куприна начинает напоминать калейдоскоп. Он организует в Киеве в 1896 году атлетическое общество и начинает активно заниматься спортом. В 1897 году устраивается управляющим в имение, находящееся в Ровенском уезде. Затем увлекается протезированием зубов и работает некоторое время зубным врачом. В 1899 году примыкает к бродячей театральной группе на несколько месяцев.

В том же 1899 году Александр Иванович Куприн приезжает в Ялту. В этом городе произошло знаменательное событие его жизни – встреча с Антоном Павловичем Чеховым. После этого Куприн посещал Ялту и в 1900, и 1901 годах. Чехов познакомил его со многими литераторами и издателями. Среди них был В. С. Миролюбов – издатель петербургского «Журнала для всех». Миролюбов пригласил Александра Ивановича на должность секретаря журнала. Тот согласился и осенью 1901 года переехал в Петербург.

В городе на Неве произошла встреча с Максимом Горьким. Об этом человеке Куприн написал в своём письме Чехову в 1902 году: «Я познакомился с Горьким. Есть в нём что-то суровое, аскетическое, проповедническое». В 1903 году горьковское издательство «Знание» выпустило первый том рассказов Александра Куприна.

В 1905 году произошло очень важное событие в творческой жизни писателя. Опять же в издательстве «Знание» была опубликована его повесть «Поединок». За ней последовали другие произведения: «Сны», «Механическое правосудие», «Свадьба», «Река жизни», «Гамбринус», «Убийца», «Бред», «Обида». Все они были откликом на первую русскую революцию и выражали мечты о свободе.

После революции последовали годы реакции. В этот период в работах классика отчётливо стали проглядываться неясные философские и политические взгляды. В то же время он создал произведения, которые стали достойными образцами русской классической литературы. Здесь можно назвать «Гранатовый браслет», «Святая ложь», «Яма», «Груня», «Скворцы» и др. В этот же период зарождается замысел романа «Юнкера».

Во время Февральской революции Александр Иванович жил в Гатчине. Отречение государя и переход власти к Временному правительству он горячо приветствовал. Но Октябрьский переворот воспринял негативно. Он печатал в буржуазных газетах, выходивших вплоть до середины 1918 года, статьи, в которых подвергал сомнению переустройство общества на социалистических началах. Но постепенно тон его статей начал меняться.

Во второй половине 1918 года Александр Иванович Куприн уже с уважением отзывался о деятельности большевистской партии. В одной из статей он даже назвал большевиков людьми «кристальной чистоты». Но видимо этому человеку были свойственны сомнения и колебания. Когда в октябре 1919 года Гатчину заняли войска Юденича, писатель поддержал новую власть, а затем вместе с белогвардейскими частями покинул Гатчину, спасаясь от наступающей Красной армии.

Вначале он перебрался в Финляндию, а в 1920 году переехал во Францию. Целых 17 лет автор «Олеси» и «Поединка» провёл на чужбине, живя большую часть времени в Париже. Это был трудный, но плодотворный период. Из-под пера русского классика вышли такие сборники прозы как «Купол св. Исаакия Долматского», «Колесо времени», «Елань», а также романы «Жанета», «Юнкера».

Живя за границей, Александр Иванович слабо представлял, что происходит на родине. Он слышал о величайших достижениях советской власти, о великих стройках, о всеобщем равенстве и братстве. Всё это вызывало в душе классика огромный интерес. И с каждым годом его всё больше и больше тянуло в Россию.

В августе 1936 года полпред СССР во Франции В. П. Потёмкин обратился с просьбой к Сталину разрешить Александру Ивановичу Куприну приехать в СССР. Этот вопрос рассматривали на Политбюро ЦК ВКП(б) и постановили разрешить въезд писателю Куприну в страну советов. 31 мая 1937 года великий русский классик вернулся на родину в город своей юности – Москву.

Однако приехал он в Россию тяжело больным. Александр Иванович был слаб, неработоспособен и не мог писать. Летом 1937 года в газете «Известия» появилась статья «Москва родная». Под ней стояла подпись А. И. Куприн. Статья была хвалебная, и каждая её строчка дышала восхищением социалистических достижений. Однако предполагается, что статью написал другой человек, московский журналист, приставленный к писателю.

В ночь на 25 августа 1938 года Александр Иванович Куприн скончался в возрасте 67 лет. Причиной смерти стал рак пищевода. Похоронили классика в городе Ленинграде на «Литераторских мостках» Волковского кладбища, недалеко от могилы Тургенева. Так закончил свой жизненный путь талантливый русский писатель, воплотивший в своих произведениях лучшие традиции русской литературы XIX века .

Статья рассказывает о краткой биографии Куприна - известного русского писателя, признанного мастера прозы.

Биография Куприна: ранние годы

Александр Иванович Куприн родился в 1870 г. в небольшом провинциальном городе. Его отец был потомственным дворянином, что должно было предвещать успешную жизнь. Но вскоре после рождения Саши отец умер, и мать в поисках средств к существованию переехала с детьми в Москву, где после долгих просьб и унижений смогла пристроиться в специальном заведении - вдовьем доме. Саша научился читать в раннем детстве и отдавал этому занятию все свободное время.

Мальчик рано был помещен в пансион, затем в кадетский корпус и юнкерское училище. Таким образом Куприн практически не испытал радости домашнего очага и нормальной семейной жизни. Детские годы наложили отпечаток на формирование личности писателя, остро чувствующего страдания и унижение простых людей.
Особое значение для Куприна имели годы, проведенные в корпусе и училище. В этих заведениях царила атмосфера замкнутости и суровой военной дисциплины. Все время воспитанников было подчинено строгому распорядку, за малейшее нарушение полагалось суровое наказание. Куприн с особой болью вспоминал о том, как подвергся порке за незначительный проступок.

В училище Куприн написал свой первый рассказ "Последний дебют". Его издание стало причиной помещения юнкера в карцер.

После окончания училища будущий писатель прослужил четыре года в полку. За это время он в тонкости изучил бытовую жизнь царских офицеров, ее ничтожество и грязь. Провозглашаемые высшие идеалы оказались иллюзией, в армии процветала грубость и всевозможные пороки. Впечатления Куприна от армейской службы легли в основание многих последующих произведений. Наиболее известным и ярким из них является повесть "Поединок" (1905 г.), где нравы и поведение офицеров царской армии подвергнуты острой критике.

После увольнения со службы Куприн принимает решение посвятить свою жизнь профессии писателя. Поначалу это занятие не приносило дохода, и писатель сменил невероятное количество профессий от актера до летчика, пробуя свои силы в самых разнообразных видах деятельности. К тому же это давало писателю богатый опыт в наблюдении различных ситуаций и человеческих характеров.

Биография Куприна: расцвет творчества

90-е гг. оказались наиболее плодотворными в творчестве писателя. В это время им было написано одно из самых известных своих произведений - повесть "Молох". В повести Куприн с особой силой изобразил порочность и лживость нового общества, члены которого озабочены только личной выгодой и стремятся любыми средствами добиться этого. Личные чувства человека будут растоптаны, если встанут на пути таких устремлений. Особое место в повести занимает образ завода - "Молоха", всесокрушающей силы, олицетворяющей собой полное подчинение и ничтожество обычного человека.

В 90-е гг. Куприн знакомится с выдающимися русскими литераторами, которые высоко оценили его творчество. Издание повестей "Поединок", "Яма" и др. принесли писателю всенародную славу. Его творчество становится одной из главных и неразрывных частей русского реализма.
В своем творчестве Куприн уделял большое внимание детям, особенно тем, у кого было трудное детство, схожее с судьбой писателя. Им было написано несколько прекрасных рассказов о детях, основанных на историях реальных людей.

Куприн отнесся резко отрицательно к Октябрьской революции и в 1920 г. уехал во Францию. За рубежом писатель практически не занимался творческой деятельностью. Его, как и многих эмигрантов, тянуло на родину, но существовала опасность подвергнуться политическим репрессиям.
Куприн долгое время прожил за границей, но в конце концов любовь к России пересилила в душе писателя возможный риск. В 1937 г. в разгар сталинских чисток он вернулся на родину, мечтая написать еще множество произведений.

Мечте не суждено было сбыться, силы писателя уже были значительно подорваны. Куприн умер в 1938 г., оставив после себя огромное литературное наследство. Творчество писателя входит в золотой фонд русской литературы. Он является одним из величайших писателей-реалистов.

Александр Куприн как писатель, человек и собрание легенд о его бурной жизни — особая любовь русского читателя, сродни первому юношескому чувству на всю жизнь. Иван Бунин, ревниво относившийся к своему поколению и редко раздающий похвалы, без сомнения, понимал неравноценность всего написанного Куприным, тем не менее называл его писателем милостью Божией.

И все же кажется, что по своему характеру Александр Куприн должен был стать не писателем, а скорее одним из своих героев — цирковым силачом, авиатором, предводителем балаклавских рыбаков, конокрадом, или, может быть, усмирил бы свой неистовый нрав где-нибудь в монастыре (кстати, такую попытку он делал). Культ физической силы, склонность к азарту, риску, буйству отличали молодого Куприна. Да и позже он любил помериться с жизнью силами: в сорок три года вдруг начал учиться стильному плаванию у мирового рекордсмена Романенко, вместе с первым русским летчиком Сергеем Уточкиным поднимался на воздушном шаре, опускался в водолазном костюме на морское дно, со знаменитым борцом и авиатором Иваном Заикиным летал на самолете «Фарман». Однако искру Божью, как видно, не погасишь.

Родился Куприн в городке Наровчат Пензенской губернии 26 августа (7 сентября) 1870 года. Отец его, мелкий чиновник, умер от холеры, когда мальчику не исполнилось и двух лет. В семье, оставшейся без средств, кроме Александра, было еще двое детей. Мать будущего писателя Любовь Алексеевна, урожденная княжна Кулунчакова, происходила из татарских князей, и Куприн любил вспоминать о своей татарской крови, даже, было время, носил тюбетейку. В романе «Юнкера» он писал о своем автобиографичном герое: «...бешеная кровь татарских князей, неудержимых и неукротимых его предков с материнской стороны, толкавшая его на резкие и необдуманные поступки, выделяла его среди дюжинных юнкеров».

В 1874 году Любовь Алексеевна, женщина, по воспоминаниям, «с сильным, непреклонным характером и высоким благородством», принимает решение переехать в Москву. Там они поселяются в общей палате Вдовьего дома (описан Куприным в рассказе «Святая ложь»). Через два года, из-за крайней бедности, она отдает сына в Александровское малолетнее сиротское училище. Для шестилетнего Саши начинается период существования на казарменном положении — длиной в семнадцать лет.

В 1880 году он поступает в Кадетский корпус. Здесь мальчик, тоскующий о доме и воле, сближается с преподавателем Цухановым (в повести «На переломе» — Труханов), литератором, который «замечательно художественно» читал воспитанникам Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева. Начинает пробовать свои силы в литературе и подросток Куприн — разумеется, как поэт; кто же в этом возрасте хоть однажды не смял листок с первым стихотворением! Увлекается модной тогда поэзией Надсона. В то же время кадет Куприн — уже убежденный демократ: «прогрессивные» идеи времени просачивались даже сквозь стены закрытого военного училища. Он гневно обличает в рифмованной форме «консервативного издателя» М. Н. Каткова и самого царя Александра III, клеймит «гнусное, страшное дело» царского суда над Александром Ульяновым и его подельниками, покушавшимися на монарха.

Восемнадцати лет Александр Куприн поступает в Третье Александровское юнкерское училище в Москве. По воспоминаниям его однокашника Л. А. Лимонтова, это уже был не «невзрачный, маленький, неуклюжий кадетик», а сильный юноша, более всего дорожащий честью мундира, ловкий гимнаст, любитель потанцевать, влюбляющийся в каждую хорошенькую партнершу.

К юнкерскому периоду относится и его первое выступление в печати — 3 декабря 1889 года в журнале «Русский сатирический листок» появился рассказ Куприна «Последний дебют». Эта история действительно едва не стала первым и последним литературным дебютом юнкера. Позже он вспоминал, как, получив за рассказ гонорар в размере десяти рублей (для него тогда огромная сумма), на радостях купил матери «козловые ботинки», а на оставшийся рубль помчался в манеж погарцевать на лошади (Куприн очень любил лошадей и считал это «зовом предков»). Через несколько дней журнал с его рассказом попался на глаза кому-то из преподавателей, и юнкера Куприна вызвали к начальству: «Куприн, ваш рассказ?» — «Так точно!» — «В карцер!» Будущему офицеру не полагалось заниматься такими «легкомысленными» вещами. Как любой дебютант, он, конечно, жаждал комплиментов и в карцере прочитал свой рассказ отставному солдату, старому училищному дядьке. Тот внимательно выслушал и сказал: «Здорово написано, ваше благородие! А только понять ничего нельзя». Рассказ и действительно был слабый.

После Александровского училища подпоручик Куприн был направлен в Днепровский пехотный полк, который стоял в Проскурове Подольской губернии. Четыре года жизни «в невероятной глуши, в одном из пограничных юго-западных городков. Вечная грязь, стада свиней на улицах, хатенки, мазанные из глины и навоза...» («К славе»), многочасовая муштра солдат, мрачные офицерские кутежи да пошловатые романы с местными «львицами» заставили его задуматься о будущем, как задумается о нем герой его знаменитой повести «Поединок» подпоручик Ромашов, мечтавший о военной славе, но после дикости провинциальной армейской жизни решивший выйти в отставку.

Эти годы дали Куприну знание военного быта, нравов местечковой интеллигенции, обычаев полесского села, а читателю подарили впоследствии такие его произведения, как «Дознание», «Ночлег», «Ночная смена», «Свадьба», «Славянская душа», «Миллионер», «Жидовка», «Трус», «Телеграфист», «Олеся» и другие.

В конце 1893 года Куприн подал прошение об отставке и уехал в Киев. К тому времени он был автором повести «Впотьмах» и рассказа «Лунной ночью» (журнал «Русское богатство»), написанных в стиле душещипательной мелодрамы. Он решает всерьез заняться литературой, но эта «дама» не так-то легко дается в руки. По его словам, он вдруг оказался в положении институтки, которую завели ночью в дебри Олонецких лесов и бросили без одежды, пищи и компаса; «...у меня не было никаких знаний, ни научных, ни житейских», — напишет он в своей «Автобиографии». В ней же он приводит список профессий, которые пытался освоить, сняв военный мундир: был репортером киевских газет, управляющим при строительстве дома, разводил табак, служил в технической конторе, был псаломщиком, играл в театре города Сумы, изучал зубоврачебное дело, пробовал постричься в монахи, работал в кузнице и столярной мастерской, разгружал арбузы, преподавал в училище для слепых, работал на Юзовском сталелитейном заводе (описан в повести «Молох»)...

Этот период завершился выходом в свет небольшого сборника очерков «Киевские типы», который можно считать первой литературной «муштрой» Куприна. За последующие пять лет он совершает довольно серьезный рывок как писатель: в 1896 году публикует в «Русском богатстве» повесть «Молох», где впервые масштабно был показан бунтующий рабочий класс, выпускает первый сборник рассказов «Миниатюры» (1897), куда вошли «Собачье счастье», «Столетник», «Брегет», «Allez!» и другие, затем следуют повесть «Олеся» (1898), рассказ «Ночная смена» (1899), повесть «На переломе» («Кадеты»; 1900).

В 1901 году Куприн приезжает в Петербург довольно известным писателем. Он уже был знаком с Иваном Буниным, который сразу по приезде ввел его в дом Александры Аркадьевны Давыдовой, издательницы популярного литературного журнала «Мир Божий». О ней ходили в Петербурге слухи, будто писателей, выпрашивающих у нее аванс, она запирает в своем кабинете, дает чернила, перо, бумагу, три бутылки пива и выпускает лишь при условии готового рассказа, тут же выдавая и гонорар. В этом доме Куприн нашел свою первую жену — яркую, испанистую Марию Карловну Давыдову, приемную дочь издательницы.

Способная ученица своей матери, она тоже имела твердую руку в обращении с пишущей братией. По крайней мере, за семь лет их брака — время самой большой и бурной славы Куприна — ей удавалось довольно продолжительные периоды удерживать его за письменным столом (вплоть до лишения завтраков, после которых Александра Ивановича клонило в сон). При ней были написаны произведения, выдвинувшие Куприна в первый ряд русских писателей: рассказы «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1904), повесть «Поединок» (1905), рассказы «Штабс-капитан Рыбников», «Река жизни» (1906).

После выхода «Поединка», написанного под большим идейным влиянием «буревестника революции» Горького, Куприн становится всероссийской знаменитостью. Нападки на армию, сгущение красок — забитые солдаты, невежественные, пьяные офицеры — все это «потрафляло» вкусам революционно настроенной интеллигенции, которая и поражение русского флота в русско-японской войне считала своей победой. Эта повесть, без сомнения, написана рукой большого мастера, но сегодня она воспринимается в несколько ином историческом измерении.

Куприн проходит самое сильное испытание — славой. «Это была пора, — вспоминал Бунин, — когда издатели газет, журналов и сборников на лихачах гонялись за ним по... ресторанам, в которых он проводил дни и ночи со своими случайными и постоянными собутыльниками, и униженно умоляли его взять тысячу, две тысячи рублей авансом за одно только обещание не забыть их при случае своей милостью, а он, грузный, большелицый, только щурился, молчал и вдруг отрывисто кидал таким зловещим шепотом: „Геть сию же минуту к чертовой матери!“ — что робкие люди сразу словно сквозь землю проваливались». Грязные кабаки и дорогие рестораны, нищие бродяги и лощеные снобы петербургской богемы, цыганские певицы и бега, наконец, важный генерал, брошенный им в бассейн со стерлядью... — весь набор «русских рецептов» для лечения меланхолии, в которую почему-то всегда выливается шумная слава, был им перепробован (как тут не вспомнить фразу шекспировского героя: «В чем выражается меланхолия великого духом человека? В том, что ему хочется выпить»).

К этому времени брак с Марией Карловной, видимо, исчерпал себя, и Куприн, не умеющий жить по инерции, с юношеской пылкостью влюбляется в воспитательницу своей дочери Лидии — маленькую, хрупкую Лизу Гейнрих. Она была сиротой и уже пережила свою горькую историю: побывала на русско-японской войне сестрой милосердия и вернулась оттуда не только с медалями, но и с разбитым сердцем. Когда Куприн, не откладывая, объяснился ей в любви, она тут же покинула их дом, не желая быть причиной семейного разлада. Вслед за ней ушел из дома и Куприн, сняв номер в петербургской гостинице «Пале-Рояль».

Несколько недель он мечется по городу в поисках бедной Лизы и, само собой, обрастает сочувствующей компанией... Когда большой его друг и почитатель таланта профессор Петербургского университета Федор Дмитриевич Батюшков понял, что этим безумствам не будет конца, он отыскал Лизу в небольшом госпитале, куда она устроилась сестрой милосердия. О чем он с ней говорил? Может быть, о том, что она должна спасти гордость русской литературы... Неизвестно. Только сердце Елизаветы Морицовны дрогнуло и она согласилась немедленно ехать к Куприну; правда, с одним твердым условием: Александр Иванович должен лечиться. Весной 1907 года они вдвоем уезжают в финский санаторий «Гельсингфорс». Эта большая страсть к маленькой женщине стала причиной создания замечательного рассказа «Суламифь» (1907) — русской «Песни песней». В 1908 году у них рождается дочь Ксения, которая впоследствии напишет воспоминания «Куприн — мой отец».

С 1907 по 1914 год Куприн создает такие значительные произведения, как рассказы «Гамбринус» (1907), «Гранатовый браслет» (1910), цикл рассказов «Листригоны» (1907-1911), в 1912 году начинает работу над романом «Яма». Когда он вышел, критика увидела в нем обличение еще одного социального зла России — проституции, Куприн же считал платных «жриц любви» жертвами общественного темперамента испокон века.

К этому времени он уже разошелся в политических взглядах с Горьким, отошел от революционной демократии. Войну 1914 года Куприн называл справедливой, освободительной, за что был обвинен в «казенном патриотизме». В петербургской газете «Новь» появилась его большая фотография с подписью: «А. И. Куприн, призванный в действующую армию». Однако на фронт он не попал — был командирован в Финляндию обучать новобранцев. В 1915 году его признали негодным к строевой службе по здоровью, и он вернулся домой в Гатчину, где в то время жила его семья.

После семнадцатого года Куприн, несмотря на несколько попыток, общего языка с новой властью не нашел (хотя по протекции Горького даже встречался с Лениным, но тот не увидел в нем «четкой идейной позиции») и покинул Гатчину вместе с отступающей армией Юденича. В 1920 году Куприны оказались в Париже.

Во Франции после революции осело около 150 тысяч эмигрантов из России. Париж стал русской литературной столицей — здесь жили Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Иван Бунин и Алексей Толстой, Иван Шмелев и Алексей Ремизов, Надежда Тэффи и Саша Черный, и многие другие известные писатели. Образовывались всевозможные русские общества, выпускались газеты и журналы... Ходил даже такой анекдот: встречаются на парижском бульваре два русских. «Ну, как тебе здесь живется?» — «Ничего, жить можно, одна беда: слишком много французов».

Первое время, пока еще сохранялась иллюзия унесенной с собой родины, Куприн пытался писать, но дар его постепенно угасал, как и могучее когда-то здоровье, все чаще он жаловался, что работать здесь не может, поскольку привык «списывать» своих героев с жизни. «Прекрасный народ, — высказывался Куприн о французах, — но не говорит по-русски, и в лавочке и в пивной — всюду не по-нашему... А значит это вот что — поживешь, поживешь, да и писать перестанешь».

Самое значительное его произведение эмигрантского периода — автобиографический роман «Юнкера» (1928-1933).

Становился он все более тихим, сентиментальным — непривычным для знакомых. Иногда, правда, все же давала себя знать горячая купринская кровь. Как-то писатель возвращался с друзьями из загородного ресторана на такси, заговорили о литературе. Поэт Ладинский назвал «Поединок» лучшей его вещью. Куприн же настаивал, что лучшее из всего им написанного — «Гранатовый браслет»: там есть высокие, драгоценные чувства людей. Ладинский назвал эту историю неправдоподобной. Куприн рассвирепел: «„Гранатовый браслет“ — быль!» и вызвал Ладинского на дуэль. С большим трудом удалось его отговорить, катая всю ночь по городу, как вспоминала Лидия Арсеньева («Дальние берега». М.: «Республика», 1994).

Видимо, с «Гранатовым браслетом» у Куприна действительно было связано что-то очень личное. На исходе жизни он и сам стал походить на своего героя — состарившегося Желткова. «Семь лет безнадежной и вежливой любви» Желтков писал безответные письма княгине Вере Николаевне. Постаревшего Куприна часто видели в парижском бистро, где он сидел один за бутылкой вина и писал любовные письма к малознакомой женщине. В журнале «Огонек» (1958, № 6) было опубликовано стихотворение писателя, возможно, сочиненное в ту пору. Там есть такие строки:

И никто на свете не узнает,
Что годами, каждый час и миг,
От любви томится и страдает
Вежливый, внимательный старик.

Перед отъездом в Россию в 1937 году он уже мало кого узнавал, да и его почти не узнавали. Бунин пишет в своих «Воспоминаниях»: «...я как-то встретил его на улице и внутренне ахнул: и следа не осталось от прежнего Куприна! Он шел мелкими, жалкими шажками, плелся такой худенький, слабенький, что, казалось, первый порыв ветра сдует его с ног...»

Когда жена увезла Куприна в Советскую Россию, русская эмиграция его не осуждала, понимая — он едет туда умирать (хотя такие вещи воспринимались в эмигрантской среде болезненно; говорили же, к примеру, что Алексей Толстой просто сбежал в «Совдепию» от долгов и кредиторов). Для советского правительства это была политика. В газете «Правда» от 1 июня 1937 года появилась заметка: «31 мая в Москву прибыл вернувшийся из эмиграции на родину известный русский дореволюционный писатель Александр Иванович Куприн. На Белорусском вокзале А. И. Куприна встречали представители писательской общественности и советской печати».

Поселили Куприна в подмосковном доме отдыха для писателей. В один из солнечных летних дней в гости к нему приехали матросы-балтийцы. Александра Ивановича вынесли в кресле на лужайку, где матросы пели для него хором, подходили, пожимали руку, говорили, что читали его «Поединок», благодарили... Куприн молчал и вдруг громко заплакал (из воспоминаний Н. Д. Телешова «Записки писателя»).

Умер 25 августа 1938 года в Ленинграде. В последние эмигрантские годы он часто говорил, что умирать нужно в России, дома, как зверь, который уходит умирать в свою берлогу. Хочется думать, что он ушел из жизни успокоенный и примиренный.